Мария Манвелова
Консультация для воспитателей и педагогов «Народно-прикладное искусство: техника лицевого шитья, керамические изразцы»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для воспитателей и педагогов.
Москва. Новодевичий монастырь.
Народно-прикладное искусство:
иконографические образы в технике лицевого шитья; керамические изразцы.
2 часть
* Цель:
- Развивать интерес к историческому наследию, народно- прикладному искусству на Руси.
* Задачи:
Публикация «Консультация для воспитателей и педагогов „Народно-прикладное искусство: техника лицевого шитья, керамические изразцы“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Народная культура, фольклор
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
- Знакомить детей с историей развития народных промыслов в эпоху Древней Руси.
- Воспитывать интерес к русскому наследию, народно- прикладному творчеству.
Обновленная временная выставка в Новодевичьем монастыре. (2021 год.)
Выставка презентует возрождение традиций лицевого шитья в мастерских Новодевичьей обители на современном историческом этапе.
Второй раздел повествует об иконографических образах в технике лицевого шитья
Рабочее место вышивальщицы
Инструменты для ВЫШИВАНИЯ
Лицевое шитье - вид декоративно-прикладного искусства, распространенного в эпоху Древней Руси. В тот период в основном изготавливали предметы церковного назначения.
КОМПЛЕКТ «ЕПИТРАХИЛЬ И ПОРУЧИ»
Золотошвейная мастерская Московского Новодевичьего монастыря, 2016 г|
ОКЛАД БОГОМАТЕРЬ «КАЗАНСКАЯ»
Россия, XIX в.
Реставрация 2017 г.
ОКЛАД БОГОМАТЕРЬ «СМОЛЕНСКАЯ»
Россия, конец XVIII в.
Реставрация 2017 г.
Выполненные в светлицах произведения лицевого шитья дарили в церкви и монастыри.
Среди вышивальщиц были царицы, купеческие жены, боярыни и монастырские
старицы, купеческие жены и простые мастерицы. В Священном Писании косвенно указывастся на то, что Пресвятая Богородица искусно владела этим мастерством.
Новодевичья обитель издавна славилась мастерством своих золотошвей и белошвей.
Традиции лицевого шитья были заложены в обители ее первоначальницей
преподобной
Еленой (Девочкиной) - и хранились в монастырских
мастерских, передаваясь монахинями из поколения в поколение.
Этот вид прикладного искусства издавна был для женщины средневековья одной из сфер раскрытия художественных дарований.
Со второй половины XVI по конец XVII века Новодевичий монастырь имел высокий статус царского богомолья. В этот период здесь принимали монашество представительницы правящих династий самых знатных боярских родов, имевшие собственные светлицы.
ИА РАН восстановил облик нескольких «элитных» келий. Это были очень престижные комфортные жилища с плиточными полами, украшенными редкими тогда красными изразцами. Некоторые, например терракотовые изображения грифонов, для Москвы уникальны.
Кельи обогревались изысканными изразцовыми печами — одними из первых в Москве.
Фотографии изразцовой печи детям были представлены виде образца во время занятия по рельефной лепке:
* Рельефная декоративная лепка: изразец «Чудо-цветок» в старшей и подготовительной группе.
Благодаря царственным
инокиням школа лицевого шитья в обители значительно развилась и окрепла.
Из нее выходили произведения высочайшего художественного уровня, которые обогатили ризницу Новодевичьего
монастыря, а также в
качестве даров направлялись
наиболее известные русские монастыри и храмы.
Сохранившиеся до наших дней шедевры лицевого и золотного шитья хранятся в различных музеях России.
После 1994 года в Московском Новодевичьем монастыре вновь открылась мастерская лицевого и золотного шитья. С тех пор и по сегодняшний день монастырекие золотошвеи по старинным образцам и технологиям вручную
создают для церковного
обихода новые орнаментального шитья: воздухи, пелены, хоругви, митры, плащаницы и другое.
С 2009 года в истории мастерской Новодевичьего монастыря начался новый этап. По благословению Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия и усердием Игумении Маргариты были выделены новые помещения, произведен набор
профессионально подготовленных сотрудниц.
Золотошвейная мастерская Московского Новодевичьего монастыря
Во время ознакомления детей подготовительной группы, свободного просмотра фотографий по выставке Новодевичьего музея-монастыря ко мне подошла девочка и показала овечку. Сначала я не поняла, при чем тут овечка.
Влада сказала:
- Я тоже учусь шить, эту овечку я сама сшила. Попробую расшить ее бусинами, у меня есть много разных блестящих бусинок!
Слова Владиславы были ответом, что такая историческая информация о народном прикладном искусстве для раскрытия художественных дарований нужна в любом возрасте!
Спасибо за внимание!