Елена Арикова
Консультация для воспитателей «Формирование этнокультурной компетентности у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Этнокультурная осведомлённость - это не просто представление об истории и культуре других наций и народностей, это признание этнокультурного разнообразия нормой, обусловленной самой природой человеческого бытия. Дошкольный возраст, как известно, характеризуется интенсивным вхождением в социальный мир, формированием у детей начальных представлений о себе и обществе, чувствительностью и любознательностью. С учётом этого можно сделать вывод о благоприятных перспективах и актуальности формирования у дошкольников этнокультурной осведомлённости.
Публикация «Консультация для воспитателей „Формирование этнокультурной компетентности у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Успех формирования этнокультурной осведомлённости зависит от форм и методов обучения и воспитания. Предпочтение при выборе форм организации данного процесса следует отдавать тем из них, которые имеют многофункциональный характер, способствуют развитию у детей познавательной активности и умения самореализации, органически вписываются в современный учебно-воспитательный процесс. К таким формам относятся :
• Циклы занятий, включающие различные виды деятельности: познавательную, художественно-изобразительную, музыкальную, игровую и др. - на основе единого содержания.
• Беседы. Представляется важным использовать беседы не только в качестве словесного метода обучения во время занятия, но и самостоятельной формы работы с детьми. Содержание познавательных бесед может строиться на основе:
• Жизнедеятельности детей в семье.
• Наблюдений (экскурсии, досуги)
• Образовательной работы.
• Видеопросмотры - позволяют создать у детей динамические наглядные образы из жизни и деятельности разных народов, расширить кругозор - дети получают представления о тех событиях, явлениях, предметах, т. е. об исторических фактах, о быте и архитектуре народов, проживающих в разных уголках Земли, о труде взрослых родного края и т. п.
• Развлечения и праздники с этнокультурной и государственной тематикой. Они дают детям колоссальный эмоциональный заряд, а это обостряет наблюдательность и восприятие, обогащает чувственный опыт, и, следовательно, формирует неподдельный интерес к этнокультурным явлениям.
• Фольклорные концерты и театрализованные представления. Именно в концертно-театральной деятельности находят своё отражение быт, искусство и культура народов, их специфика.
• Целевые прогулки, экскурсии. На прогулках воспитатель может предложить детям проверить народные приметы, отгадать загадки, найти подтверждение поговорке, заострить внимание на особенностях ландшафта, климата, природных явлений, присущих данному региону.
Экскурсии, посещение выставок, музеев и др. культурных объектов способствуют не только расширению знаний о местном окружении, но и приобретению новых сведений о реалиях других этнических миров, об особенностях уклада жизни, культуры народов.
Одним из важных педагогических условий формирования этнокультурной компетентности дошкольников является активное включение родителей в эту деятельность.
Использование потенциала семьи осуществляется путё м:
• Привлечения родителей к проведению занятий.
• Участия родителей в выставках семейного творчества.
• Устройства презентаций национальных раритетов, семейных традиций.
• Предоставления родителями альбомов с фотографиями, предметов быта и искусства, хранящихся в семье или привезённых из путешествий, для демонстрации на тематических выставках в Д/С.
• Создания мини-музея семейных коллекций в групповой комнате.
• Проведения совместных прогулок и экскурсий.
• Ведения вместе с детьми исследовательской деятельности с дальнейшим представлением её результатов в образовательном процессе.
• Участия родителей во всех праздниках и развлечениях с этнокультурной тематикой.
Методы и приёмы активизации процесса
формирования этнокультурной
компетенции детей.
• Игровые методы и приёмы ( Игры: "Старинное-нестаринное", "Чем мы похожи?", "Особенности быта народов России", "Лавка сувениров" и т. д.)
• Сравнение.
• Вопросы.
• Сюрпризные моменты.
• Метод моделирования и конструирования.
• Заполнение карты.
• Метод проектов.
Искусство педагогов состоит в умелом комбинировании методов и приёмов, в логическом соотнесении их с формой и местом использования, возрастными и индивидуальными особенностями воспитанников.