МААМ-картинки

Консультация для воспитателей «Формирование взаимоотношений между детьми 4–5 лет» (1 фото)

Щеглова Анна
Консультация для воспитателей «Формирование взаимоотношений между детьми 4–5 лет»
▼ Скачать + Заказать документы

Моральное развитие детей четвертого года жизни во многом зависит от тех взаимоотношений, которые складываются между ними в группе. В этом возрасте обогащается общение детей между собой, развиваются и усложняются их игры.

Консультация для воспитателей «Формирование взаимоотношений между детьми 4–5 лет»

Взаимодействия сверстников становятся более разнообразными и содержательными. Вместе с тем они могут стать и источником конфликтов.

Публикация «Консультация для воспитателей „Формирование взаимоотношений между детьми 4–5 лет“» размещена в разделах

По нашим наблюдениям, причин для таких конфликтов несколько. Одна из них состоит в том, что у ребенка, не решившего, чем ему заняться в данный момент, возникает мимолетное желание последовать примеру сверстника. Например, мальчик вышел на прогулку и обнаружил, что дети, которые оделись раньше, уже сидят на самокатах или качаются на качелях. У него появляется желание заняться тем же самым. Но для этого следует как-то заполучить самокат или освободить качели. Повод для конфликта есть. Правда, желания, возникающие в подобных ситуациях, достаточно мимолетны. Поэтому ребенка очень легко переключить на любое другое дело (рисовать мелом на асфальте, делать крепости из песка и т. д.).

Однако причиной конфликта могут стать более обоснованные желания детей. В процессе возведения постройки или игры ребенку действительно может понадобиться какой-то предмет, который в данный момент с полным правом использует его сверстник. Им обоим нужна именно эта машина, именно этот кубик, именно эта посуда.

Безусловно, для приобретения такого количества игрушек, которое может вдруг понадобиться детям, не хватает ни средств, ни помещения. Разумный выход: научить их дружелюбно выходить из таких ситуаций.

Популярный у воспитателей прием «отдай, если вежливо попросят» не стоит рассматривать как единственный и пригодный для всех случаев. Кстати, некоторые дети быстро привыкают использовать этот прием с пользой для себя и в ущерб менее ловким сверстникам.

Помимо таких типичных ситуаций, конфликты возникают и по совсем экзотическим поводам. На окне сидит мишка, «наблюдающий», как дети одеваются и раздеваются. Одна из девочек настойчиво пытается убрать его в шкафчик «Потому что у окна холодно и у мишки мерзнет голова». Другая девочка с не меньшим упорством возвращает его назад: «Это его место, и он должен здесь сидеть».

Наконец, длительное совместное пребывание 15-20 детей порождает необходимость считаться друг с другом во множестве незначительных бытовых ситуаций.

Мы видим два подхода к решению этой серьезной проблемы:

-вместе с детьми найти удовлетворяющий всех выход из конфликта;

-вырабатывать отрицательное отношение к неприемлемым формам поведения.

Приведем примеры первого подхода.

Ребенок принес в детский сад самолет. Все мальчики сразу захотели играть с этим самолетом. Возникла ссора. Воспитатель предложил сделать много самолетов из бумаги, а из кубиков построить большой аэродром. Когда все было готово, началась общая игра, в которой уже не возникало никаких трений.

Дети построили дорогу, которая оказалась такой короткой, что на ней поместилась только часть машин. Возникла ссора: кому ехать? Воспитатель предложил сделать длинную дорогу с несколькими ответвлениями. После этого «водители» мирно и долго ездили по ней.

Мальчик построил гараж для машины. Другой тоже захотел поставить туда машину, но места мало - и гараж рушится. Возникает ссора. Воспитатель предлагает сделать гараж на две машины. Недавние «враги» строят большой гараж с перегородкой и двумя воротами и спокойно продолжают играть рядом.

Второй подход заключается в формировании у детей отрицательного отношения к конфликтным формам поведения.

Работа в этом направлении может опираться на следующие психологические особенности дошкольников данного возраста.

-Способность при определенных условиях осознать негативные стороны собственных действий.

-Умение мысленно поставить себя на место другого, чтобы «пережить» ситуацию с его точки зрения.

-Осознание ребенком моральной стороны своих действий.

Необходимость специальной работы в этом направлении вызвана тем, что дети четвертого года жизни в процессе своих действий думают преимущественно о той цели, к которой стремятся, а не о средствах ее достижения. Отнимая игрушку или толкая сверстника, который стоит на пути к маме, ребенок думает об игрушке и о маме, а не о правах и переживаниях другого.

Оценка поведения ребенка, конечно, обозначает для него отношение взрослого, но не затрагивает главного (игрушка была нужна, а приход мамы вызвал искреннюю радость) и поэтому крайне редко западает в детскую душу настолько глубоко, чтобы вспомнить о ней при повторении ситуации.

Чтобы помочь ребенку осознать моральную сторону своих действий, мы используем следующий прием.

Вскоре после негативного поступка (во второй половине дня или на следующий день) воспитатель разыгрывает перед детьми сценку, точно воспроизводящую нежелательные действия ребенка. Участниками события являются не дети, а игрушки (зайцы, мишки, куклы и т. п.). Этот момент принципиально важен. Взаимоотношения игрушечных зайцев непосредственно не задевают детей, и они могут более спокойно и объективно отнестись к их действиям.

Участники конфликта, как правило, узнают ситуацию. При этом они получают возможность снова включиться в нее и увидеть себя «со стороны». Это побуждает ребенка самого внутренне определиться, нравиться он себе в таком виде или нет.

Приведем несколько примеров.

Миша часто ломает постройки других детей, мешает им играть. Воспитатель показывает такую сценку.

«Хороший» заяц строит дом. Построю дом, буду в нем от лисы прятаться. И дождь меня в доме не намочит. Еще поставлю ящик и буду держать в нем морковку. Другие зайцы придут спрятаться от дождя, а я их морковкой угощу.

Появляется «плохой» заяц.

«Плохой» заяц:

-Ты что тут делаешь?

«Хороший» заяц:

-Дом строю, чтобы от дождя прятаться и морковку хранить.

«Плохой» заяц:

-Я тут прыгать хочу (ломает дом).

«Хороший» заяц (плачет) :

-Я так старался, хотел всех друзей в гости позвать. Мог бы рядом попрыгать.

Дети жалеют «хорошего» зайца. Воспитатель помогает восстановить дом.

Нина играет с новым телефоном. Саша просит дать ему поиграть. Нина грубо отталкивает Сашу и кричит: «Уходи, не дам телефон».

Вечером воспитатель показывает сценку.

«Плохой» заяц играет с телефоном.

«Хороший» заяц:

-Дай мне, пожалуйста, немного поиграть с телефоном.

«Плохой» заяц (толкает его) :

-Уходи, не дам!

«Хороший» заяц плачет.

Дети предлагают ему свои игрушки, осуждают «плохого» зайца.

Настя после сна часто прячет заколки других девочек. Те волнуются и плачут. Воспитатель разыгрывает сценку.

«Хороший» заяц нашел в саду яблоко и принес его домой. Положил на видное место и говорит: «Пойду позову друзей, будем есть яблоко, а потом поиграем». Уходит.

«Плохой» заяц прячет яблоко.

«Хороший» заяц возвращается и не находит яблоко, ищет, заглядывает в разные места, плачет. Дети рассказывают ему, что случилось и где спрятано яблоко.

Необходимо подчеркнуть: воспитатель сознательно не называет имени ребенка, действия которого имитируют персонажи. Что касается детей, то одни не видели этого поступка или не обратили на него внимания; другие забыли про него; третьи не отождествляют заколки с яблоками. Поэтому ребенок самостоятельно оценивает показанную ситуацию.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Если случаются конфликты между детьми в семье» Конфликты между детьми случаются в семьях, где несколько детей. Причины, по которым может возникнуть такая проблема, разные. Ссоры между.

Консультация для родителей «Выстраиваем дружеские взаимоотношения между старшими и младшими детьми в семье»Консультация для родителей «Выстраиваем дружеские взаимоотношения между старшими и младшими детьми в семье» В народе говорят: «Детство первого ребенка заканчивается тогда, когда появляется второй». Поэтому родителям, планирующим появление второго.

Консультация для воспитателей «Двигательно-оздоровительные моменты в перерывах между занятиями» Образовательный процесс в дошкольном учреждении должен идти непрерывно, в течение всего дня, а не только в периодах непосредственной образовательной.

Консультация для воспитателей «Формирование игровой деятельности детей раннего возраста»Консультация для воспитателей «Формирование игровой деятельности детей раннего возраста» В 1 младшей группе (третий год жизни) мы уделяем большое внимание формированию самостоятельной, более развернутой сюжетной игре детей с.

Консультация для воспитателей «Формирование представлений о зимних видах спорта у дошкольников»Консультация для воспитателей «Формирование представлений о зимних видах спорта у дошкольников» Прежде чем, рассказать о формах работы с дошкольниками по формированию представлений о зимних видах спорта, нужно пояснить, что же такое.

Консультация для воспитателей «Формирование экологической культуры у детей при проведении акции «Нет весенним палам!»Консультация для воспитателей «Формирование экологической культуры у детей при проведении акции «Нет весенним палам!» Сегодня я хочу привлечь внимание детей и взрослых к проблемам окружающей среды, в частности, к весенним поджогам травы. Самые распространенные.

Консультация для воспитателей и родителей «В чем разница между колядками и щедровками?» Добрый день уважаемые коллеги. Все мы в ожидании светлого праздника - Рождества Христова. Сегодня я хочу рассказать об обрядовых песнях.

Консультация для воспитателей логопедических групп «Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста» «Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста». Своевременное формирование грамматического строя речи ребенка – важнейшее.

Мастер-класс «Коммуникативно-речевые игры, направленные на формирование дружеских взаимоотношений старших дошкольников» Здравствуйте уважаемые коллеги! Мы взрослые, умеем общаться, дружить и уходить от конфликтов. А как помочь детям стать дружными, научить.

План работы по самообразованию в подготовительной группе «Формирование культуры общения и дружеских взаимоотношений детей» Тема «Формирование культуры общения и дружеских взаимоотношений детей через художественную литературу» Цель: Систематизировать и обобщать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Формирование взаимоотношений между детьми 4–5 лет»
Опубликовано: 26 февраля 2021 в 09:37
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей «Формирование взаимоотношений между детьми 4–5 лет»» (включая файлы) размещена пользователем Щеглова Анна (УИ 2481929) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД