Елена Машарова
Консультация для воспитателей «Формирование у дошкольников театральной культуры на музыкальных занятиях»
▼ Скачать + Заказать документы
«Театр – это волшебный мир.
Он дает уроки красоты, морали и нравственности.
А чем они богаче, тем успешнее
идет развитие духовного мира детей…»
Б. М. Теплов.
Различные формы театрального действия с античных времен служили самм доступным способом передачи знаний и опыта в человеческом обществе. Впоследствии театральное искусство стало не только средством познания жизни, но и школой нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения. Сочетая в себе возможности различных видов искусств - музыки, танца, литературы, живописи и актерской игры, театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональную сферу человека. Он не только вводит ребенка в мир прекрасного, но и развивает сферу его чувств, пробуждает сочувствие, соучастие, воспитывает желание поставить себя на место другого, формирует способность радоваться, тревожиться вместе с ним; способствует зарождению творческого начала.
Публикация «Консультация для воспитателей „Формирование у дошкольников театральной культуры на музыкальных занятиях“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Музыка. Консультации для родителей
- Театр. Конспекты театрализованной деятельности
- Театр. Роль театра в развитии и воспитании. Консультации
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
В дошкольном возрасте закладывается фундамент формирования основ творческой личности, поэтому приобщение дошкольников к театральному искусству, воспитание у них навыков театральной культуры остается одной из существенных задач дошкольного образования на современном этапе. Знания об основах театральной культуры дошкольники получают в процессе разнообразных видов детской деятельности. Музыкально-художественная деятельность - является одной из приоритетных в данном направлении.
Работая музыкальным руководителем дошкольного образовательного учреждения, мне хотелось бы поделиться опытом работы по данному вопросу. Музыкальные занятия являются основной формой работы педагога с детьми, и строятся на синтезе различных видов деятельности: восприятие, исполнительская деятельность, музыкально-игровая творческая деятельность.
Основным видом деятельности является восприятие. Все остальные - исходят из него. На мой взгляд, очень эффективным в данном направлении является метод уподобления характеру музыки, где дети постоянно побуждаются к различным видам творческой активности для выражения своих впечатлений о музыке. Для развития театральной культуры и творческих способностей дошкольников можно предложить им следующие задания творческого характера:
смоделировать характер мелодии и качество звуковедения при помощи движений рук, танцевальных и образных движений: «Дождик» рус. нар. мел., обр. Лобачева, «Зайчики» муз. Рожавской, «Танечка, баю, бай-бай» рус. нар. мел., обр. Агафонникова, «Котик заболел» и «Котик выздоровел» муз. Гречанинова, «Пляска Птиц» муз. Римского -Корсакова, «Слон», «Королевский марш льва» муз. Сен-Санса, «Болезнь куклы» и «Новая кукла», «Баба Яга» муз. Чайковского.
В качестве словесного уподобления предлагаю детям поиграть в игру «Музыкальная копилочка слов», в которую они с удовольствием «собирают» слова-определения, соответствующие характеру музыкального произведения. В процессе данной игры у детей развиваются не только основы музыкальной культуры, но и речь: обогащается словарь, развивается связная речь.
Оркестровка музыкальных произведений –один из любимых видов деятельности детей, она побуждает внимательно вслушиваться в музыку и способствует дифференцировке восприятия. Дети озвучивают на детских музыкальных инструментах программные пьесы: «Скворцы и вороны» муз. Тиличеевой, «Марш деревянных солдатиков», «Танец Феи Драже», «Вальс цветов» муз. Чайковского, «В пещере горного короля». Впоследствии дети с удовольствием подбирают музыкальные инструменты для озвучивания не только музыкальных пьес, но и сказок, стихов, музыкально-речевых игр.
Игры с карточками определенного цвета, соответствующими характеру музыки, а также рисование характера музыки (в старшем дошкольном возрасте) - еще одно из любимейших занятий дошкольников. Выполняя его, дети используют средства выразительности, соответствующие характеру музыки. Например, рисуя Фею Музыки, дети применяют нежные, светлые тона: розовый, желтый, голубой. При передаче образа Гнома в музыке Э. Грига дети используют темные густые тона: коричневый, темно-синий, черный.
В певческой деятельности дети выполняют следующие задания: «Поздоровайся, как зайчик, мишка, лисичка, …», «Как тебя зовут?», «Что ты хочешь, кошечка?», «Зайка, зайка, где бывал?», «Миша, ты где?» «Допой песенку до конца», «Спой песенку ветра», «Песенка лисички, мишки, Деда Мороза, Снегурочки, Бабы Яги…». Такие задания на развитие песенного творчества развивают творческие способностей детей, учат умению передавать интонации героев, используя при этом соответствующую мимику, жесты.
В развитии театральной культуры немаловажное значение имеет правильная артикуляция, четкая дикция. Поэтому в работе можно использовать упражнения на автоматизацию звуков: «Накачай колеса», «Порычи, как медведь", «Пошипи, как змейка»; скороговорки, проговаривание текста шепотом в ритме песни и т. п.
Выразительное исполнение и инсценирование песен: «Зайка» рус. нар. мелодия, обр. Красева, «Шел веселый Дед Мороз» муз. Вересокиной, «Про лягушек и комара» муз. Филиппенко, «Во кузнице», «Пошла млада за водой», «Как у наших у ворот» рус. нар. песни и др. способствуют получению первых представлений о певческой культуре, о вокальной музыке, о певческих жанрах. Выразительное пение помогает переживать содержание музыки, настроения, чувства, переданного в ней; формируется эмоционально-оценочное отношение к музыке, закладываются основы эстетического сознания ребенка.
В музыкально-ритмических движениях дети младшего дошкольного возраста передают, как летят птички и кружатся снежинки, листочки; как скачет лошадка, зайчик, веселый петрушка, как бежит лисичка; танцует мишка.
Для старших дошкольников задания усложняются, нужно придумать движения для хороводов, композиции танцев, передать взаимодействие нескольких персонажей: «Танец Вьюги и снежинок», «Гномы», «Богатырская сила» и пр. Свободные танцы и пляски представляют большой простор для творчества.
В игре на музыкальных инструментах можно предложить детям задания: сочинить колыбельную для куклы, пляску медведя, слона, озвучить пьесу, песню, стихотворение.
Наиболее эффективный результат в работе даёт полихудожественное уподобление, т. е. объединение различных видов искусства, где задания приобретают проблемный характер. Одним из разновидностей такого уподобления является музыкально-театрализованная деятельность. Она занимает одно из центральных мест в развитии театральной культуры детей. Начиная с младшей группы, для детей организуются несложные музыкальные спектакли силами взрослых и старших дошкольников : кукольные- «Осень в лесу», «Репка», «Похищение Снегурочки», «Как колобок домой спешил», музыкальные игры-сказки «Теремок на новый лад», «Яблонька" и др.
В старшем дошкольном возрасте задачи усложняются, и театральные постановки становятся более яркими, оригинальными и насыщенными. Дети участвуют в постановке детских опер, водевилей, балетов, театрализованных игр-сказок : «Сказка о непослушном голоске», «Кошкин дом», «Волшебный веер Феи Музыки», «Лебединое озеро», «Маша и Медведь», «Щелкунчик» и др.
В процессе проводимой работы можно заметить, что у детей значительно возрастает интерес к музыкально-театральной деятельности, расширяется кругозор, улучшается речь. Дети становятся более артистичными, раскрепощенными, и с удовольствием участвуют в спектаклях, выступают на праздниках и развлечениях.