Екатерина Максимчук
Консультация для родителей «Формирование представлений о нормах морали у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Далеко не все поступки ребёнка внешне соответствующие моральным нормам, являются таковыми, поскольку основываются не на сознании этих норм, не на убеждении в их справедливости, а на подчинении взрослому. На боязни наказания. Например, отвечая на вопрос: «Почему надо класть игрушки на место?» дети говорят: «Так нам велят» или «А то нас накажут». Нравственный смысл правила (если игрушки на месте, никому не придётся их искать; ведь в детском саду все пользуются игрушками) остаётся непонятным.
Публикация «Консультация для родителей „Формирование представлений о нормах морали у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
Действенным средством формирования у дошкольников осознанного отношения к моральным нормам является художественная литература. Цель художественных произведений – не формальное усвоение сообщаемых моральных правил, которые остаются лишь «знаемыми», но не «действенными», а воздействие на чувства детей (жалость, сопереживание, радость и т. д., побуждение к нравственным поступкам. Через эмоционально воспринятые поступки литературных героев дети приобретают своеобразный набор эталонов, позволяющий оценивать эти поступки – добрые или злые, справедливые или несправедливые, честные или нечестные.
Самая доступная пониманию дошкольников форма преподнесения норм морали – описание конкретных положительных поступков. Например, после прочтения «Айболита» К. Чуковского, дети, отвечая на вопрос: «Почему вам нравится доктор Айболит?», приводят примеры его любви к зверям, заботы о них, говорят о том, что хотят быть похожими на него.
Доступна восприятию детей и такая форма, как сопоставление действий положительного и отрицательного героев с последующей оценкой их писателем:
Этот чистит валенки, моет сам галоши
Он хотя и маленький, но вполне хороший.
Этот в грязь полез и рад, что грязна рубаха,
Про такого говорят: «Он плохой, неряха»
В Маяковский
Особой формой преподнесения нравственного содержания литературного произведения является использование юмора, который доступен пониманию старшими дошкольниками («Помощница» А. Барто, «Вредные советы» Г. Остера, «Фома» С. Михалкова). Подобные произведения вызывают оживление, активное обсуждение и одновременно учат» противостоять» отрицательным поступкам (известно, что дошкольникам свойственна идентификация себя с положительными героями).
Таким образом, художественные произведения дают возможность представить нормы морали в разных формах, что помогает дошкольникам глубже осознать их смысл и научиться применять в конкретных ситуациях реальной жизни.
В работе со старшими дошкольниками воспитательные задачи можно усложнить, формируя представление о том, что буквальное следование моральным нормам не всегда возможно.
В жизнь ребёнка очень рано входят нравственные правила, регулирующие поведение в конкретных ситуациях. Так, например, детям внушается необходимость быть послушными; «Нельзя драться», «Надо быть вежливыми», «Надо всегда слушаться маму» и т. д. И это в принципе верно, не имея достаточного опыта ориентировки в окружающем, малыш может нанести вред своему здоровью, обидеть сверстника, проявить грубость. Но дети становятся старше, и чтобы не развивалось пассивное послушание, они должны научиться осознавать значимость вводимых правил. Но вместе с тем, нельзя не отметить, что положительно насыщенный образ родного дома становиться психологическим основанием нравственного человека.
Родной дом – это сложное, многогранное понятие. Оно включает в себя семью, где ребёнок родился и растёт; атмосферу родного очага, определяемую семейными традициями; дом, где он живёт, близких друзей, родственников. Именно от родного дома, семейного очага идёт начало нравственного воспитания ребёнка. Каких моральных принципов придерживаются взрослые, так и ребёнок ведёт себя. Нет любви, нет заботы, нет души- нет и морали.
Однако некоторые родители, которые сами недополучили любви, ласки, заботы и внимания со стороны своих родителей, не знают, как создать тепло и уют в собственном доме, как донести до ребёнка чувство любви и привязанности к нему.
Другие считают, что любовь к дому – врождённое чувство и никаких усилий к его развитию не требуется. Поэтому на помощь к таким семьям должны прийти педагоги, психологи и социальные работники.
В наше не простое время часто люди ставят наличие денег выше морали (мол, за деньги можно всё купить; морально всё, что можно купить).
За деньги можно купить:
Кровать, но не сон.
Знание, но не разум.
Еду, ноне аппетит.
Украшение, но не красоту.
Лекарство, ноне здоровье.
Слуг, ноне друзей.
Реликвию, ноне спасенье.
Распятие, но не Спасителя.
За деньги никогда не купишь:
Любовь, даже если бы купил всласть.
Уважение, даже если бы купил положение.
Справедливость, даже если бы купил судью.
Надежду, даже если бы купил обещание.
Небеса, даже если бы купил церковь.