оксана нужина
Консультация для воспитателей «Формирование предпосылок читательской, математической и естественно-научной грамотности детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Функциональная грамотность – совокупность умений читать и писать для использования в повседневной жизни и решения житейских проблем. (ЮНЕСКО, 1957 г.)
Функциональная грамотность – способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. (А. А. Леонтьев).
Напомню, что на данном этапе дошкольного детства мы можем говорить о 7 видах функциональной грамотности, к которым мы готовим ребенка в дошкольном возрасте:
Публикация «Консультация для воспитателей „Формирование предпосылок читательской, математической и естественно-научной грамотности детей“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
1. Читательская грамотность
2. Математическая грамотность (способность индивидуума формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах);
3. Финансовая грамотность (формирование полезных привычек в сфере финансов поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложить основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни);
4. Естественнонаучная грамотность (способность использовать естественнонаучные знания, выявлять проблемы, делать обоснованные выводы, необходимые для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений);
5. Компьютерная грамотность (применение информационно – коммуникативных технологий);
6. Развитие креативного мышления (один из видов мышления, характеризующийся созданием субъективно нового продукта и новообразованиями в самой познавательной деятельности по его созданию);
7. Глобальная грамотность ( умение с различных точек зрения рассматривать проблемы глобального и межкультурного взаимодействия: экология, здоровье, правовые отношения, межкультурные отношения, общечеловеческие ценности и т. д.).
Мы определили, что в связи с тем, что «читательская грамотность» – это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. Таким образом, читательская грамотность - это базовый навык функциональной грамотности.
Компоненты читательской грамотности :
- нахождение и извлечение информации;
- интегрирование и интерпретирование информации;
- осмысление и оценивание информации, то есть способность понимать, использовать и анализировать.
Одна из задач именно дошкольного образования – создать условия для формирования у детей восприятия и понимания текста. Эту работу можно условно разделить на два направления:
1. Знакомство детей с книжной культурой, детской литературой, способствование пониманию текстов различных жанров, формировать интерес к чтению.
2. Развитие звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылку обучения грамоте, формирование первоначальных навыков чтения.
Реализация этих двух направлений и будет способствовать мотивации дошкольников к осознанному чтению.
Для того, чтобы работа по формированию предпосылок читательской грамотности у дошкольников проходила доступно, интересно и была эффективна, педагогу необходимо в совершенстве владеть современными образовательными технологиями, методами и приемами работы с текстом.
Технология продуктивного чтения – это образовательная технология, обеспечивающая полноценное восприятие текста читателем, активную читательскую позицию по отношению к тексту и его автору. Данная технология предполагает несколько этапов работы с текстом:
1. Работа с текстом до чтения.
Главная задача взрослого – вызвать у ребёнка желание, мотивацию прочитать книгу.
Например: «Я очень любила в детстве слушать, как мама мне читала эту сказку/стихотворение», «Ребята, я прочитала этот рассказ и кое-что меня очень взволновало/расстроило/удивило/рассмешило…», «Автор … хотел, чтобы вы послушали… /предлагает нам», «сегодня мы отправимся в литературное путешествие…», «Сегодня нас ждет встреча с…», после прочтения названия произведения, спросить «Как вы думаете, о чем здесь будет говориться?» и т. д.
2. Работа с текстом во время чтения.
Главная задача взрослого – обеспечить восприятие текста.
Как правило, для восприятия выбираются короткие произведения, для того, чтобы ребенок мог удержать в памяти содержание и понять смысл. Первое прочтение ведется без рассмотрения иллюстраций и комментирования содержания.
Затем, дошкольники слушают чтение взрослого в режиме диалога с автором, комментированного чтения. Словарная работа (объяснение и уточнение значений слов) ведётся в основном по ходу чтения. Возможно рассмотрение иллюстративного материала (если оно качественного исполнения)
3. Работа с текстом после чтения.
Главная задача взрослого – обеспечить углубление восприятия текста, корректировку первичного восприятия. Это анализ его содержания, характеристика поведения героев, предложенной ситуации, размышления ребят, выводы.
При работе с литературным произведением:
1. необходимо акцентировать внимание детей на моральных качествах героев, на мотивах их поступков, чувствах, которые они испытывали;
2. в беседе должны преобладать такие вопросы, которые требовали бы мотивации оценок;
3. содержание вопросов должно привлекать внимание детей к языку произведения, то есть необходимо включать в вопросы слова и словосочетания из текста;
4. следует избегать излишне простых, однообразных вопросов (по сюжету, о героях, они не вызывают работу мысли и чувств детей.
Текст, не насыщенный игровыми и зрительными образами, часто не интересен ребенку. Что мы можем сделать, чтобы «оживить» работу с текстом, с информацией? Побудить ребенка к осмыслению и анализу?
Здесь нам на помощь придут разнообразные методы и приемы, элементы технологий: мнемотехника, «Чтение с остановками», «Мозговой штурм», «Иллюстратор», «Перемешанные события», «Продолжение произведения» (придумывание конца). Среди них элементы технологии критического мышления: создание мнемокарт, «Кластер», «Синквейн», «Дерево предсказаний», «Тонкие и толстые вопросы», «Верные и неверные суждения» и т. д. Одним из инструментов формирования основ читательской грамотности может стать проектная деятельность.
Рассмотрим примеры применения некоторых методов и приемов в работе с текстами и информацией.
Мнемотехника – давно и хорошо знакомый прием работы с детьми, используемый для визуализации текста, его заучивания и анализа. Берем лист и расчерчиваем его в клетки, затем схематично или с помощью иллюстраций «вписываем» события в клеточки. В этой технике не столь важна привлекательность рисунков, важен именно их смысл. Опираясь на простые рисунки, выполненные педагогом или самими детьми, ребятам легче могут пересказать события, поменять их местами, проанализировать описанную информацию.
На примере мнемотаблиц, для описания игрушек, предметов, картин, составления рассказов можно применять мнемосхемы-алгоритмы. Мы часто заключаем в такие схемы алгоритм одевания, умывания, ухода за растениями, проведение опытов и т. д.
«Верные и неверные суждения» («плюс, минус»). При помощи сигнальных карточек дети определяют верность (поднимаем красную сигнальную карточку) и неверность (поднимаем чёрную сигнальную карточку) утверждений.
Примеры:
-некоторые птицы не летают;
- все пятилетние дети – школьники;
- некоторые люди умеют хорошо петь;
- яблоки растут на березе;
- сейчас идет дождь;
- все кошки черные;
- зайцы живут в лесу;
- некоторые насекомые умеют летать;
- все люди любят сыр;
- все дети знают сказку «Три поросенка»;
- грибы и ягоды растут в лесу;
- все девочки с длинными волосами.
Еще один прием – «Корзина идей». «Корзина идей» предполагает выяснить, какие знания уже есть у детей по данной теме. Этот прием накапливает знания. Предлагаем детям положить в корзину то, что им уже известно по данной теме. Ребята выбирают картинки, опорные схемы, предметы и кладут в корзину. В течение недели корзина пополняется новыми знаниями. В обобщающей беседе, перебирается содержимое корзины, и подводятся итоги.
Прием «толстых» и «тонких» вопросов.
• Тонкие вопросы требуют односложного ответа и задаются со словами: Кто? Что? Когда? Как звать?
.
«Логическая цепочка» Например, после изучения деревьев, можно попросить детей составить логическую цепочку, которая покажет стадии развития дерева: семя — росток — саженец — взрослое дерево. Вместо словесных звеньев можно использовать картинки.
Прием «Перепутанные логические цепочки». Педагог предлагает ряд понятий, терминов, в котором нарушена логическая последовательность. Задача воспитанников : выявить ошибку и исправить ее, аргументируя свой выбор.
Например:
съесть яблоко – сорвать яблоко – вырастить яблоко
день – утро – вечерь – вечер – ночь.
Прием «Что напутал художник?»
Одна из любимых игр детей. Необходимо найти несоответствия в картине и объяснить их. Эта игра развивает внимание, речь, логическое мышление. Дети в форме шутки описывают картину и то, как ее можно исправить.
А толстые вопросы требуют развернутого ответа. Звучат примерно так: «Дайте объяснение, почему? «А что, если?», «Почему вы думаете, что?» Чтение с остановками. По названию текста определяют, о чем будет текст. Текст читается по частям. После каждой остановки задается проблемный вопрос, вопрос на продолжение сюжетной линии. Затем читают следующую часть. Прием «Синквейн». В переводе с французского слово означает стихотворение из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. Строгие правила синквейна закрепляют за каждую строкой не только количество слов, но и части речи, которыми может воспользоваться автор. Памятка «Правила написания синквейнов». 1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным). 2. Вторая строчка – это описание темы в двух словах, как правило, именами прилагательными. 3. Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы, деепричастия).4. Четвертая строчка – это фраза из четырёх слов, выражающая отношение автора к теме. 5. Пятая строчка – ассоциации. Так как дети не умеют писать и читать, то можно составлять синквейны устно, а также с использованием условных обозначений предметов, схематических записей. Модель написания синквейна, в которой использованы графические символы понятные детям. Этапы работы. 1 этап. На этом этапе вводится понятие: “слово-предмет”, предъявляется модель-существительное, актуализируется номинативная лексика. «Кто это?» - Ежик.
«Что это?» - машина.
2 этап. Вводится “слово-признак”, предъявляется модель - прилагательное актуализируется адъективная лексика.
«Ежик, какой?» - Колючий, дикий, маленький, добрый, серый.
3 этап. «Слово-действие», предъявляется модель - глагол.
«Ежик что делает?» - Фыркает, спит, сворачивается, ловит.
4 этап. Фраза, показывающая отношение к теме.
Анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части.
Например, «синквейны – загадки». Как это происходит? Первое слово – тема не произносится (закрывается). Остальные строчки остаются без изменений.
По описанию нужно догадаться, какая была задана тема. Нужно учитывать то, что чем точнее составлены описания, тем больше вероятность отгадать синквейн.
?
Злой, серый
Пугает, охотиться, воет
По лесу рыщит, добычу ищет
Серенький бочок
(волк)
«Ассоциативный куст» - активизация знаний детей по теме, установление взаимосвязи выделенных понятий. Тема: «Число и цифра 7»
- Какие ассоциации возникают при рассмотрении числа и цифр 7?
- Называйте всё, что вспоминается.
Дети называют слова, фразы, всё обозначается на маркерной доске заглавными буквами слова, фигурой или рисунком – символом.
- Докажите, что вы назвали правильные слова.
Доказанные слова соединяются с цифрой 7 с помощью стрелок.
- Выберите из ряда предметов новые слова, имеющие отношение к спорту. Докажите ваш выбор.
Прием «Логическая цепочка» известен в методике давно. Он помогает запомнить и осмыслить большой объем информации, выявить закономерность каких-либо событий, явлений. Прием работает на развитие критического мышления, развитие памяти и умение логически мыслить. Построение логической цепочки может проводиться совместно с педагогом, в группах/парах на занятии, может предлагаться в качестве самостоятельной работы или задания на дом. Этот прием очень полезен при пересказе текстов. Детям, после работы с текстом предлагается выстроить события в логической последовательности
Устали в зале все, и надобно взбодриться.
Вот здесь есть то, что Вам в работе пригодится.
И в феврале холодном просто ради шутки
О нашей встрече в память я дарю Вам незабудки.
Раздаю всем присутствующим «Памятки-незабудки»
«Педагогическое ателье»
Сегодня мы вспомнили и познакомились с некоторыми приемами формирования предпосылок читательской грамотности у дошкольников. А сейчас, немного практики. Вы уже разделены на 2 команды, на столе у каждой команды лежат конспекты НОД по развитию речи, на основе методики О. С. Ушаковой. Но некоторые детали конспекта пропущены. Дополните конспект приемами, которые мы сегодня рассмотрели. Помогут вам «Памятки-незабудки»