Оксана Шлык
Консультация для воспитателей «Формирование основ безопасного поведения у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация
«Формирование основ безопасного поведения у дошкольников»
Формирование основ безопасности и жизнедеятельности детей в условиях дошкольного образовательного учреждения является актуальной и значимой проблемой, поскольку обусловлена объективной необходимостью информирования детей о правилах безопасного поведения, приобретения ими опыта безопасного поведения в быту. Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения в быту совместно с родителями, которые выступают для ребенка примером для подражания. Понятие безопасности в ДОУ ранее включало в себя только охрану жизни и здоровья детей. Но современный мир изменил подход к проблеме безопасности, в не вошли и такие понятия как экологическая катастрофа и терроризм. Следует понимать, что безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях. Ребенок попадает в различные жизненные ситуации, в которых он может просто растеряться. Во-первых, надо дать детям необходимую сумму знаний общепринятых человеком норм поведения. Во-вторых, научить адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь дошкольникам овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в парке, в транспорте и в – третьих, развивать у дошкольников самостоятельность и ответственность. При ознакомлении детей с первоначальными основами безопасности должны быть определены следующие цели:
Публикация «Консультация для воспитателей „Формирование основ безопасного поведения у дошкольников“» размещена в разделах
- Безопасность, ОБЖ. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
- формирование основ по сохранению и укреплению здоровья;
- воспитание безопасного поведения, способности предвидеть опасные ситуации, по возможности избегать их, при необходимости - действовать.
Работа с детьми по ОБЖ включает несколько направлений:
1. Ребнок в общении с другими людьми
2. Ребнок и природа.
3. Ребнок дома.
4. Здоровье и эмоциональное благополучие ребнка.
5. Ребнок на улицах города.
Формирование первоначальных основ безопасности осуществляется с учетом следующих основных принципов :
- системность и последовательность (любая новая ступень в обучении детей опирается на уже освоенное в предыдущем);
- доступность (усложнение материала происходит с учетом возрастных особенностей детей);
- включение в деятельность (игровую, познавательную, поисковую и другие виды);
- наглядность (техника безопасности лучше всего воспринимается через богатый иллюстративный материал) ;
- динамичность (интеграция задач в разные виды деятельности);
- психологическая комфортность (снятие стрессовых факторов).
Этапы реализации данных задач:
1 этап - заинтересованность детей, актуализировать, уточнить и систематизировать их знания о правилах безопасности;
2 этап - ввести правила в жизнь детей, показать разнообразие их проявлений в жизненных ситуациях, тренировать в умении применять эти правила;
3 этап - на основе усвоенных знаний и умений помочь осознанно овладеть реальными практическими действиями.
Формы организации учебно- воспитательного процесса :
- занятия;
- заучивание стихотворений;
- сбор фотоматериалов;
- игры – занятия;
- заучивание правил безопасного поведения;
- беседы;
- дидактические игры;
-подвижные игры ;
-чтение художественной литературы;
-рассматривание иллюстраций по теме;
-наблюдения;
-экскурсии;
- театрализованные представления;
-сюжетно – ролевые игры;
-игры - тренинги;
-просмотр мультфильмов;
-трудовая деятельность;
-продуктивная деятельность;
-отгадывание загадок;
-развлечения;
-обыгрывание ситуаций правильного и неправильного поведения;
-встреча с интересными людьми;
-личный пример взрослых.
Решение задач обеспечение безопасного, здорового образа жизни возможно лишь при постоянном общении взрослого с ребенком на равных: вместе ищем выход из трудного положения, вместе обсуждаем проблему, ведем диалог, вместе познаем, делаем открытия,
Работа с родителями. В деле решения вопроса безопасности ребенка не последнюю роль играют родители, которые должны быть примером и эталоном для малыша. Важно добиться от родителей понимания того, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если они сами не всегда ему следуют.
Их особая родительская ответственность заключается в том, чтобы дома было как можно меньше опасных ситуаций. Этот вопрос можно решить на родительском собрании, посвященном проблеме безопасности, совместными усилиями разработать план работы, затем стимулировать активное участие родителей в работе по профилактике безопасности через беседы, консультации, проекты, участие в досуговых мероприятиях по теме, участие в выставках рисунка, фотовыставках.
Воспитание безопасности — непрерывный, систематический, последовательный процесс, начинающийся в раннем возрасте. Именно тогда закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем и вс, что ребнок усвоит в дошкольном возрасте, прочно останется у него навсегда и будет закрепляться дальше в начальной школе. Постарайтесь избежать занудных нравоучений – делайте занятие короткими, прерывайте их на самом интересном месте, чтобы ребенок с нетерпением ждал продолжения. Во время пути к достижению цели важно не навредить ребнку, а сделать так, чтобы шл процесс его совершенствования. Только тогда наш труд будет не напрасен и принесет радость.
Подготовила: Шлык О. А. .воспитатель