Наталья Грицаева
Консультация для воспитателей «Формирование духовно-нравственных качеств детей с ЗПР через сказку в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
«…Искусство захватывает различные стороны ребенка:
воображение, чувства, волю,
развивает его сознание и самосознание,
формирует мировоззрение…».
А. С. Макаренко
В современных условиях, когда опережающее развитие воспитания признаётся мощным рычагом преодоления социально-экономического и духовного кризиса общества, труды и опыт А. С. Макаренко выступают важным методологическим ориентиром в обеспечении приоритета воспитания над обучением в образовательных учреждениях всех типов и видов.
Кризисное состояние духовно-нравственной сферы общества и семьи, а также все проблемы общества, безусловно, отражаются на духовно-нравственном здоровье современных детей. В настоящее особенно актуальна тема духовно-нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.
Определение процесса воспитания очень многогранно, сам процесс сложный даже тогда, когда речь идет о здоровых детях. Разумеется, что он оказывается особенно сложным, когда воспитываются дети с отклонениями в развитии.
Сказка – прекрасное творение искусства. В мир сказок ребенок вступает в самом раннем возрасте, как только начинает говорить. Из сказок дети черпают множество познаний: это представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром. Сказка помогает ребенку разобраться в самых важных понятиях: на чем основываются отношения между людьми, как оценивать свои поступки и окружающих детей. Она помогает ребенку впервые испытать храбрость, доброту, чуткость, отзывчивость, сострадание, побуждающее прийти на помощь человеку, либо животному, попавшему в беду.
С точки зрения А. С. Макаренко, целями общечеловеческого значения являются коллективизм, общинность (русский уклад жизни, соборность (всем миром, честность, заботливость, бережливость, ответственность, работоспособность, искренность, прямота, уважение к другому человеку, его переживаниям и интересам, любовь к Родине.
В процессе представления о добре и зле происходит формирование гуманных чувств и обеспечивает коррекцию отклонений в поведении ребенка.
Перед собой я поставила задачи :
посредством событий в сказке помочь усвоить детям духовно – нравственные категории (добро – зло, послушание – непослушание, трудолюбие – лень, бескорыстие – жадность,
содействовать развитию образного строя речи, обогатить словарь,
развивать способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, воспитывать послушание, терпение, милосердие,
умение уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь,
воспитывать трудолюбие, доводить начатое дело до конца, с уважением относится к результатам чужого и своего труда,
развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту.
Чтобы обеспечить активность и внимательность во время прослушивания сказки, я предлагаю детям выполнять имитационные движения (сказка «Курочка ряба»: плачет дед, плачет бабушка, а курочка кудахчет, уговаривает, жалеет бабушку и деда, использую разнообразные наглядные пособия: иллюстрации, настольный театр, инсценирование сказки с использованием костюмов, шапочек, фланелеграфа.
После рассказывания сказки провожу беседу: что понравилось в сказке, какие роли сказочных героев хотелось бы исполнить. Не все дети сразу включаются в игру, некоторые сначала наблюдают за происходящим. От степени психологического комфорта зависит активность и глубина эмоционального включения детей.
У детей подсознательно откладывается, что добрым, щедрым быть хорошо. Нужно постараться быть тактичным, не обидеть ребенка и главное направить его мысли по нужному руслу.
Вначале я анализирую различные ситуации в группе, а потом подбираю сказку, которая научит детей быть отзывчивыми, способными заботиться о других.
Регулярность рассказывания сказок, бесед, игр в сказку, драматизация - способствуют закреплению положительного эффекта в развитии личности и речи ребенка.
В моей группе наблюдается положительная динамика нравственного развития детей и все это благодаря сказкам. Результат воспитания детей сказкой:
усвоение норм духовно - нравственного воспитания, открытость к добру,
позитивное отношение ребенка к окружающему миру, к другим людям и самому себе,
создание оптимистической детской картины мира,
потребность и готовность проявлять совместное сострадание и радость, знакомство с формами традиционного семейного уклада,
понимание своего места в семье и посильное участие в домашних делах, деятельное отношение к труду, ответственность за свои дела и поступки.
Сказки несут в себе глубокую народную мудрость, пронизанную христианской нравственностью. Совместный с детьми анализ сказочных ситуаций и характеров героев способствует формированию умений правильного поведения в тех или иных ситуациях. Сказки учат добру, взаимопомощи, осуждают плохие нравственные качества (лживость, злость, корысть и т. д.). Они понятны и доступны всем детям. Главный результат, на который очень хочется надеяться, заключается в усвоении ребёнком вечных ценностей: милосердия, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.