Папки-передвижки

Консультация для воспитателей «Формирование духовно-нравственных качеств детей с ЗПР через сказку в ДОУ»

Наталья Грицаева
Консультация для воспитателей «Формирование духовно-нравственных качеств детей с ЗПР через сказку в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы

«…Искусство захватывает различные стороны ребенка:

воображение, чувства, волю,

развивает его сознание и самосознание,

формирует мировоззрение…».

А. С. Макаренко

В современных условиях, когда опережающее развитие воспитания признаётся мощным рычагом преодоления социально-экономического и духовного кризиса общества, труды и опыт А. С. Макаренко выступают важным методологическим ориентиром в обеспечении приоритета воспитания над обучением в образовательных учреждениях всех типов и видов.

Кризисное состояние духовно-нравственной сферы общества и семьи, а также все проблемы общества, безусловно, отражаются на духовно-нравственном здоровье современных детей. В настоящее особенно актуальна тема духовно-нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.

Определение процесса воспитания очень многогранно, сам процесс сложный даже тогда, когда речь идет о здоровых детях. Разумеется, что он оказывается особенно сложным, когда воспитываются дети с отклонениями в развитии.

Сказка – прекрасное творение искусства. В мир сказок ребенок вступает в самом раннем возрасте, как только начинает говорить. Из сказок дети черпают множество познаний: это представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром. Сказка помогает ребенку разобраться в самых важных понятиях: на чем основываются отношения между людьми, как оценивать свои поступки и окружающих детей. Она помогает ребенку впервые испытать храбрость, доброту, чуткость, отзывчивость, сострадание, побуждающее прийти на помощь человеку, либо животному, попавшему в беду.

С точки зрения А. С. Макаренко, целями общечеловеческого значения являются коллективизм, общинность (русский уклад жизни, соборность (всем миром, честность, заботливость, бережливость, ответственность, работоспособность, искренность, прямота, уважение к другому человеку, его переживаниям и интересам, любовь к Родине.

В процессе представления о добре и зле происходит формирование гуманных чувств и обеспечивает коррекцию отклонений в поведении ребенка.

Перед собой я поставила задачи :

посредством событий в сказке помочь усвоить детям духовно – нравственные категории (добро – зло, послушание – непослушание, трудолюбие – лень, бескорыстие – жадность,

содействовать развитию образного строя речи, обогатить словарь,

развивать способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, воспитывать послушание, терпение, милосердие,

умение уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь,

воспитывать трудолюбие, доводить начатое дело до конца, с уважением относится к результатам чужого и своего труда,

развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту.

Чтобы обеспечить активность и внимательность во время прослушивания сказки, я предлагаю детям выполнять имитационные движения (сказка «Курочка ряба»: плачет дед, плачет бабушка, а курочка кудахчет, уговаривает, жалеет бабушку и деда, использую разнообразные наглядные пособия: иллюстрации, настольный театр, инсценирование сказки с использованием костюмов, шапочек, фланелеграфа.

После рассказывания сказки провожу беседу: что понравилось в сказке, какие роли сказочных героев хотелось бы исполнить. Не все дети сразу включаются в игру, некоторые сначала наблюдают за происходящим. От степени психологического комфорта зависит активность и глубина эмоционального включения детей.

У детей подсознательно откладывается, что добрым, щедрым быть хорошо. Нужно постараться быть тактичным, не обидеть ребенка и главное направить его мысли по нужному руслу.

Вначале я анализирую различные ситуации в группе, а потом подбираю сказку, которая научит детей быть отзывчивыми, способными заботиться о других.

Регулярность рассказывания сказок, бесед, игр в сказку, драматизация - способствуют закреплению положительного эффекта в развитии личности и речи ребенка.

В моей группе наблюдается положительная динамика нравственного развития детей и все это благодаря сказкам. Результат воспитания детей сказкой:

усвоение норм духовно - нравственного воспитания, открытость к добру,

позитивное отношение ребенка к окружающему миру, к другим людям и самому себе,

создание оптимистической детской картины мира,

потребность и готовность проявлять совместное сострадание и радость, знакомство с формами традиционного семейного уклада,

понимание своего места в семье и посильное участие в домашних делах, деятельное отношение к труду, ответственность за свои дела и поступки.

Сказки несут в себе глубокую народную мудрость, пронизанную христианской нравственностью. Совместный с детьми анализ сказочных ситуаций и характеров героев способствует формированию умений правильного поведения в тех или иных ситуациях. Сказки учат добру, взаимопомощи, осуждают плохие нравственные качества (лживость, злость, корысть и т. д.). Они понятны и доступны всем детям. Главный результат, на который очень хочется надеяться, заключается в усвоении ребёнком вечных ценностей: милосердия, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.

Публикации по теме:

«Формирование основ духовно-нравственного воспитания у детей через декоративно-прикладное творчество»  (продолжение) 2 часть Издавна на Руси существовали традиции: водить хороводы петь колыбельные песни изготавливать обереги…. Формы работы с детьми разнообразны.

Воспитание духовно-нравственных качеств у младших школьников «Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем.

Единство подхода родителей и учителя в вопросах формирования духовно-нравственных качеств личности (младший школьный возраст) Во все времена человечество заботилось о воспитании подрастающего поколения. Доброму отношению к людям, родной земле, труду на ней, ненависти.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Формирование духовно-нравственных качеств детей с ЗПР через сказку в ДОУ»
Опубликовано: 13 января 2025 в 19:28
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей «Формирование духовно-нравственных качеств детей с ЗПР через сказку в ДОУ»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Грицаева (УИ 1927803) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
14 января 2025 вторник
Празднуем Старый Новый год по сценарию
Праздник логических игр и головоломок
15 января 2025 среда
Изучаем и кормим зимующих птиц
Клеем, лепим и рисуем зимние шапочки
Катаемся на лыжах, коньках и санках!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД