Евгения Гордеева
Консультация для воспитателей «Физическая культура в ДОУ». Подготовительная группа
▼ Скачать
Консультация для воспитателей ДОУ
Т. И. Осокина «Физическая культура в детском саду»
Подготовительная к школе группа.
Особенности развития движений у детей 7-го года жизни.
Публикация «Консультация для воспитателей „Физическая культура в ДОУ“, Подготовительная группа» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Подготовительная группа
- Работа инструкторов по физической культуре
- Физическое воспитание. Консультации для родителей
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция март 2022
На 7-м году у ребенка возрастает способность к различению пространственного расположения движущихся предметов, в том числе перемещающегося человеческого тела. Дети могут объяснить, что и как меняется в соотношении частей тела, когда человек бежит, идет на лыжах, едет на велосипеде и т. д. Они различают скорость, направление движений, смену темпа, ритма. Ребенок прослеживает движения последовательно, выделяет (с помощью взрослого) разные его фазы, пытается объяснить их значения для качественных и количественных результатов движения. Все это способствует образованию ясных представлений о движениях, ведет к овладеваю детьми техникой сложных по координации движений. Например, ребенок осваивает прыжки с разбега в длину и высоту, бег по повороту на коньках и т. д.
Дети все чаще руководствуются мотивами достижения хорошего качества движений. Значительно увеличиваются проявления волевых усилий при выполнении трудового задания. Следует учесть, что стремление ребенка добиваться хорошего результата не всегда совпадает с его возможностями, поэтому воспитатель должен быть очень внимателен и не допускать перегрузок.
Начинать интенсивно развивать способность целенаправленно совершать движения отдельных частей тела, например ног, головы, кистей и пальцев рук и др. У ребенка постепенно вырабатывается эстетическое отношение к ритмичным, ловким и грациозным движениям. Он начинает воспринимать красоту и гармонию.
Многих детей привлекает результат движений, возможность померится силой и ловкостью со сверстниками (последнее особенно свойственно мальчикам). Очень ценно, что дети уже понимают значения упражнений для совершенствования движений. Они целенаправленно повторяют упражнения, проявляя большую выдержку и настойчивость.
Начинают провялятся личные вкусы детей в выборе движений. Одним больше нравится бегать и прыгать, другим играть с мячом и т. д. Нередко для ребенка более привлекательны те упражнения, которые у него лучше получаются. Поддерживая индивидуальные интересы воспитанников, педагог должен следить, чтобы программное содержание, предусматривающее всестороннюю двигательную подготовку детей, осваивалось всеми.
В современных двигательной деятельности, особенно в подвижных играх соревновательного характера, дети делают попытки оценивать свои и чужие поступки и находить линию поведения, отвечающую интересам коллектива.
Задачи физической культуры.
Ко времени поступления в школу ребенок должен обладать крепким здоровьем, хорошим физическим развитием, достаточным объемом навыков и привычек в выполнении гигиенических закаливающих процедур, умением сохранять правильную осанку.
Следует добиваться развития у детей ловкости, быстроты, гибкости координации движений, чувства равновесия и хорошей пространственной ориентировки, а так же умения проявлять выносливость и силу во время упражнений. Необходимо воспитывать у детей выразительность движений, способность согласовывать их с темпом и ритмом музыкального сопровождения.
В подготовительной группе детей приучают к точному выполнению физических упражнений не только на основе наглядного образца, но и по словестному указанию. Продолжается воспитание способности оценивать качество своих движений, соответствие их правилам подвижной игры. Детей учат использовать самостоятельные знания, умения и навыки, усвоенные на занятиях, в практической деятельности, быту, творческих играх.
Детей приучают участвовать в соревнованиях, достигать наилучших результатов в движениях не ради своих личных интересов и демонстрации своих успехов, а ради достижения успеха в общей коллективной задаче. Это помогает воспитанию ответственности за результаты совместной деятельности, формированию дружеских отношений, взаимопомощи. Надо приучать детей быть великодушными к проигравшим, относится с уважением к соперникам, быть справедливыми и честными в спортивной борьбе.
Поддерживая стремления ребенка проявлять двигательную активность, важно приучать его разумно распределять свои силы, организованно переключаться на другие виды деятельности, совмещать высокую подвижность с хорошей усидчивостью, сосредотачиваться при выполнении трудовых обязанностей и решении сложных умственных задач.
В процессе физического воспитания продолжается формирование трудовых умений и навыков. Детей учат самостоятельно следить за состоянием физкультурного инвентаря, формы; осуществлять мелкую почину.
Очень важно поддерживать у ребенка интерес к ярким событиям физкультурной и спортивной жизни страны. Это воспитывает патриотические чувства, расширяет и углубляет преставления о дружбе народов страны и всего мира.
Занятия по физической культуре организуются 3 раза в неделю. Наиболее целесообразно проводить их в первой половине дня. Продолжительность физкультурных занятий 30-35 мин.
Проветривание и влажная уборка зала проводятся перед занятиями. Дежурные с помощью других детей готовят необходимые для занятий оборудование, выполняют разметку зала. По окончанию занятия дежурные следят, чтобы все было убрано на свои места, что бы зал оставался в образцовом порядке.
Одно занятие в неделю организуются на открытом воздухе. Если оно проходит в часы прогулки, место его в режиме дня может быть различным. Оно зависит от сезона года и погодных условий. В теплую погоду летом занятия лучше проводить в начале утренней прогулки, пока температура воздуха особенно не повысилась.
В зимний период в холодную пору физкультурные занятия лучше проводить в конце прогулки. Тогда по её окончании дети могут сразу же вернутся в группу, переодеться и приготовиться к обеду. Тем самым снижается опасность охлаждения после физической нагрузки. С наступлением погожих весенних дней все 3 занятия по физкультуре следует проводить на открытом воздухе.
Программное содержание занятий по физической культуре усложняется за счет некоторого количества новых, более трудных упражнений. Это становится возможным благодаря автоматизму некоторых приобретенных детьми навыков. Развиваются устойчивость навыков и умений, способность сохранять знакомую форму движения в усложнённых, изменённых условиях, например, на значительной скорости, в разнообразных ситуациях подвижных игр, в соревновательной обстановке. Все это способствует развитию двигательных качеств, оказывает огромное воспитательное воздействие.
Педагог добивается заинтересованного, ответственного отношения детей к занятиям. Он пользуется методическими приемами, помогающими развивать детскую инициативу, волевые качества воспитанников, их двигательное творчество.
Разучиваются некоторые новые упражнения. Дети учатся равняться в шеренге. (Команда «Равняйсь!», поворачивая голову и ориентируясь на грудь третьего ребенка. По команда «Смирно», дети принимают основную стойку: стоят подтянуто, ровно, пятки вместе, носки врозь, руки свободно опущены, большой палец на середине бедра. Это промежуточное положение перед поворотами, началом движений и т. д. По команде «Вольно» ребенок, не сходя с места, расслабляется, переводить тяжесть тела на одну ногу, другую расслабляет.
Дети осваивают простейший расчет на первый- второй (по команде «На первый второй рассчитайсь», так же дети осваивают перестроение из одной шеренги в две (например, по команде «Первые номера, делают два шага вперед, марш»).
Из построения в 3 колоны разучивается размыкание и смыкание приставными шагами в стороны. Вторая колонна остается на месте при размыкании. Первая и третья колонна получают задание сделать несколько приставных шагов влево и вправо. Размыкание происходит по команде «От середины на три шага приставными шагами разомкнись! Раз- два – три» Для смыкания подается команда «К середине приставным шагами сомкнитесь».
После команды «На месте!» дети продолжают идти на месте. По команде «Стой!» они делают один шаг, а затем приставляют ногу. Владение соответствующими навыками значительно повышает организованность занятий, облегчает проведение праздников.
В ходьбе вводятся новые, способствующие еще большей свободе и координации движения, гибкости стопы, легкости походки: ходьба парами вперед, скрестным шагом, приставным шагом назад, спиной вперед, ритмические протаптывания и прихлопывания в такт ходьбе.
Для овладения движениями рук впервые используются некоторые специальные упражнения: свободное раскачивание руками со сгибанием их при движении вперед так, чтобы ладонь поднималась до уровня пояса и не заходила за среднею линию тела; то же поднимая руки до уровня груди; раскачивания прямыми руками вперед и назад вдоль туловища. Упражнения проводятся на месте и во время ходьбы.
В подготовительной группе воспитатель объясняет детям, как правильно дышать. Режим дыхания примерно следующий: глубокий вдох совершается сравнительно быстро через нос, и сейчас же приступают к выдоху. Выдох должен быть более длительным, совершается через нос, а при усиленном дыхании – через нос и рот одновременно.
Так же для совершенствования навыков ходьбы используются упражнения на равновесия (ходьба по шнуру, доске, горизонтальному и наклонному бревну).
Бег. Во время бега движение рук и ног дошкольников хорошо согласованны. Важной задачей в подготовительной группе является разучивание активных движений рук, содействующих повышению скорости бега. Воспитатель объясняет и показывает правильные движения. Но главной задачей становится совершенствование бега при использовании его в различных условиях, тренировка в беге на скорость и выносливость (рекомендуется бег с прямыми ногами, бег с преодолением препятствий. Бег спиной вперед, бег из разных исходных положений).
Прыжки. Дети упражняются в разнообразных видах подпрыгивания, достигая легкости и ритмичности движений. Спрыгивание нередко завершают упражнения в других видах движений. Высота предметов с которых спрыгивают дети не должна превышать 30-40 см.
Продолжается отработка техники прыжков в длину с места, увеличивается полетность и дальность прыжка. Что бы приучить детей отталкиваться сильнее и прыгать дальше, применяются разнообразные ориентиры – черта, флажок, до которых ребенок должен постараться допрыгнуть или перепрыгнуть через них.
В прыжках на высоту и в длину с разбега целесообразно отрабатывать такие качества разбега, как энергичность с нарастанием стремительности к концу.
Ползание, лазанье. Дети не разучивают новых способов ползания. Они упражняются в уже знакомых движениях при более сложных условиях, например в ходьбе на четвереньках по рейкам горизонтальной лестницы, приподнятой от пола на 50 см и более, проползают по гимнастической скамье спиной вперед на четвереньках.
Систематическое упражнение в лазанье помогают постепенно наладить нужное чередование рук и ног. Дети переходят с пролета на пролет гимнастической стенки, поднимаются и спускаются по диагонали. Так же дошкольники разучивают перелезания через верх стенки на другую сторону.
В подготовительной к школе группе продолжается разучивание приемов лазанья по канату или шесту. Кроме того, дети упражняются в перехватывании каната руками вверх из согнутого положения на уровне плеч, лица до их полного выпрямления над головой. Не следует разрешать ребенку съезжать по канату, при спуске желательно поддерживать его. Первые попытки лазания по канату должны производиться индивидуально.
Метание. На занятиях и в самостоятельных играх у детей 7-го года жизни совершенствуются и закрепляются навыки всех способов катания, бросания, ловли, метания в цель и в даль. Значительно улучшается владение мячом. Ребенок довольно свободно его держит, передает, бросает и ловит.
Детей приучают ловить предметы разной массы: мешочки с песком, большие и малые мячи, набивные мячи, кубики, шишки и др.
Дети должны уметь перебрасывать друг другу мячи двумя руками снизу, от груди, сверху, двумя руками с отскоком от земли. Дети упражняются в перебрасывании мяча и во время передвижения в парах. Начинается разучивание перебрасывания большого мяча друг другу одной рукой от плеча.
Совершенствуются навыки ведения мяча правой и левой рукой.
Продолжается освоение техники метания в дальность. Надо приучать ребенка бросать предмет выше, так как при более высокой траектории полета он летит дальше. Детей надо чаще упражнять в метании левой рукой. Это обеспечит равномерную нагрузку на обе стороны тела ребенка.
Упражнения в равновесии. Увеличивается объём упражнений, требующих ловкости, вводятся упражнения с закрытыми глазами. Большинство упражнений состоит из комбинации динамических и статических движений, которые выполняются на пособиях (например, при ходьбе по гимнастической скамейке перешагнуть палку вперед и назад, не выпуская ее из рук). Дети действуют на них смело, уверенно выполняя задания четко, сохраняя правильное положение туловища, головы, оттягивая носки ног и пальцы рук.
Общеразвивающие упражнения. В подготовительной группе продолжается разучивание и совершенствование упражнений, развивающих мышечные группы, суставы и связки разных частей тела: рук и плечевого пояса, ног, туловища и шеи.
Дети должны выполнять упражнения без интервалов между ними. Ребенок способен запомнит последовательность довольно значительного количества общеразвивающих упражнений. Вводятся парные упражнения. Более широко используются упражнения с набивными мячами. Для занятий в подготовительной группе подбираются не более 6-10 упражнений общеразвивающего характера. Они повторяются примерно 6- 8 раз в бодром темпе. Ребенок должен уметь согласовывать ритм дыхания с характером выполняемого движения.