Надежда Андреева
Консультация для воспитателей «Двигательная активность дошкольников в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Каждый воспитатель имеет право по собственному усмотрению выбрать формы работы по физическому воспитанию, руководствующими требованиями:
Все физкультурные мероприятия должны составить определенный двигательный режим, общая продолжительность двигательной активности детей в котором не менее 60% периода бодрствования. (показать график).
Занятия по физической культуре являются основной формой обучения.
Публикация «Консультация для воспитателей „Двигательная активность дошкольников в ДОУ“» размещена в разделах
- Двигательная активность ребенка
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
На них детей обучаем, развиваем, упражняем, совершенствуем те или иные навыки, движения, которые переносятся в другие формы работы для увеличения движений в целом.
УТРЕННЯЯ ГИМНАСТИКА
Утренняя гимнастика включается в режим дня с первой младшей группы.
Она направлена в основном на решение оздоровительных задач. Из практики видно, что зарядка дает детям очень многое:
• дети просыпаются, создается бодрое настроение;
• формируется правильная осанка
• происходит профилактика плоскостопия
• развиваются физические качества
• развивается ориентировка в пространстве
• учатся слышать взрослого и выполнять упражнения в соответствии с музыкой
• развиваются мышцы рук, пальцев и кистей
• развивается дыхательная система
Зарядка проводится ежедневно в холодное время в зале, в теплое время года на воздухе в теч. от 5 мин в мл. группах. В теч. 10 мин в старших.
На зарядке используются знакомые детям упражнения. Для эмоциональности зарядка проводится под музыкальное сопровождение, используются разные приемы
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ используются в детском саду как самостоятельная форма работы по физическому воспитанию. Они проводятся со всеми детьми одновременно на утренней и вечерней прогулке.
Воспитатель отбирает игры по программе, учитывая подготовленность детей. На выбор игры влияет время года и погодные условия. Необходимо учитывать наличие оборудования, которое присутствует на площадке.
Проводятся игры в конце прогулки.
Очень важно планировать подвижные игры на весь год и на ближайшую неделю.
Здесь, на прогулке очень важно проводить индивидуальную работу по упражнению и закреплению упражнений, заданных на занятиях по изической культуре с теми детьми, которые отстают в усвоении физических упражнений, которые малоподвижны и малоактивны, ослаблены или имеют дефекты в осанке и стопе.
Содержание и длительность зависит от возрастных категорий.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ – это кратковременные физические упражнения, специально подобранные с учетом содержания занятия.
Для чего они? С целью предупреждения и снятия усталости и повышения продуктивности умственной деятельности. Физкультминутки восстанавливают эмоциональное состояние детей, у детей появляется желание заниматься.
Упражнения для физкультминутки подбираются с учетом содержания занятия, особенностей возраста и хорошо знакомые детям.
Для средней группы включаются 2-3 упражнения по 3-4 раза,
Ст. и подг. группы 3-4 упражнения по 5-6 раз.
Упражнения выполняются сидя, стоя за столом, а также с выходом из-за стола.
На занятиях рисованием и лепкой детям даются движения для кисти, пальцев (потряхивания, вращения, сгибания пальцев, ладошек и т. д., используется пальчиковая гимнастика, пальчиковые игры, наклоны, повороты, прыжки. См. приложение №1
На занятиях по математике и развитию речи даются упражнения для плечевого пояса, туловища, бег на месте, ходьба в разном темпе, прыжки разного характера можно под счет, музыку, бубен, барабан. (зависит от творчества педагога).см. приложение №2
Физкультминутка заканчивается ходьбой в медленном темпе, приводящий организм ребенка в спокойное состояние.
Динамическая пауза- это игры и упражнения, прововодимые с детьми между занятиями.
Они включают в себя:
• элементы самомассажа и дыхательной гимнастики,
• упражнения для коррекции зрения,
• артикуляционную гимнастику,
• хороводы с песнями, игры- хороводы (игры,выученные на муз. Занятиях)
• игры с прыжками на месте («Море –берег», «Кто быстрей», «Удочка»)
• игры на внимание («Четыре стихии», «Кто ушел», «Пожалуйста», «Повтори» и т. д.)
• игры- замиралки см приложение №3
Игровые упражнения должны быть хорошо знакомы детям, просты по содержанию, с небольшим количеством правил, недлительны по времени. 5-7мин. Местом проведения может быть спальня, раздевалка или группа. См приложение.
ГИМНАСТИКА ПОСЛЕ СНА
Цель – поднять настроение, разбудить, поднять мышечный тонус с помощью физических упражнений. Сохранить и укрепить здоровье детей. Обеспечить детям плавный переход от сна к деятельности.
Пробуждение должно сопровождаться тихой плавной музыкой.
Гимнастика проводится сначала с проснувшимися детьми, а остальные подтягиваются.
Гимнастика в разных вариантах:
в мл. и ср. группах - это и стишки, и самомассаж частей тела (руки, ноги, нос, пальцы ног, пальцы рук, щечки, ушки, похлопывание ресничками, массаж головы, поглаживание головы и т. д.)
в подг. гр. - это разные упражнения и сидя в кроватках в разных и. п., и стоя около кроватей на массажном коврике, стоя в кругу с выполнением упражнений в быстром темпе; это и перебежки из спальни в группу по заданному маршруту.
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ДВИЖЕНИЙ
направлена на упражнение детей, отстающих в усвоении физических упражнений, активизацию малоподвижных детей, улучшение физического развития ослабленных детей, исправление дефектов в осанке и стопе.
Содержание и длительность определяется в зависимости от возрастных категорий.
Эта работа проводится в течение дня в свободное от занятий время – утром до завтрака, на дневной и вечерней прогулке, вечером.
ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ БЕГ на воздухе в детском саду – это длительный бег в среднем темпе
Задача бега –дать детям эмоциональный заряд бодрости и душевного равновесия, детям бегать нравится,а если со взрослыми, то у детей поднимается настроение, которое положительно влияет на здоровье.
Принципы:
• бегать каждый день зимой и летом на участок и после прогулки в детский сад
• быть всегда среди детей и бежать в темпе детей
• бежать так, чтобы видеть всех детей- сбоку, сзади, впереди лицом к детям
• заканчивать бег дыхательными упражнениями
Ввести правила бега:
активно работать руками
ногами не шаркать,
никому не наступать на пятки, никого не перегонять и не обгонять,
носом.
Где бегать? На участке между оборудованием, по прямым дорожкам, в гору, под горку, змейкой по прямой, по асфальту, по территории детского сада. Одежда по погоде. Бегать ежедневно после прогулки.
Самостоятельная двигательная деятельность детей
организуется в разное время дня: утром до завтрака, между занятиями, в часы игр после дневного сна и во время прогулок.
В самостоятельных занятиях удовлетворяется потребность детей в движениях, предоставляется возможность заниматься любыми видами упражнений. Дети занимаются индивидуально или группами.
Самостоятельными занятиями необходимо руководить, но делая это не стесняя инициативу ребенка.
Воспитатель помогает выбрать упражнения, рекомендует, предлагает вспомнить, поощряет.
Воспитатель приветствует то что дети оценивают качество своих движений и своих товарищей.
Стимулом для самостоятельных занятий является наличие необходимого помещения и оборудования, которое должно быть в достаточном количестве. (горки, лесенки, ворота и воротики, скамейки, ящики, пеньки и т. д.)
Очень важна роль воспитателя – он своим примером должен побуждать детей к движению – показывает, подбирает разные задания, обьясняет способы действия, занимается вместе с детьми. Учит детей играть сообща,
Поощряет более ловких детей и учит помогать своим сверстникам.
Например, у гиперактивных детей преобладают игры высокой степени интенсивности и у них присутствует неумение выполнять движения в умеренном темпе – таким детям рекомендуется чередовать активные действия с пассивными, воспитывать у них выдержку и настойчивость и наоборот.
Малоподвижных детей необходимо активизировать на выполнение интенсивных движений (бег за мячом., прыжки на скакалках, игра в классики, катание и упражнения с обручем, зимой игры в снежки, катание по ледяным дорожкам, катание друг друга на санках и т. д.)
Поэтому у воспитателя должен быть огромный багаж знаний разнообразных заданий, упражнений, воспитатель должен подходить к этому творчески, с выдумкой.
ДЕНЬ ЗДОРОВЬЯ
В этот день отменяются все виды занятий., режим дня наполняется разными играми, упражнениями, увеличивается время пребывания детей на свежем воздухе.
Организовываются разные виды деятельности:
• загадки и пословицы про спорт, здоровье
• кроссворды про здоровье, разные вопросы про здоровье типа «Кто догадается, что …», «Кто дополнит про…», «Кто дорисует…», ««Кто узнал….» и т. д.
• театрализация какого - нибудь произведения (Мойдодыр, Айболит, федорино горе или стихотворения про воду, мыло и т. д., потешки
• конкурсы танцоров, певцов, художников
• просмотр иллюстраций видиофильмов про здоровье, про спорт и другую тематику
• разные сюрпризные моменты
• малоподвижные игры на внимание на развитие памяти и т. д.
• зимой – игры с санками, скольжение по дорожкам, строительство снежных фигур, игры в снежки и т. д. ф
ВАЖНО тщательно продумывать план проведения дня здоровья, учитывая время года и погодные условия.
В день здоровья необходимо использовать климатические условия и природные факторы – река, озеро, берег,парк, спортивная площадка, поляна – здесь происходит знакомство и ознакомление с природой, сбор каких-то шишке, листьев, веток, сучков, изготовление поделок на природе и т. д.
МЕРОПРИЯТИЯ вне детского сада – это те, которые дети вместе с родителями посещают в выходные, праздничные и рабочие дни
• День физкультурника (летом)
• Разные спортивные конкурсы летние и зимние
• Лыжные гонки
• Снежные зимние городки
• каток
• бассейн,
• стадион
• Батутный центр
• Развлекательные центры
• речку
• Аквапарк
• Пляж для солнечных ванн
• Различные спортивные секции и кружки