Галина Дубровская
Консультация для воспитателей «Достоинства и недостатки дистанционного обучения в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ детский сад № 45 «Теремок»
комбинированного вида
«Достоинства и недостатки дистанционного обучения в ДОУ»
Подготовила: воспитатель
гр. 7старшей
разновозрастной
Дубровская Галина
Викторовна
Ногинск
2020
Содержание
Введение. с. 3
1. Дистанционное обучение детей дошкольного возраста….
с. 4-5
Публикация «Консультация для воспитателей „Достоинства и недостатки дистанционного обучения в ДОУ“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Сидим дома с пользой!
- Темочки
2 Достоинства и недостатки дистанционного обучения в ДОУ.
с. 5-7
2.1 Как сделать дистанционное обучение эффективным. с. 7-8
2.2 Примеры различных форм дистанционной работы воспитателя….
с. 8-9
Заключение. с. 10
Список литературы. с. 11
Введение
В нынешней ситуации пандемии на первое место выходит проблема дистанционного обучения детей дошкольного возраста. Это связано не только с техническими возможностями дошкольных учреждений, но и с нехваткой опыта работы в таком формате у педагогов, которым приходиться на ходу осваивать новые формы обучения.
Реализация образовательной программы осуществлялась с помощью дистанционных технологий. Естественно, для педагогов и дошкольников это было новым направлением совместной деятельности и тревожным для родителей. Многие воспитатели, специалисты активно использовали информационно-коммуникативные технологии (прим., ИКТ) в своей портативной образовательной деятельности: мастер-классы, онлайн-занятия, театральные челленджи, спортивно-танцевальные флешмобы, игровые тренинги. Это здорово, что современный педагог владеет актуальными информационными технологиями и может их использовать в своей удаленной работе. Однако есть обратная сторона этого феномена. Он безучастно сдерживает воспитательные, социальные, коммуникативные навыки, которыми должен совершенно овладеть ребёнок-дошкольник.
1. Дистанционное обучение детей дошкольного возраста
Дистанционное обучение детей дошкольного возраста - обучение на расстояние без непосредственного контакта с педагогом и другими детьми посредством интернет - технологий.
Главные цели дистанционного обучения детей - предоставить ребенку возможности получить образование на дому.
Суть дистанционного обучения дошкольника заключается в том, что ребенок получает возможность смотреть видео-занятия, изучать учебный материал, а также находясь дома, получить и выполнить задания. Основная цель задания - проверка и закрепление пройденного материала. В заключении ребенок может выполнить творческую работу, поучаствовать в конкурсе. Это необходимо для того, чтобы убедиться в том, что материал действительно изучен и усвоен, а в процессе выполнения творческой работы или участия в конкурсе ребенок использует полученные знания.
Особенности дистанционного обучения дошкольников :
1. Мотивация. Дистанционное обучение предполагает от ребенка наличие мотивации к получению знаний и навыков. Роль взрослого - создать условия для обучения, заинтересовать ребенка в получении знаний;
2. Способность к самообразованию. Дистанционное обучение предполагает, что большую часть учебного материала в процессе обучения ребенок осваивает самостоятельно (это для ребенка сложно). Роль взрослого - сформировать данный навык.
Принципы построения дистанционного обучения дошкольников :
1. В центре - ребенок;
2. Взрослый - тьютор.
Направления реализации дистанционного обучения дошкольников :
Первое направление: в форме домашних заданий для совместного выполнения ребенком с родителями. Задания родители получают в электронном виде через интернет.
Второе направление: консультации и рекомендации для родителей, чтобы повысить их педагогическую грамотность.
2. Достоинства и недостатки дистанционного обучения в ДОУ
Достоинства дистанционного обучения детей дошкольного возраста:
- Гибкость. Родители могут самостоятельно планировать своё время, место и продолжительность занятия с ребёнком.
- Технологичность. Родители знакомятся и используют в домашнем образовательном процессе новейшие достижения ИКТ. Активное развитие у детей клипового мышления.
- Креативность. У родителя и ребёнка появляются комфортные условия для творческого самовыражения.
- Самообразование. Ребёнок учится самообразовываться (под контролем родителя, что актуально в современном мире.
- Соучастие. Родители стали активными участниками образовательного процесса ребёнка. Появилось больше времени и возможности для взаимодействия ребёнка с членами его семьи.
- Психологические особенности. Стеснительные и неуверенные в себе дети стали энергично проявлять себя на дистанционном обучении.
- Экономия. Нет потребности платить за услуги детского сада, за трансфер, отсутствует необходимость покупать спортивную форму, чешки, дополнительную канцелярию.
- Возможность установления оптимального режима обучения, с учетом особенностей ребенка.
- Возможность контролировать круг общения ребенка.
- Индивидуальный подход к ребенку, учет его особенностей как психических, так и физических.
- Ребенок не «привязан» к определенному месту, он может свободно обучаться в любой точке мира. Основное условие – наличие ПК и доступа к интернету.
- Дистанционное обучение имеет под собой хороший методический фундамент – видео- и аудио-лекции, тесты, задания и т. д.
Недостатки дистанционного обучения детей дошкольного возраста:
- Максимальное участие родителей. В том случае, если родители не имеют возможность посвящать процессу обучения ребенка достаточного времени, то уровень усвоения им знаний будет крайне низкий. Сам ребенок зачастую не имеет необходимых навыков самоорганизации и усидчивости. Не исключены моменты затруднений, где необходима помощь взрослого.
- В виду особенностей дистанционного обучения, детям приходится много времени проводить за компьютером.
- Из дистанционного обучения практически «вылетают» дети с ОВЗ. Дети с ОВЗ имеют недостатки в физическом и (или) психическом развитии, то есть глухие, слабослышащие, слепые, слабовидящие, с тяжёлыми нарушениями речи, нарушениями опорно-двигательного аппарата и другие, в том числе дети-инвалиды. Гиперактивные дети и дети из неблагополучных семей также столкнулись с трудностями портативного образовательного процесса. Кто будет заниматься обслуживанием особых детей, контролировать их поведение, способность к обучению и трудовой деятельности, если родители работают весь день и не имеют возможности нанять няню и не обладают определенными компетенциями.
- Отсутствие очного общения между обучающими и педагогом, между сверстниками в игровой и образовательной деятельности. Ребёнок - социальное существо. Для него характерна острая потребность в другом человеке. Обучаясь дистанционно, ребёнку будет трудно определить для себя особенности своего поведения в различных жизненных ситуациях, ему будет крайне тяжело выбирать соответствующие ситуации обстоятельства общения и совместной деятельности. Социально-компетентный ребёнок способен чувствовать своё место в системе отношений людей и адекватно себя вести. Однако отсутствие очного общения со сверстниками и педагогом предопределяет трудности в адаптации к социальным нормам межличностных взаимоотношений.
- Воспитатель (специалист) физически не может дистанционно изучать особенности становления характера ребёнка, следовательно, не имеет возможности определять соответствующие средства, методы и формы осуществления индивидуального подхода к дошкольнику.
- Необходимость постоянного доступа к источникам информации. Не все семьи могут себе позволить хорошую техническую оснащенность, особенно неблагополучные семьи или семьи из отдаленных деревень, сел и станицах РФ.
- Нарушение режима дня ребёнка. Оно приводит к ухудшению настроения ребёнка, его капризам, пониженному эмоциональному фону и, как следствие, к ослаблению иммунитета. Следует помнить, что соблюдение правильного режима дисциплинирует детей, повышает их работоспособность, аппетит, улучшает сон, способствует нормальному физическому и психологическому развитию. Однако не все родители способны создать условия для реализации режима дня ребёнка. Даже взрослому нелегко распределить свой день.
- Дефицит дистанционных обручающих программ и курсов. Причина: квалифицированных специалистов, способных создавать подобные учебные пособия, разрабатывать программы, на сегодняшний день не так много.
2.1. Как сделать дистанционное обучение эффективным
1. Составить расписание онлайн занятий:
-продумать время восприятия материала, так как не весь учебный материал может быть понятен с первого раза, поэтому нужно заложить время на повторное ознакомление с материалом, а также на виртуальную консультацию педагога;
-продумать время выполнения заданий, поэтому нужно дать ребенку возможность решить задание, проверить его, чтобы закрепить полученные знания;
2. Вовлекайте ребенка постепенно:
-сначала маме следует просмотреть материал самостоятельно;
-затем включить материал для ребенка, помня о том, что для дошкольника онлайн обучение не урок, а игра, развлечение;
3. Направляйте, но не указывайте:
-договоритесь с ребенком, в какое время он будет заниматься;
-ненавязчиво контролируйте процесс обучения : интересуйтесь, все ли ребенку понятно, нравится ли ему, сложные ли задания;
-сидеть над душой, контролировать, правильно ли ребенок произносит глаголы или держит карандаш при рисовании, не нужно. Просто будьте в курсе, как ваш ребенок осваивает материал, и следить за соблюдением графика.
Перечень, ресурсов для дистанционного обучения :
1. Образовариум;
2. Интернет-школа Фоксфорд;
3.InternetUrok.ru;
4. Видеоуроки на видеохостинге youtube.com.
2.2. Примеры различных форм дистанционной работы воспитателя
1. Создание «группы» на платформе Zoom (проведение онлайн-занятий 2-3 раза в неделю по 15-20 минут).
2. Аудиозапись «Сказки воспитателя» - воспитатель записывает и пересылает родителям аудиозапись сказки детям, как обычно делается перед дневным сном в детском саду, что оказывает благоприятное психологическое воздействие на ребенка.
3. Создание аудиозанятия в формате презентации или ролика с закадровым голосом воспитателя, который рассказывает детям о теме занятия, проводит физкультминутку, играет и дает задания.
4. Работа воспитателя с детьми над проектами (составление рекомендаций для родителей) по темам «Мой огород на окне», «Перелетные птицы» в течении недели или двух. По результатам присланных родителями детских рисунков, фотографий, видео составление коллажей и небольших видеороликов.
5. Запись воспитателем видео мастер-классов по определенной теме с пошаговой инструкцией для самостоятельных занятий ребенком дома «Пластилинография», «ИЗО», «Проведение опытов».
6. Подбор для детей и родителей мероприятий посредством интернет-ресурсов (интерактивные экскурсии по музеям города, детские онлайн-спектакли и т. п.).