Надежда Кирсанова
Консультация для воспитателей «Дидактические игры как средство экологического воспитания дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
В дошкольном образовании до сих пор ведутся поиски эффективных технологий по экологическому воспитанию, однако единый подход к проблеме пока не найден. Исследования показали, что использование преимущественно вербальных методов при ознакомлении детей с природой приводит к формированию знаний. Но дошкольникам трудно установить связь между причиной и следствием. Дети не могут применить знания в практической деятельности. Решить эту проблему я предлагаю путем вовлечения детей в деятельность, позволяющую на собственном опыте познакомиться с данной закономерностью. Наиболее адекватными поставленной задаче, как с точки зрения дидактики, так и с учетом психологических способностей дошкольников, на мой взгляд, являются дидактические игры.
Публикация «Консультация для воспитателей „Дидактические игры как средство экологического воспитания дошкольников“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Дидактические игры
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Природа, экология. Игры, дидактические пособия
- Экологическое воспитание. Консультации
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
О важности дидактической игры в экологическом воспитании дошкольников писали А. И. Грехова, В. А. Дрязгунов, Г. В. Кирикэ, Л. П. Молодова, С. Н. Николаева и другие. Они утверждали, что игра для ребенка является ведущим видом деятельности, основным фактором развития всех психических и познавательных процессов малыша. А. В. Запорожец отмечал: «при переходе от раннего к дошкольному возрасту у детей именно под влиянием игры складываются сложные виды зрительного анализа и синтеза, умение разделять предметы и объединять их».Дидактическая игра - явление многоплановое и сложное. Это и метод обучения, и самостоятельная деятельность дошкольников, и средство всестороннего развития личности. Она входит в целостный педагогический процесс, не изолирована от других форм и средств обучения и воспитания. Дидактические игры экологического содержания помогают увидеть целостность отдельного организма и экосистемы, осознать уникальность каждого объекта природы, понять, что неразумное вмешательства человека может повлечь за собой необратимые процессы в природе. Существует традиционная классификация дидактических игр : словесные, настольно печатные, игры-эксперименты, моделирование ситуаций. На её основе созданы все дидактические игры, в том числе и игры экологического содержания.
Анализ специальной литературы по формированию основ экологической культуры у детей дошкольного возраста и собственная практика позволили мне обратиться к данной проблеме. Условиями возникновения и становления моего опыта по формированию у детей дошкольного возраста экологических знаний посредством дидактических игр явились следующие компоненты:1. Мотивационный:- желание привить детям любовь к природе,- стремление обогатить знания детей по экологии,- стремление совершенствовать свои профессиональные умения и навыки. 2. Теоретический:- анализ знаний по ознакомлению с окружающим,- анализ программных задач в каждой возрастной группе,- творческое использование знаний и результатов диагностики,- изучение новых образовательных технологий. 3. Практический:- дифференцированный подход в обучении дошкольников,- разработка практического материала по теме.
Планируя свою работу, я руководствуюсь следующими педагогическими идеями:- идея сотрудничества (ДЕТИ – ПЕДАГОГ – РОДИТЕЛИ);- идея гуманности обучения (ненасильственная методика, построенная на игре);- идея опережающего развития;- идея дифференцированного подхода в экологическом воспитании детей;- идея личностно – ориентированного взаимодействия с дошкольниками.
При проведении дидактических игр опираюсь на следующие принципы: системности, развивающего обучения, доступности, принцип опоры на ведущую деятельность детей.
В своей работе использую разнообразные методы и приемы, такие как, создание проблемной ситуации: внесение игрушки, экспериментирование, использование разных видов оценок (приз, сюрпризный момент, словесная положительная оценка, аплодисменты товарищей, фишки и так далее, активизирующего общения: совместный поиск правильного ответа на вопрос, использование личного опыта ребенка, взаимопомощь друг другу, обращение к детям с вопросом, образным пояснениям, сюжетным рассказом. Работая по данной теме, определила для себя задачи:- учить детей осознавать себя частью природы;- воспитывать уважительное отношение ко всем обитателям природы вне зависимости от личных симпатий и антипатий;- учить детей понимать взаимосвязи взаимозависимости в природе;- воспитывать у детей активную жизненную позицию;- формировать у дошкольников азы экологической безопасности;- формировать умение рационально использовать природные богатства;- формировать у детей эмоционально – положительное отношение к окружающему миру;- подвести к пониманию неповторимости и красоты окружающего мира.
Для успешного решения задач по формированию у детей основ экологической культуры я выделила следующие направления в своей деятельности: создание развивающей игровой среды, работа с детьми, работа с семьей. В группе создана развивающая игровая среда : имеется уголок природы, экологические игры, мини-лаборатория, коллекция семян, игрушки-аналоги, муляжи овощей и фруктов. В работе с детьми, кроме классических дидактических игр, использую игры путешествия, игры с игрушками аналогами, игры с литературными персонажами, игры предположения, игры загадки, игры беседы, игры приключения. Эти игры интенсивно развивают мышление: гибкость и динамичность представлений; умение использовать имеющиеся знания, сравнивать и объединять предметы по самым различным признакам; внимание, быстроту реакции. В своей практике использую самые различные игры. Например, «Закончи предложение» - воспитатель говорит начало фразы, а дети должны придумать конец: «Белка осенью запасает корма, потому что.», «Птицы могут летать, потому что.», «Весной почки на деревьях набухают и распускаются, потому что.». Или: «Лимон желтый, а огурец.», «Ромашка белая, а василек.», «Весной листья на деревьях растут, а осенью.», «Летом бывает дождь, а зимой.».
Интересными являются игры в загадки-описания - они упражняют детей в умении выделять характерные признаки предмета, называть их словами, воспитывают внимание. «Отгадайте загадку, - говорит воспитатель для начала. - Я загадала плод: круглый, оранжевый, растет на дереве». А потом педагог предлагает детям придумать загадки, за каждую правильную загадку они получают фанты. Игры могут быть разными : «Что бывает желтое?», «Что бывает круглое?», «Что бывает зимой?», «Летает - не летает», «Животное домашнее или дикое». Воспитатель может придумывать их сам на темы, которые обсуждались на занятиях, о явлениях, которые дети наблюдали. Во всех случаях словесные игры помогут закрепить знания дошкольников, научить их использовать в нужный момент. Подбирая дидактические игры экологического содержания, я обязательно продумываю цель и дидактическую задачу, определяю место и роль игры в системе обучения и воспитания, проектирую саму игру и определяю степень участия в ней всех детей, продумываю оказание помощи застенчивым детям. Дидактическим играм предъявляю следующие требования: яркость, эстетичность, многофункциональность. В процессе проведения дидактической игры стараюсь поощрить выдумку, инициативу дошкольников, отмечаю доброжелательное отношение детей друг к другу, а также положительное отношение к отраженным в игре явлениям и событиям.
Специфика дидактики, предполагает постепенное усложнение игр от группы к группе, подразумевает их вариативность. Если младшей группе знакомство с дикими и домашними животными происходит в таких дидактических играх, как «Назови, кто это?», «Изобрази животного», «Узнай по голосу», и других, то в средней группе – в играх типа «Угадай, кто где живет?», «Помоги животному», «Большие и маленькие» и т. д
Дидактические игры использую не только в свободной деятельности воспитанников, но включаю в занятия:- по развитию речи (составления описательных и сравнительных рассказов и экологических сказок, придумывание загадок, рассказов из личного опыта детей,- по математики (счет предметов, лабиринты, задачи экологического воспитания,- по ознакомлению с окружающим,- по логике и так далее и на других занятиях. Во время занятий осуществляю прямое обучение, с использованием дидактических игр. Познавательные задачи объединяю с игровыми моментами (определение свойств, качеств предмета, классификация различных групп предметов).Дидактические игры экологического содержания использую во время экскурсий и целевых прогулок, при ознакомлении детей с трудом взрослых при обучении их трудовой деятельности в природе, а также в экспериментальной деятельности дошкольников.
Уровень экологического развития дошкольников во многом определяется степенью экологической грамотности их родителей. Поэтому немаловажное значение имеет просвещение родителей в области охраны окружающей среды. С этой целью я помещаю информацию в уголки для родителей («Летний отдых», «Ядовитые растения леса», «Птицы - наши друзья» и другие, провожу консультации на темы «Зачем детям знания экологии?», «Поиграем вместе», «Игры на кухне», «Лекарственные растения» и так далее, провожу индивидуальные беседы с родителями по проблеме. Нетрадиционные формы проведения родительских собраний, в том числе и на экологические темы. Повышают уровень экологической культуры совместное участие в экологических выставках поделок и рисунков («Осенний букет», «Закружила осень золотая», «Зимнее чудо», создавали предметно-развивающую среду. Тем самым выстраивала систему работы с родителями на основе сотрудничества, единства требований.
Работа, проводимая в течение года позволяет сделать вывод, что выбранные мной методы и приемы по формированию экологических знаний у детей дошкольного возраста, посредством дидактических игр способствуют повышению уровня экологической культуры, активизации словаря дошкольника развитию у них психических процессов (воображения, памяти, мышления, внимания, нравственных качеств, а также воспитанию бережного отношения к природе.
Таким образом, использование игрового метода в экологическом воспитании детей дошкольного возраста способствует более эффективному усвоению детьми экологических знаний, умений и навыков.