Получи документы

Консультация для воспитателей «Дидактические игры как средство экологического воспитания дошкольников»

Надежда Кирсанова
Консультация для воспитателей «Дидактические игры как средство экологического воспитания дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

В дошкольном образовании до сих пор ведутся поиски эффективных технологий по экологическому воспитанию, однако единый подход к проблеме пока не найден. Исследования показали, что использование преимущественно вербальных методов при ознакомлении детей с природой приводит к формированию знаний. Но дошкольникам трудно установить связь между причиной и следствием. Дети не могут применить знания в практической деятельности. Решить эту проблему я предлагаю путем вовлечения детей в деятельность, позволяющую на собственном опыте познакомиться с данной закономерностью. Наиболее адекватными поставленной задаче, как с точки зрения дидактики, так и с учетом психологических способностей дошкольников, на мой взгляд, являются дидактические игры.

Публикация «Консультация для воспитателей „Дидактические игры как средство экологического воспитания дошкольников“» размещена в разделах

О важности дидактической игры в экологическом воспитании дошкольников писали А. И.  Грехова, В. А.  Дрязгунов, Г. В.  Кирикэ, Л. П.  Молодова, С. Н.  Николаева и другие. Они утверждали, что игра для ребенка является ведущим видом деятельности, основным фактором развития всех психических и познавательных процессов малыша. А. В.   Запорожец отмечал: «при переходе от раннего к дошкольному возрасту у детей именно под влиянием игры складываются сложные виды зрительного анализа и синтеза, умение разделять предметы и объединять их».Дидактическая игра - явление многоплановое и сложное. Это и метод обучения, и самостоятельная деятельность дошкольников, и средство всестороннего развития личности. Она входит в целостный педагогический процесс, не изолирована от других форм и средств обучения и воспитания. Дидактические игры экологического содержания помогают увидеть целостность отдельного организма и экосистемы, осознать уникальность каждого объекта природы, понять, что неразумное вмешательства человека может повлечь за собой необратимые процессы в природе. Существует традиционная классификация дидактических игр : словесные, настольно печатные, игры-эксперименты, моделирование ситуаций. На её основе созданы все дидактические игры, в том числе и игры экологического содержания.

Анализ специальной литературы по формированию основ экологической культуры у детей дошкольного возраста и собственная практика позволили мне обратиться к данной проблеме. Условиями возникновения и становления моего опыта по формированию у детей дошкольного возраста экологических знаний посредством дидактических игр явились следующие компоненты:1. Мотивационный:- желание привить детям любовь к природе,- стремление обогатить знания детей по экологии,- стремление совершенствовать свои профессиональные умения и навыки. 2. Теоретический:- анализ знаний по ознакомлению с окружающим,- анализ программных задач в каждой возрастной группе,- творческое использование знаний и результатов диагностики,- изучение новых образовательных технологий. 3. Практический:- дифференцированный подход в обучении дошкольников,- разработка практического материала по теме.

Планируя свою работу, я руководствуюсь следующими педагогическими идеями:- идея сотрудничества (ДЕТИ – ПЕДАГОГ – РОДИТЕЛИ);- идея гуманности обучения (ненасильственная методика, построенная на игре);- идея опережающего развития;- идея дифференцированного подхода в экологическом воспитании детей;- идея личностно – ориентированного взаимодействия с дошкольниками.

При проведении дидактических игр опираюсь на следующие принципы: системности, развивающего обучения, доступности, принцип опоры на ведущую деятельность детей.

В своей работе использую разнообразные методы и приемы, такие как, создание проблемной ситуации: внесение игрушки, экспериментирование, использование разных видов оценок (приз, сюрпризный момент, словесная положительная оценка, аплодисменты товарищей, фишки и так далее, активизирующего общения: совместный поиск правильного ответа на вопрос, использование личного опыта ребенка, взаимопомощь друг другу, обращение к детям с вопросом, образным пояснениям, сюжетным рассказом. Работая по данной теме, определила для себя задачи:- учить детей осознавать себя частью природы;- воспитывать уважительное отношение ко всем обитателям природы вне зависимости от личных симпатий и антипатий;- учить детей понимать взаимосвязи взаимозависимости в природе;- воспитывать у детей активную жизненную позицию;- формировать у дошкольников азы экологической безопасности;- формировать умение рационально использовать природные богатства;- формировать у детей эмоционально – положительное отношение к окружающему миру;- подвести к пониманию неповторимости и красоты окружающего мира.

Для успешного решения задач по формированию у детей основ экологической культуры я выделила следующие направления в своей деятельности: создание развивающей игровой среды, работа с детьми, работа с семьей. В группе создана развивающая игровая среда : имеется уголок природы, экологические игры, мини-лаборатория, коллекция семян, игрушки-аналоги, муляжи овощей и фруктов. В работе с детьми, кроме классических дидактических игр, использую игры путешествия, игры с игрушками аналогами, игры с литературными персонажами, игры предположения, игры загадки, игры беседы, игры приключения. Эти игры интенсивно развивают мышление: гибкость и динамичность представлений; умение использовать имеющиеся знания, сравнивать и объединять предметы по самым различным признакам; внимание, быстроту реакции. В своей практике использую самые различные игры. Например, «Закончи предложение» - воспитатель говорит начало фразы, а дети должны придумать конец: «Белка осенью запасает корма, потому что.», «Птицы могут летать, потому что.», «Весной почки на деревьях набухают и распускаются, потому что.». Или: «Лимон желтый, а огурец.», «Ромашка белая, а василек.», «Весной листья на деревьях растут, а осенью.», «Летом бывает дождь, а зимой.».

Интересными являются игры в загадки-описания - они упражняют детей в умении выделять характерные признаки предмета, называть их словами, воспитывают внимание. «Отгадайте загадку, - говорит воспитатель для начала. - Я загадала плод: круглый, оранжевый, растет на дереве». А потом педагог предлагает детям придумать загадки, за каждую правильную загадку они получают фанты. Игры могут быть разными : «Что бывает желтое?», «Что бывает круглое?», «Что бывает зимой?», «Летает - не летает», «Животное домашнее или дикое». Воспитатель может придумывать их сам на темы, которые обсуждались на занятиях, о явлениях, которые дети наблюдали. Во всех случаях словесные игры помогут закрепить знания дошкольников, научить их использовать в нужный момент. Подбирая дидактические игры экологического содержания, я обязательно продумываю цель и дидактическую задачу, определяю место и роль игры в системе обучения и воспитания, проектирую саму игру и определяю степень участия в ней всех детей, продумываю оказание помощи застенчивым детям. Дидактическим играм предъявляю следующие требования: яркость, эстетичность, многофункциональность. В процессе проведения дидактической игры стараюсь поощрить выдумку, инициативу дошкольников, отмечаю доброжелательное отношение детей друг к другу, а также положительное отношение к отраженным в игре явлениям и событиям.

Специфика дидактики, предполагает постепенное усложнение игр от группы к группе, подразумевает их вариативность. Если младшей группе знакомство с дикими и домашними животными происходит в таких дидактических играх, как «Назови, кто это?», «Изобрази животного», «Узнай по голосу», и других, то в средней группе – в играх типа «Угадай, кто где живет?», «Помоги животному», «Большие и маленькие» и т. д

Дидактические игры использую не только в свободной деятельности воспитанников, но включаю в занятия:- по развитию речи (составления описательных и сравнительных рассказов и экологических сказок, придумывание загадок, рассказов из личного опыта детей,- по математики (счет предметов, лабиринты, задачи экологического воспитания,- по ознакомлению с окружающим,- по логике и так далее и на других занятиях. Во время занятий осуществляю прямое обучение, с использованием дидактических игр. Познавательные задачи объединяю с игровыми моментами (определение свойств, качеств предмета, классификация различных групп предметов).Дидактические игры экологического содержания использую во время экскурсий и целевых прогулок, при ознакомлении детей с трудом взрослых при обучении их трудовой деятельности в природе, а также в экспериментальной деятельности дошкольников.

Уровень экологического развития дошкольников во многом определяется степенью экологической грамотности их родителей. Поэтому немаловажное значение имеет просвещение родителей в области охраны окружающей среды. С этой целью я помещаю информацию в уголки для родителей («Летний отдых», «Ядовитые растения леса», «Птицы - наши друзья» и другие, провожу консультации на темы «Зачем детям знания экологии, «Поиграем вместе», «Игры на кухне», «Лекарственные растения» и так далее, провожу индивидуальные беседы с родителями по проблеме. Нетрадиционные формы проведения родительских собраний, в том числе и на экологические темы. Повышают уровень экологической культуры совместное участие в экологических выставках поделок и рисунков («Осенний букет», «Закружила осень золотая», «Зимнее чудо», создавали предметно-развивающую среду. Тем самым выстраивала систему работы с родителями на основе сотрудничества, единства требований.

Работа, проводимая в течение года позволяет сделать вывод, что выбранные мной методы и приемы по формированию экологических знаний у детей дошкольного возраста, посредством дидактических игр способствуют повышению уровня экологической культуры, активизации словаря дошкольника развитию у них психических процессов (воображения, памяти, мышления, внимания, нравственных качеств, а также воспитанию бережного отношения к природе.

Таким образом, использование игрового метода в экологическом воспитании детей дошкольного возраста способствует более эффективному усвоению детьми экологических знаний, умений и навыков.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Фотоотчет о региональной педагогической мастерской «Проектная деятельность как средство экологического воспитания детей»Фотоотчет о региональной педагогической мастерской «Проектная деятельность как средство экологического воспитания детей» 14 апреля 2017 года в детском саду комбинированного вида № 7, Тульской области, города Щекино, состоялась "Региональная педагогическая.

Интерес к природе как средство экологического воспитания дошкольниковИнтерес к природе как средство экологического воспитания дошкольников Ведущую роль в экологическом воспитании детей дошкольного возраста играет формирование у них познавательного интереса к природе. Во время.

Консультация для воспитателей «Дидактические игры с блоками Дьенеша» Дидактические игры с блоками Дьенеша, как одна из форм развития общих способностей дошкольников. Способности - это индивидуальные психологические.

Консультация для воспитателей «Огород в детском саду как одна из форм трудового воспитания дошкольников»Консультация для воспитателей «Огород в детском саду как одна из форм трудового воспитания дошкольников» Дошкольное детство - этап формирования личности человека, становление ценностного отношения к окружающему миру. В этот период закладывается.

Мастер-класс для педагогов дошкольного образования «Природа — главное средство экологического воспитания дошкольников»Мастер-класс для педагогов дошкольного образования «Природа — главное средство экологического воспитания дошкольников» Мастер-класс для педагогов. Тема: «Природа-главное средство экологического воспитания дошкольников» Цель: развитие творческого потенциала.

Народные игры как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников старшего возрастаНародные игры как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников старшего возраста Актуальность: Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность человека. В дошкольные годы под руководством взрослых ребенок приобретает.

Огород как средство экологического воспитания дошкольниковОгород как средство экологического воспитания дошкольников Огород, как средство экологического воспитания дошкольников, позволяет ребёнку не только расширять свои познания в области окружающей.

Природа родного края как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников (консультация для педагогов)Природа родного края как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников (консультация для педагогов) Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. Именно в этот период закладываются основы личностной культуры, соизмеримой.

Семинар-практикум «Традиционные игры коренных малочисленных народов как средство физического воспитания дошкольников»Семинар-практикум «Традиционные игры коренных малочисленных народов как средство физического воспитания дошкольников» Уважаемые коллеги, представляю Вам практическую часть семинара-практикума прошедшем в нашем ДОУ «Традиционные игры коренных малочисленных.

Сказки о животных как средство умственного воспитания детей младшего дошкольного возраста. Консультация для воспитателей Одним из самых распространенных литературных жанров, с которым дети знакомятся еще с раннего детства, являются сказки о животных. И начинаем.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Дидактические игры как средство экологического воспитания дошкольников»
Опубликовано: 24 января 2021 в 18:20
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей «Дидактические игры как средство экологического воспитания дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Кирсанова (УИ 454003) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД