Получи документы

Консультация для воспитателей «Дидактическая игра в формировании звуковой культуры речи дошкольников»

Селезнева Анна
Консультация для воспитателей «Дидактическая игра в формировании звуковой культуры речи дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Ребенка окружает множество звуков : музыка, щебетание птиц, шелест травы, шум ветра, журчание воды. Но слова - речевые звуки с самого его рождения наиболее значимы. Звучащая речь обеспечивает необходимое для ребенка общение со взрослыми, получение информации, приобщение к деятельности, овладение нормами поведения. Вслушиваясь в слова, сопоставляя их звучание и пытаясь повторить их, ребенок начинает не только слышать, но и различать звуки родного языка.

Публикация «Консультация для воспитателей „Дидактическая игра в формировании звуковой культуры речи дошкольников“» размещена в разделах

Воспитание звуковой культуры речи – одна из основных задач развития речи детей дошкольного возраста. Формирование звуковой культуры речи у дошкольников возможно только при условии создания полноценной речевой среды.

Звуковая культура речи детей дошкольного возраста – это владение культурой речепроизношения, которая включает в себя фонематическую и орфоэпическую правильность речи, ее выразительности, четкую дикцию, а также умение пользоваться двигательными средствами выразительности (мимика, жесты, элементами культурного общения (общая тональность детской речи, поза, двигательные навыки в процессе разговора).

Систематическая работа над развитием звуковой культуры речи поможет ребенку еще до поступления в школу в совершенстве овладеть фонетико-фонематической стороной речи. Несовершенство устной речи отрицательно влияет на становление письменной. Речь ребенка необходимо развивать в дошкольном возрасте, так как именно в этом возрасте речь наиболее гибка и податлива, а главное – нарушения речи преодолеваются легче и быстрее.

Особое внимание при развитии звуковой культуры речи необходимо уделять дидактической игре. Кроме речевого развития (пополнение и активизация словаря, формирование правильного звукопроизношения, развитие связной речи, умение правильно выражать свои мысли, в игре осуществляется познавательное развитие детей, так как дидактическая игра способствует расширению представлений об окружающей действительности, совершенствованию внимания, памяти, наблюдательности и мышления.

Благодаря использованию дидактических игр процесс обучения проходит в доступной и привлекательной для детей дошкольного возраста игровой форме.

На занятиях и в свободное от них время с помощью дидактической игры решаются следующие задачи:

- обучение детей умению подбирать слова с заданными звуками,

- развитие слухового восприятия, речевого слуха;

- развитие и совершенствование дошкольниками фонетических знаний и умений;

- формирование навыков восприятия и различения звуков речи.

Игры проводятся систематически: на прогулке, перед завтраком, вечернее время, а также на занятиях.

Красивая звучная речь, четкая безукоризненная дикция, правильное литературное произношение - это, прежде всего, верно построенное дыхание, работа над которым имеет важное значение. Поэтому в педагогическом процессе используются упражнения с султанчиками, перышками, ватой, шариками, это игры: «Ветерок», «Бабочка лети», «Горячий чай», «Кораблик», «Загони мяч в ворота» и др. на формирование длительного целенаправленного ротового выдоха.

У некоторых детей встречаются недостатки произношения. Поэтому необходимо тренировать мышцы речевого аппарата, чтобы движения речевых органов ребенка становились более четкими и согласованными. Для этого большое внимание уделяется артикуляционной гимнастике.

Работа организуется следующим образом:

Воспитатель рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы. Показывает его выполнение. Упражнение делает ребенок, а воспитатель контролирует выполнение.

Проводя артикуляционную гимнастику нужно следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому.

Работа по развитию звуковой культуры состоит из разнообразных игр и игровых упражнений, направленных на обучение детей выделять нужные звуки, определять их в словах.

Работа по развитию звуковой культуры имеет свою последовательность.

На самом первом этапе учить детей выделять звук.

Игры с детьми:

"Заводные игрушки" Заводим ключиком механические игрушки (игрушки - это дети). Дети начинают двигаться, изображая игрушку и издавая звуки.

Ж - полетел жучок;

Р - затарахтел игрушечный мотоцикл;

Ц - запрыгала белочка;

Ф — зафыркал ёжик.

"Волшебный кубик". Используются в игре 2-3 кубика с картинками. На гранях наклеены картинки - самолёт, паровоз, комар и т. д. Ребенок говорит:

"Вертись, крутись, на бочок ложись ", - и кидает кубик.

Вверху оказывается какая-нибудь картинка. Дошкольник изображает то, что на ней нарисовано, и произносит соответствующий звук. Например, если нарисован самолёт, то летает и гудит: У-У-У.

"Подскажи кукле звук". Кукла очень торопится, поэтому некоторые слова выговаривает плохо: не все звуки слышны.

Просим поправить куклу, где необходимо.

На солнышке грелся черноухий котено. (К). На него смотрел белолапый щено. (К). Он хотел его догна. (Т'). А рядом по двору гулял важный пету. (X). За ним бегали куриц. (Ы) и цыплят. (А). Хозяйка вынесла всем кор. (М) и т. д.

«Найди общий звук», «Посмотри внимательно», «Загадки петрушки», «Кто больше запомнит», «Звуковое лото» и другие.

После того как дети научились выделять звуки в словах, переходим к определению места звука в слове. Решению данной задачи также помогают дидактические игры. Например: «Цепочка слов», «Кто внимательный», «Кто больше»,

"Любопытный". На любой вопрос ведущего можно называть только те слова, которые начинаются со звука Б.

Где был?-На балконе.

Кого видел?- Бульдога.

Куда собираешься? - В булочную.

Что будешь покупать?- Баранки.

Куда поедешь?- В Бразилию.

Что на тебе надето?- Блузон.

Кем работаешь? - Бухгалтером и т. д.

Таким же образом отрабатываются другие звуки.

"Изобрази предмет, который начинается с того же звука, что и твоё имя". Спрашиваем у ребенка, с какого звука начинается его имя. Например:

Девочку зовут Катя. Какой первый звук в её имени? К. Названия, каких предметов начинаются с этого же звука?– Кошка, канат, камень и т. п.

Как изобразим кошку (канат, камень и т. п. ?

Таким образом, овладение звуковой культурой речи имеет первостепенное значение для коррекции и формирования фонетической стороны речи и её грамматического строя, а также для умения произносить слова сложной слоговой структуры. Поэтому очень важно проводить работу по звуковой культуре речи с раннего возраста, ведь на ее основе будет проходить и обучение звуковому анализу, и овладение чтением слогов и слов, а, следовательно, и обучение грамоте.

Публикации по теме:

Консультация «Развитие звуковой культуры речи детей с недостатками слуха» Формирование устной речи является важнейшим условием психического и речевого развития глухих и слабослышащих детей. Устная речь — наиболее.

Дидактическая игра «Звуковой конструктор»Дидактическая игра «Звуковой конструктор» «Звуковой конструктор» Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи — одна из важнейших задач.

Конспект занятия по развитию речи «Формирование звуковой культуры речи» в младшей группе Конспект занятия в младшей группе по развитию речи на тему: «Формирование звуковой культуры речи». Цель: • Развитие фонематического слуха;.

Консультация для воспитателей «Формирование звуковой культуры речи детей дошкольного возраста» «Формирование звуковой культуры речи детей дошкольного возраста»С рождения ребенка окружают множество звуков: речь людей, музыка, щебетание.

Консультация для воспитателей «Метод моделирования в формировании креативных способностей у дошкольников» (из опыта работы) Консультация "Метод моделирования в формировании креативных способностей дошкольников". Новому тысячелетию нужна новая.

Консультация для воспитателей «Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста» В последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. Это связано в первую очередь с ухудшением здоровья детей,.

«Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста». Консультация для воспитателей Звуковая культура речи – это нормы в усвоении родного языка в данном обществе. Процесс усвоения звуковой системы речи включает в себя овладение.

Консультация «Игры по развитию звуковой культуры речи у детей раннего и младшего дошкольного возраста» Игры по развитию звуковой культуры речи у детей раннего и младшего дошкольного возраста. Воспитание звуковой культуры речи занимает важное.

Консультация по формированию звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста Игры и упражнения по воспитанию звуковой культуры речи. «Чей это голос?» Цель игры: Различать взрослых животных и детенышей по звукоподражаниям,.

Роль родителей в развитии звуковой культуры речи дошкольников Цель: дать представление о роли родителей в вопросах развития звуковой культуры у дошкольников. Актуальность. В семье ребенка понимают с.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Дидактическая игра в формировании звуковой культуры речи дошкольников»
Опубликовано: 7 декабря 2019 в 18:21
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей «Дидактическая игра в формировании звуковой культуры речи дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Селезнева Анна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


Папки-передвижки

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД