Березина Надежда
Консультация для воспитателей «Дидактическая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста»
Дидактическая игра-это средство обучения и может выступать, как средство развития речи детей. Методика проведения словарных дидактических игр определяется содержанием словарной работы, возрастными особенностями детей и другими факторами.
Существуют требования к дидактическим играм :
Публикация «Консультация для воспитателей „Дидактическая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
1. Каждая игра должна давать упражнения для умственного развития детей.
2. В дидактической игре обязательно наличие увлекательной задачи, решение которой требует умственного усилия, преодоление некоторых трудностей.
3. Дидактизм в игре должен сочетаться с юмором, шуткой, занимательностью.
4. Если в процессе игр попадаются слова и словосочетания, неизвестные или непонятные ребенку нужно обязательно объяснить их значение. Это будет содействовать обогащению словаря ребенка.
Для речевого развития детей используют следующие виды дидактических игр :
1. Игры с предметами (игрушки, реальные предметы, природный материал и т. д.)
Игры используя мяч. (провожу игру с помощниками воспитателей) («Яблоко какое?» - спрашиваю и кидаю мяч пом. воспитателя. ( ответ: «Сладкое»,
-. «Яблоко сладкое и?» -(бросаю мяч). «Ароматное (сочное, желтое, антоновское)».
Или кидаю мяч со словами: «Работает на стройке, но не маляр». - «Каменщик (штукатур, плотник, водопроводчик и т. д.)».
2. Следующий вид дидактических игр : настольно - печатные (парные картинки, домино, кубики, лото. (показываю)
3 Словесные игры (без наглядного материала)
Особенно полезно для активизации словаря словесные дидактические игры, широко используемые для детей старшего дошкольного возраста, типа «скажи на оборот», «краски», «садовник», «чёрного белого не берите», «да и нет не говорите», «продолжай дальше» и т. д.
Словесные дидактические упражнения :
• «Кто скажет точнее?»,
• «Кто заметит больше (качеств, признаков, деталей?»,
• «Кто расскажет подробнее?»,
• «Назови лишнее слово» (упражнение на подбор синонимов). Детям предлагается выбрать из ряда слов лишнее и объяснить почему:
Грустный, печальный, унылый, глубокий.
Храбрый, звонкий, смелый, отважный.
Слабый, ломкий, долгий, хрупкий.
Крепкий, далекий, прочный, надежный.
Дряхлый, старый, изношенный, маленький, ветхий.
• «Скажи наоборот». На использование антонимов. Нужно указать противоположное качество, направление. (черное- белое, далеко- близко, высоко- низко и т. д.
• «Закончи предложение» дети также подбирают слова антонимы:
Слон большой, а комар.
Камень тяжелый, а пушинка.
Днем светло, а ночью.
Дидактические игры :
• «Отгадай загадку». При этом взрослый не только загадывает детям загадки, но и побуждает их, ориентируясь на предмет, картинку, придумывать свои.
• Разновидностью этой игры является игра «Вершки-корешки». Дети по ботве определяют овощ. Или же к овощу подбирают ботву. Чтобы внимание детей не рассеивалось, загадывание-отгадывание сопровождается хоровым повторением вопросов: «Корешок-корешок, не твой ли вершок?», «Вершок-вершок, где же твой корешок?»
Дидактические игры на группировку и классификацию предметов. Они могут быть словесными и с использованием наглядного материала. В качестве примеров можно назвать следующие:
• «Что лишнее?» (например, из такой группы предметов: чашка, стакан, сахарница, молочник и ваза для цветов,
• «Назови одним словом» : молоток, отвертка, рубанок, пила –(это инструменты).
Помня, что основой группировки и классификации является сравнение, в работе с детьми необходимо использовать игры типа:
• «Похожи - непохожи» (апельсин и лимон, корова и лошадь, береза и дуб). При формировании умения сравнивать особое внимание обращают на выделение признаков сходства и прежде всего главного признака (это фрукты, это животные, это деревья).
• «Найди приятеля» предлагаем детям выбрать из трех слов два слова, похожие по смыслу:
дом, солдат, маршал
конь, собака, лошадь
веселый, крепкий, прочный
Очень важное место в развитии словаря занимает работа над антонимами. Мы учим, детей сопоставлять предметы и явления по временным и пространственным отношениям (по величине, цвету, весу, качеству).
• «Сравни» дети объясняют качество двух объектов:
По вкусу: горчица и мед
По возрасту : юноша и старик
По высоте: дерево и цветок и т. д.
Активно ведется работа с детьми по освоению значения многозначных слов разных частей речи :
молния: в небе, у куртки;
кран: подъемный,на кухне;
лист: дерева, тетрадный;
полный…., острый….).
• «У кого? У чего?» предлагаем детям, определить применительно к каким предметам используются слова. Например:
ручка – у человека, у двери, у чемодана
язычок – у человека, у ботинка
• «Добавь словечко» дети добавляют одно общее слово к двум словам:
дерево, цветок – что делают? (растут)
Сидит, стоит – кто? (человек, собака, кошка)
Мяч, яблоко – какие? (круглые)
Давайте сами попробуем рифмовать строчки. Я говорю одну строчку, а вы подбираете и придумываете так, чтобы было складно, в рифму.
1. Игра «Юные поэты»
– Ты, лисичка, где была? (На лугу цветы рвала).
– Наш зеленый крокодил… (Шляпу новую купил).
– Рыбка, рыбка, где гуляла? (Я с ребятами ныряла).
– Вышел ежик погулять… (А грибочков не видать)
2. «Подбери рифму» учим подбирать рифму в конце строчки. На примере стихотворения:
Д. Хартс «Очень- очень вкусный пирог»
-Я захотел устроить бал,
И я гостей к себе (позвал)
-Купил муку, купил творог
Испек рассыпчатый …. (пирог)
-Пирог, ножи и вилки тут-
Но что-то гости (не идут).
-Я ждал, пока хватило сил,
Потом кусочек….(проглотил,
-Потом подвинул стул и сел
И весь пирог в минуту….(съел).
-Когда же гости подошли,
То даже крошек…. (не нашли)
Физкультминутка «Дружные ребята» (Провожу с помощниками воспитателей)
А теперь, ребята, встали.
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперёд, назад.
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели, вновь за дело.
3. Отгадывание загадок-описаний нравится детям, они с удовольствием играют и отвечают на вопросы.
Например, кто так себя описывает (Играю с пом. воспитателей)
Я высокий, с тонкой шеей, пятнистый (жираф).
Я низкий, толстый и серый (бегемот).
Я маленький, серенький, с длинным хвостиком (мышонок).
Я грозный, большой, с длинной гривой (лев).
Я горбатый, с длинной шеей и тонкими ногами (верблюд).
4. «Слова - "неприятели"» .
цель: Предлагается ряд слов, из него надо выбрать слова-"неприятели".
Друг, печаль, враг.
Высокий, большой, низкий.
Ночь, сутки, день.
Длинный, большой, короткий.
Радость, смех, печаль.
Большой, низкий, маленький.
Поднимать, опускать, брать.
5. Игра “Утро, день, вечер, ночь”
Утро, вечер, день и ночь
Навсегда уходят прочь.
Провожать их не спеши,
Что ты делал, расскажи.
Что ты делал утром?
6. «Один-много»
Знакомит с образованием множественного числа имен существительных:
Воспитатель : «Я вижу» дети: «Мы видим»
розу розы
Арбуз арбузы
Ягоду ягоды
Плод плоды
Мост мосты
Куст кусты
Иву ивы
Шар шары
Дуб дубы
7. Поэты
Цель : упражнять в названии частей предмета.
со, со, со у машины (колесо)
ок, ок, ок, сфетофор зажег …. (глазок)
ок, ок, ок, у цветка есть ….(лепесток)
цо,цо, цо, а у ножниц есть…. (кольцо)
8. «Закончи стихотворение»
Цель: закрепить знания детей о профессиях, названии инструментов.
В сумке плотника найдешь молоток и острый….(нож).
Инструмент любой у места – и рубанок и (стамеска)
В небо синее пилот поднимает (самолет)
Чтоб не мокли люди под дождем, кровельщик железом покрывает …. (дом)
Ходит кран подъемный- огромной высоты. Поднимает на крышу железные (листы)
Летят опилки белые, летят из- под пилы. Это плотник делает рамы и ….(полы).
Каждый день газету в дом нам приносит (почтальон).
На глазах у детворы крышу красят (маляры)
Кукол я лечу с утра. Я сегодня …. (медсестра).
Красить комнаты пора. Пригласили ….(маляра)
Доски на гору везем, будем строить новый….(дом).
Таким- образом при нашей совместной деятельности (работе) ребенок становится маленьким языковедом, потому что приобретает способность не только правильно произносить слова и строить предложения, но и осознавать из каких звуков состоит слово, из каких слов предложение, формируется его словарь. Все это необходимо для успешного учения в школе, для всестороннего развития личности ребенка.
Итак, из сказанного выше можно сделать вывод, что в дошкольном возрасте формируется словарь ребенка и наша с вами задача повысить уровень развития речи дошкольника, используя дидактические игры в своей работе.