Наталия Непряхина
Консультация для воспитателей «Детское экспериментирование, как метод обучения в логопедической группе»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для воспитателей.
"Детское экспериментирование как метод обучения в логопедической
группе детского сада"
Люди, научившиеся …наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел.
Публикация «Консультация для воспитателей „Детское экспериментирование, как метод обучения в логопедической группе“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации логопеда для родителей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2020
Русский естествоиспытатель, основоположник
русской научной школы физиологии растений
К. А. Тимирязев
Метод обучения – это система последовательных взаимосвязанных способов работы педагога и обучаемых детей, которые направлены на достижение поставленных задач
Коррекционные задачи в работе с детьми с нарушениями речи могут быть различными:
• Развитие познавательной деятельности;
• Закрепление правильного произношения;
• Развитие грамматической и лексической сторон языка;
• Развитие плавности и связности речи;
• В логопедической группе опора должна быть на знания и представления, имеющиеся у ребенка;
• Необходимо учитывать особенности мышления детей, активировать его, используя различные вопросы;
• Вопросы должны быть четкими, ясными и требовать однозначного ответа.
В дошкольном возрасте накапливаются яркие, образные эмоциональные впечатления, первые природоведческие представления, закладывается фундамент правильного отношения к окружающему миру и ценностной ориентации в нём. На этапе дошкольного детства особое значение имеет развитие различных форм и методов познания окружающего мира и восприятия, образного мышления и воображения одним из которых является метод экспериментирования.
Метод экспериментирования помогает
• Развитию памяти детей
• Активизируются его мыслительные процессы
• Развитие зрительного внимания
• Стимулирует развитие речи
(С. Л. Рубинштейн и А. М. Леушина (1989 «совершенство связных форм речи
напрямую зависит от богатства знаний…»)
При коррекции речевых нарушений необходимо помнить о важности оценки деятельности ребенка
При организации экспериментов в детском саду нужно специально создавать условия, способствующие общению детей друг с другом, их раскрепощению Дети не могут работать,не разговаривая.
• В процессе становления психики ребенка наглядно-образное мышление начинает заменяться словесно-логическим и когда начинает формироваться внутренняя речь, дети проходят стадию проговаривания своих действий вслух.
Экспериментирование оказывает положительное влияние на:
• Эмоциональную сферу ребенка
• Развитие творческих способностей
• Формирование трудовых навыков
• Укрепление здоровья (за счет повышения общего уровня двигательной активности)
Наглядные методы :
• Использование наглядных методов помогают ребенку расширять запас своих представлений, развивать познавательную деятельность, повышать общий эмоциональный фон;
• Наглядность должна быть хорошо видна всем;
• Подбираться в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями ребенка;
• Соответствовать задачам данного этапа логопедической работы;
• Сопровождаться правильной и четкой речью;
• Словесное описание должно способствовать развитию речи, наблюдательности.
Наглядные пособия используются при:
• Нарушенных представлениях ребенка о цвете, форме, величине;
• Закреплении правильного произношения ;
• Автоматизации звуков;
• Расширении словарного запаса;
• Изучении грамматического строя речи;
• Связной речи;
В детском саду разработаны дневники наблюдения, в которых можно закрепить знания детей о изменениях в природе, уточнить представления детей о значении воды, тепла и света для жизни растений, для жизни животных: на примере результатов ранее проделанного и вновь поставленного эксперимента; упражнять в умении самостоятельно анализировать и делать выводы;
Во время работы с дневниками наблюдения дети составляют и проговаривают сложные слова (ледоход, первоцвет, подснежник, трясогузка, листопад, снегопад). Четкое произношение слов.
Развитие речевого дыхания, рассказывание стихов «руками», обогащение словарного запаса.
Работая с дневниками наблюдения мы даем возможность ребенку самому найти путь к получению новых знаний через самоутверждение «Могу, моё мнение уважают».эта работа побуждает детей к анализу и самоанализу «Я принимаю ответы другого или думаю иначе, доказываю свою точку зрения». У детей снимается страх перед ошибкой, они учатся воспринимать неудачу, неправильный ответ не как огорчение, а как сигнал к поиску другого ответа.
Беседуя, со старшими дошкольниками педагоги в своей работе используют метод прогнозирования : «Что стало бы с веткой дерева, если мы ее оставим без света, без воды, положим в холодильник? Побуждают детей к экспериментированию, проведению опытов для уточнения или подтверждения их предположений. Беседуем с детьми в форме диалога с элементами дискуссии. Если дети затрудняются с ответами на вопросы, не называем им правильные ответы, а предлагаем обратиться к дневнику наблюдения, к эксперименту, опыту, чтобы уточнить своё мнение, а также подвести детей к простейшему пониманию элементарных закономерностей окружающего мира.
Вместе с детьми радуемся результатам и открытиям в своей проделанной работе. Хотели узнать и узнали …
Этот этап предполагает опору на жизненный опыт ребёнка, развитие эмоций, развитие воображения, находчивости, любознательности, самостоятельности, вариативного мышления, коммуникабельности и д. р. реализуется потребность в самовыражении и самоутверждении,а этого так не хватает детям с нарушениями речи.