Светлана Радионова
Консультация для воспитателей «Что такое традиционная культура?»
Народная культура дает в себе мудрые истины, дающие образец отношения к природе,семье, роду, Родине. Все очевиднее становится тот факт, что только взаимодействие поколений позволяет должным образом осуществлять воспитание и развитие ребенка дошкольного возраста. Мудрость народного воспитания как исторически проверенного опыта должна стать основой современных учебно - воспитательных систем. народная педагогика до сих пор не заняла подобающего ей места в общей системе педагогических исследований. между тем и сегодня воспитание происходит прежде всего на основе накопленного педагогического и житейского опыта. Консультация адресована практическим работникам дошкольных учреждений.
Публикация «Консультация для воспитателей „Что такое традиционная культура?“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
ЧТО ТАКОЕ ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА?
Что же представляет собой наше наследие – традиционная народная культура? Первая её ступень – культуры, созданные народами (этносами) российской земли. Россия – родина многих народов, поэтому в основе отечественной культуры лежит многообразие народных культур.
Народная культура несёт в себе мудрые истины, дающие образец отношения к природе, семье, роду, Родине. Созидательный опыт многочисленных поколений, накопленный людьми в разных видах и формах деятельности, упорядочен в три наглядные. Художественно полноценные системы.
1. Народный опыт хозяйственной жизни представлен системой традиционного календаря. У каждого народа в ходе его истории ритм событий годового круга, образованный чередованием будней и праздников, всегда зависел от климата, природного ландшафта, ведущего типа сотрудничества с природой. Обряды и обычаи традиционного календаря любого народа – замечательная школа практического природоведения и природопользования, включающая и богатство традиционной кухни.
В праздничных календарных обрядах всегда звучат произведения словесно-поэтического, музыкального, танцевального народного творчества. Великолепно изобразительно-прикладное мастерство народа. Связанное с календарными праздниками и буднями: убранство жилища, предметы быта, орудия труда, традиционный костюм. Великий урок даёт каждый день традиционного народного календаря – понимание единства человека и природы, урок трудолюбия и любовного, бережного, нравственно чистого отношения к земле-кормилице.
2Народный опыт в семейной жизни упорядочен в системе семейной обрядности. Обряды и обычаи строительства дома естественно перекликаются с обрядами и обычаями жизненного цикла: рождение человека, его всестороннее воспитание с обязательным учётом половозрастных особенностей, выбор жениха или невесты, свадьба и т. д. все перечисленные обряды и обычаи жизненного цикла – это школа семейной этики и психологии с её уроками любви, доброты. Заботы, долга, мудрости, терпения, милосердия.
3. Народная память о каждом историческом этапе и оценка его с точки зрения значимости для Отечества. Эта память запечатлелась в особых именах, героическом эпосе, устных и летописных преданиях, сказаниях, легендах и песнях
В дошедшем до наших дней наследии, сохранённом по преимуществу в среде так называемого простого люда – крестьян и ремесленников, есть всё, что необходимо для патриотического воспитания современных дошкольников. Тем более что этим не исчерпывается содержание традиционной отечественной культуры.
Таким образом, традиционная отечественная культура – совокупность результатов труда наших соотечественников. С глубокой древности до современности развивалось базовое ядро духовных ценностей, выбранных народами России: бережное отношение к матери-земле, трудолюбие, забота о детях, уважение к старшим, терпение, милосердие, чувство долга, память о предках, построивших великую державу, преемственность в делах хозяйственных, семейных, государственных по закону единства красоты, добра и правды.