Мария Эргарт
Консультация для воспитателей «Центры краеведения в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
В рамках реализации годовой задачи по патриотическому воспитанию, мы не можем обойти такое понятие как краеведение. Что же такое краеведение?
Слайд 1
Краеведение - всестороннее изучение определенной части страны, города или деревни, других поселений местным населением, для которого эта территория считается родным краем.
С детьми мы говорим так: «Берем слово на ладошки, разводим ладошки, делим слова на 2 и получается: «край» и «ведать» - знать…» и сразу все понятно, на занятиях мы будем узнавать свой край.
Публикация «Консультация для воспитателей „Центры краеведения в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Мой край, мой город. Краеведение
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотический уголок. Уголок краеведения
- Патриотическое воспитание. Консультации
- Темочки
Краеведение является эффективным средством воспитания и образования дошкольников, основой патриотического воспитания.
(Дети в дошкольном образовательном учреждении могут открыть для себя родной край благодаря педагогам, работающим с ними. Поэтому сами педагоги должны обладать знаниями по истории родного края, города, творчески подходить к передаче этих знаний детям. Дошкольники учатся у педагогов любить свой край.)
Практика показывает, что пространственные краеведческие представления у дошкольников формируются быстрее, чем временные. Поэтому необходима организация соответствующей предметно- пространственной среды, специальный подбор художественно-дидактических пособий, материалов и технических средств обучения.
Таким элементом развивающей предметной среды и является центр краеведения.
Цель и задачи создания центров, вы видите на экране.
Слайд 2
Цель создания центров – всестороннее изучение родного города, края.
Задачи:
• Научить ребенка понимать, что и у людей, и у вещей есть своя история
• Пробудить у юных граждан чувство любви к своему городу, уважение к его традициям и обычаям
• Формировать единство эстетических чувств и нравственных ценностей
• Пробуждать в детях эмоциональную отзывчивость через приобщение к искусству, музыке, литературе, народной культуре
Для решения этих задач существует несколько видов центров краеведения, это….
Слайд 3
Три основных элемента развивающей предметной среды
• Центры краеведения в группах.
Оформление в группах зоны патриотического воспитания, где бы дети могли в условиях ежедневного свободного доступа пополнять знания о родном крае, городе, стране. Необходимо иметь широкий спектр иллюстраций, фотографий с видами малой родины, родного города, столицы, родной страны, климатических зон России. Это могут быть панорамные снимки достопримечательностей, картины с изображением родных пейзажей, иллюстрации народных промыслов, произведения устного народного творчества, образцы российского герба и флага.
• Отдельный центр краеведения всего дошкольного учреждения
Это помещение, где хранится одежда, игрушки, посуда, изделия народных промыслов. Макеты жилищ – татар, башкир и русских (юрта, изба). Верхняя часть макетов снимается, и дети могут играть расставленной внутри мебелью, предметами быта, т. е. использовать их для самостоятельных игр. Дети посещают этот центр вместе с педагогом, который объясняет назначение разных старинных предметов, знакомит дошкольников с фольклором. Некоторые экскурсии проводят сами ребята.
(Так как свободного помещения в нашем детском саду нет, макеты жилищ и предметы быта «переносятся» в центры расположенные в группах)
• Центр краеведения на территории дошкольного учреждения
Это музей в здании или под открытым небом – специально выстроенная изба или юрта с подворьем, огородом, животными. Здесь ребята играют, учатся разным ремеслам, слушают рассказы педагогов о жизни своих бабушек и дедушек, разыгрывают различные сценки из прошлого, участвуют в народных играх, праздниках. (Хотелось бы чтобы у нас такой центр появился на территории ДОУ)
Работая в таких центрах, дошкольники применяют на практике знания, которые они получают на занятиях по краеведению, при посещении музеев, во время экскурсий в лес, в парк, по городу.
Слайд 4
Существуют определенные методы и формы работы, наиболее точно отвечающие целям и содержанию работы по краеведению в д / с.
• Приобщение детей к истории родного края, быту, традициям, культуре людей его населяющих
• Создание игровых ситуаций, сюжетно-ролевые игры
• Практические действия с предметами
• Музыкально-театрализованная деятельность
• Самостоятельная элементарно-поисковая деятельность
• Проведение экскурсий самими детьми
Слайд 5
Центры должны соответствовать определенным требованиям:
• Хорошая освещенность в дневное и вечернее время
• Доступность
• Эстетичность
• Научность
• Достоверность представленного материала
• Целесообразность размещения экспонатов, что это значит?
Что предлагаемый детям материал в центрах должен в обязательном порядке меняться в зависимости от изучаемых тематических блоков.
Слайд 6
1. «Флора и фауна Южного Урала»
2.«Национальный состав Южного Урала»
3. «Традиции и обычаи народов Южного Урала»
5. «Промыслы Урала»
6. «Я - Копейчанин»
Работа в центре развивает у дошкольников речь, мышление, воображение, расширяет кругозор, способствует нравственному становлению личности, расширяет область социально-нравственных ориентаций и чувств детей, пробуждая любовь к родному краю, городу, стране.
Слайд 6 с фото уголков.
Так как мы уже знаем задачи центра, требования к нему, давайте рассмотрим варианты и по рассуждаем. Идеальный, оптимальный уголок, какой он?
Обратите внимание на картинки и скажите, что нравится, а что нет. (ОБСУЖДЕНИЕ)
И конечно, содержание материалов в центрах зависит от возраста детей. (Раздать памятки)
Я приготовила Вам памятки в соответствии с возрастной группой, что должно быть в центре краеведения.
И предлагаю ознакомиться на слайдах с вариантами оформления таких центров и обговорить основные моменты.
Младший дошкольный возраст (4-й год жизни)
Семья, детский сад, район в котором живет ребенок,
Ознакомление с бытом русских при помощи макета избы и устного народного творчества (потешки, заклички, сказки, колыбельные песни)
Средний возраст. (5-й год жизни)
В среднем возрасте акцент делается на изучение города, природы родного края. Также продолжается работа с фольклором.
Старший возраст (6-7-й год жизни)
Всестороннее изучение Южного Урала, природы, народов проживающих на Урале, промыслов Урала и т. д. (Вопросы)
В заключении хочу Вам предложить смоделировать свой цент краеведения в соответствии с возрастом, сезоном, тематическим блоком и индивидуальные особенности Вашей группы (нац. Состав).