Папки-передвижки

Консультация для воспитателей «Бодрящая гимнастика после дневного сна»

Дыдыкина Римма
Консультация для воспитателей «Бодрящая гимнастика после дневного сна»
▼ Скачать + Заказать документы

Бодрящая гимнастика после сна – одна из форм физкультурно-оздоровительной работы с детьми. Используется в любом возрасте с учетом возможностей детей. Значение гимнастики в том, что:

- обеспечивается постепенный переход от сна к бодрствованию

- происходит закаливание организма мягкими средствами (вода, воздух, температурный режим)

- профилактика нарушений осанки и плоскостопия

- профилактика простудных заболеваний

Публикация «Консультация для воспитателей „Бодрящая гимнастика после дневного сна“» размещена в разделах

- возможность индивидуальной работы с некоторыми детьми

- повышение интереса к физической культуре, воспитание привычки к здоровому образу жизни

Гимнастика после сна может включать в себя:

1. Щадящие варианты закаливания (не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья)

2. Дыхательную и звуковую гимнастику

3. профилактика и коррекция нарушений осанки и плоскостопия

4. Упражнения для глаз

5. Самомассаж

6. Элементы йоги, психогимнастики, аутотренинга.

7. Гимнастику в постели

Комплекс оздоровительной гимнастики составляется на 2 недели. Благодаря частой смене комплексов интерес к оздоровительной гимнастике сохраняется на протяжении всего года.

Примерная схема проведения оздоровительной гимнастики после дневного сна выглядит так :

1. Гимнастика в постели

2. Упражнения, направленные на профилактику плоскостопия и нарушения осанки

3. Дыхательная гимнастика

4. Индивидуальная или дифференцированная оздоровительная работа

5. Водные процедуры

Методика проведения оздоровительной гимнастики после дневного сна :

Пока дети спят, педагог создает условия для контрастного закаливания детей: готовит «холодную» комнату (игровая комната или раздевалка, температура в ней понижается за счет проветривания на 2-3 градуса по сравнению с «теплой» комнатой.

Пробуждение детей происходит под звуки плавной музыки, громкость которой медленно нарастает.

1. Гимнастика в постели направлена на постепенный переход от сна к бодрствованию. Педагог начинает проводить ее с проснувшимися детьми, остальные присоединяются по мере пробуждения. Гимнастика в постели может включать в себя такие элементы, как потягивание, поочередное и одновременное опускание и поднимание рук и ног, элементы самомассажа, пальчиковой гимнастики, гимнастики для глаз. Главное правило – исключать резкие движения, которые могут вызвать растяжения мышц, перевозбуждение, перепад кровяного давления и, как следствие, головокружение.

Длительность гимнастики в постели 2-3 минуты.

2. Затем дети босиком (со средней группы) и в трусиках переходят в «холодную» комнату. Там они выполняют корригирующую ходьбу (на носках, на пятках, с высоким подниманием колен, в полуприседе, полном приседе, на внешней стороне стопы, с перекатом с пятки на носок. Используются корригирующие дорожки, мешочки с песком и т. п. оборудование. Может использоваться и комплекс упражнений с предметами или самомассажа, направленный на профилактику плоскостопия. При этом важно следить и за осанкой детей – положением головы, спины, плеч.

Длительность этой части гимнастики 2-3 минуты.

3. Далее дети возвращаются в «теплую» комнату, где выполняют несколько физминуток или упражнений, направленных на профилактику нарушений осанки. Можно использовать разные предметы: мячи, обручи, гимнастические палки, гантели, фитболы, мешочки с песком (носят на голове). Можно использовать «Стенку осанки». Так же в эту часть гимнастики после сна включаются упражнения йоги (или стречинга) «Птичка», «кошечка», «бабочка», «дерево» и другие. Продолжительность 2-3 минуты.

4. Затем дети вновь переходят в холодную комнату, где выполняют комплекс упражнений дыхательной гимнастики. Такие упражнения очень важны для укрепления иммунитета и профилактики заболеваний верхних дыхательных путей. Увеличивать дозировку этих упражнений следует постепенно: с 0,5 до 5 минут. Большую нагрузку сразу давать нельзя, так как у детей может возникнуть головокружение и тошнота. При выполнении дыхательных упражнений можно использовать предметы: вертушки, «ветерок в бутылке», ватные шарики, модуль с подвешенными легкими предметами и т. п.

5. Затем педагог проводит индивидуальную или подгрупповую работу с детьми, нуждающимися в специальных упражнениях: например по профилактике плоскостопия дополнительные упражнения с детьми, имеющими этот диагноз или с детьми с нарушениями зрения, ЧБД.

6. В заключение дети проводят водные процедуры: умывание, обливание рук до локтя прохладной водой.

Таким образом, общая продолжительность гимнастики после сна должна составлять не менее 12-15 минут.

ПРИМЕРНЫЕ КОМПЛЕКСЫ УПРАЖНЕНИЙ

Гимнастика в постели (средний дошкольный возраст)

1. Потягивание («Снежная королева произнесла волшебные слова и дети стали расти во сне»)

И. п. лежа на спине, руки поднять вверх и опустить на постель за головой, глаза закрыты. Поочередно тянуть от себя правую и левую руку, правую и левую ногу (то носком, то пяткой). Потянуться одновременно руками, ногами, растягивая позвоночник.

2. Игра «Зима и лето» (напряжение и расслабление мышц). И. п. – лежа на спине. На сигнал «Зима» дети должны свернуться в клубок, дрожать всем телом, изображая, что им холодно. На сигнал «Лето» дети раскрываются, расслабляют мышцы тела, показывая что им тепло. Повторить несколько раз.

3. Самомассаж ладоней (зимой очень холодно, согреем ладошки). И. п. сидя в постели, ноги скрестно. Быстро растирать ладони до появления тепла. Затем теплыми ладонями «умыть» лицо. Д. 3-4 раза.

Гимнастика в постели (старший дошкольный возраст)

1. Потягивание. И. п. – лежа на спине, руки вдоль туловища. Поочередно поднимать правую (левую) руку вверх, тянуться, опустить. То же самое поочередно правой и левой ногой. Затем поднять одновременно руки и ноги, потянуться, опустить.

2. «Отдыхаем». И. п. – лежа на животе с опорой на локти, ладонями аккуратно поддерживать подбородок. Поочередно сгибать и разгибать ноги в коленях. Повторить 3-4 раза.

3. Самомассаж головы. И. п. сидя по-турецки. (Выполняют действия, имитирующие мытье головы и расчесывание).

Профилактика плоскостопия

Комплекс упражнений проводится в положении сидя на стульчиках.

1. Ноги вытянуть вперед, тянуть то носками, то пятками.

2. Ноги вытянуть вперед и рисовать ногами в воздухе различные геометрические фигуры.

3. Поставить ноги на пол всей ступней. Максимально отрывать пятки от пола. Из того же и. п. не отрывая ступней от пола поднимать вверх пальцы ног.

Каждое упражнение повторить 6-8 раз.

Корригирующая ходьба («отправляемся в лес» в чередовании с обычной ходьбой.

На носках (лисичка, на пятках (на траве роса, не замочите ноги, на внешней стороне стопы (медведь, с высоким подниманием колен (лось, в полуприсяде (ежик). Ходьба по корригирующим дорожкам (пройдем босиком по камешкам, по веточкам и т. п.)

Профилактика нарушений осанки

Физминутка «У меня спина прямая»

И. п. ноги на ширине ступни, руки за спину, сцеплены в замок.

У меня спина прямая, я наклонов не боюсь (наклоны вперед)

Выпрямляюсь, прогибаюсь, поворачиваюсь (действия в соответствии с текстом)

Раз, два, три. четыре, раз, два. три, четыре (повороты туловища)

Я могу присесть и встать, снова сесть и снова встать (действия в соответствии с текстом)

Наклонюсь туда-сюда. Ох, прямешенька спина! (наклоны вправо-влево. Выпрямиться, прогнуться)

Дыхательно-звуковая гимнастика

1. «Новый год»

При выполнении всех упражнений вдох делается через нос, выдох через рот.

1. «Бьют часы 12 раз». И. п. стоя, ноги врозь, руки вверх, сцеплены в замок. Вдох – и. п. ; выдох – наклониться в сторону, сказать «Бом!». Д. 12 раз.

2. «Елочка нарядная» И. п. – стоя, руки вдоль туловища, кисти в стороны. Вдох – приподняться на носки, немного развести руки в стороны; выдох – поворот туловища в сторону, полуприсед, руки в и. п., сказать «Ах!». Повторить 3-4 раза в каждую сторону.

3.»Хлопушка». И. п. – стоя на коленях, руки вдоль туловища. Вдох – развести руки в стороны, выдох – опустить вниз, хлопнуть в ладоши, сказать «Хлоп!». Д 6-8 раз.

«Дует Дед Мороз». И. п. – сидя на корточках, ладони сложить трубочкой вокруг рта. Вдох – и. п. ; на выдохе протяжно сказать «У-у-у-у». Д. 6-8 раз.

2. «Полет на Луну»

При выполнении всех упражнений вдох делается через нос, выдох через рот.

1. «Запускаем двигатель». И. п. – стойка ноги врозь, руки перед грудью, сжаты в кулаки. Вдох – вращать согнутые руки (одна вокруг другой) на уровне груди, при этом на выдохе произносить «Р-р-р-р» Д. 4-6 раз.

2. «Летим на ракете». И. п. – стоя на коленях, руки вверх, ладони соединить над головой. Вдох – и. п. ; долгий выдох – покачиваться из стороны в сторону, перенося тяжесть тела с одной ноги на другую, протяжно произнести «У-у-у-у». Д. 4-6 раз.

3. «Надеваем шлем от скафандра». И. п. – сидя на корточках, руки над головой сцеплены в замок. Вдох – и. п. ; выдох – развести руки в стороны, произнести «Чик». Д. 4-6 раз.

4. «Пересаживаемся в луноход» И. п. узкая стойка, руки вдоль туловища. Вдох – и. п., выдох – полный присед. руки вперед, произнести «Ух». Д. 4-6 раз.

5. «Лунатики». И. п. –стоя на коленях. руки согнуты в локтях и разведены в стороны, пальцы врозь. Вдох – и. п. ; выдох – наклонить туловище в сторону, произнести «хи-хи». Д. 3-4 раза в каждую сторону.

:. «Вдохнем свежий воздух на земле». И. п. Ноги врозь, руки вдоль туловища. Вдох – руки через стороны плавно поднять вверх. выдох – руки плавно опустить, произнести «Ах». Д. 4-6 раз.

Самостоятельная работа детей с диагнозом «Плосковальгусная стопа» на массажерах (типа счет). Задание собирать мелкие предметы в емкость (каштаны, мелкие игрушки).

Работа с детьми ЧБД простудными заболеваниями. («Гонки снежинок», «Мини-футбол», «Чья снежинка взлетит выше»). Суть всех упражнений – ребенку предлагается дуть на легкий предмет: комочек ваты, бумажную игрушку и т. п. и загнать ее в воротца или кто дольше продвинет по столу.

Водные процедуры (умывание прохладной водой лица, шеи и рук до локтей, растирание сухим полотенцем)

Литература:

1. В. Якименко. «Игровая оздоровительная гимнастика после дневного сна» ж. «Дошкольное воспитание» №2 – 2007г. с. 30.

2. Бабенкова Е. А., Федоровская О. М. «Игры, которые лечат» М. 2008г.

Публикации по теме:

«Массажная дорожка». Бодрящая гимнастика после сна в первой младшей группе«Массажная дорожка». Бодрящая гимнастика после сна в первой младшей группе Массажная дорожка. Здравствуйте. Предлагаю вам свой вариант изготовления массажной дорожки и небольшой конспект бодрящей гимнастики.

Бодрящая гимнастика после сна в старшей группеБодрящая гимнастика после сна в старшей группе Бодрящая гимнастика после сна в старшей группе Чтобы помочь малышу в послеобеденное время восстановить силы для новых свершений, стараемся.

Фотоотчёт «Гимнастика после дневного сна»Фотоотчёт «Гимнастика после дневного сна» Забота о здоровье - Это важнейший труд воспитателя. Сухомлинский Василий Александрович [/i] Сон играет важнейшую роль в режиме дня ребёнка.

Гимнастика после дневного сна для детей старшего дошкольного возраста Многие дети очень крепко спят и разбудить надо так, чтобы после пробуждения они были в хорошем настроение. Поэтому очень полезна гимнастика.

Гимнастика после дневного сна с использованием здоровьесберегающих технологий и игрового стретчинга для детей 4–5 летГимнастика после дневного сна с использованием здоровьесберегающих технологий и игрового стретчинга для детей 4–5 лет Конспект открытого режимного момента " Гимнастика после дневного сна с использованием здоровьесберегающих технологий и игрового стретчинга.

Гимнастика после дневного сна в старшей группе Задачи: Поднять настроение и мышечный тонус детей с помощью контрастных воздушных ванн и физических упражнений. Продолжать учить детей приемам.

Гимнастика пробуждения после дневного сна в детском садуГимнастика пробуждения после дневного сна в детском саду Гимнастика пробуждения после дневного сна оказывает на детей колоссальное положительное физическое, психическое и эмоциональное воздействие.

Игровая оздоровительная гимнастика после дневного сна.Игровая оздоровительная гимнастика после дневного сна. Игровая оздоровительная гимнастика после дневного сна. Лечебная гимнастика способствует исправлению имеющихся нарушений опорно-двигательного.

Консультация для педагогов «Бодрящая гимнастика для дошкольников» Бодрящая гимнастика для дошкольников. Как помочь проснуться малышу в хорошем настроении и активно продолжать день? Провести после тихого.

Консультация для родителей и воспитателей «Для чего нужна гимнастика после дневного сна в детском саду?» Я не боюсь ещё раз повторить: Забота о здоровье - Это важнейший труд воспитателя. Сухомлинский Василий Александрович Формирование у детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Бодрящая гимнастика после дневного сна»
Опубликовано: 17 марта 2020 в 18:07
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей «Бодрящая гимнастика после дневного сна»» (включая файлы) размещена пользователем Дыдыкина Римма в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД