Марина Гаврюшина
Консультация для воспитателей «Блоки Дьенеша в жизни дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
С раннего возраста важно формировать элементарные математические представления: учить ребенка различать цвета, времена года, считать предметы, улучшать память, внимание. Для этого в современном мире есть огромное количество развивающих пособий, которые объединяют обучение и игру.
Венгерский педагог Золтан Пал Дьенеш доказал, что математика может быть интересным, увлекательным и даже веселым занятием. Он разработал свою авторскую методику раннего обучения детей. Она представляет собой набор логических блоков, которые позволяют творчески подойти к изучению математически, развить внимание и логические способности.
Темочки:
- Дьенеш З.П. Блоки Дьенеша
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Логические блоки Дьенеша представляют собой набор из 48 геометрических фигур:
а) четырех форм (круги, треугольники, квадраты, прямоугольники);
б) трех цветов (красные, синие и желтые);
в) двух размеров (большие и маленькие);
г) двух видов толщины (толстые и тонкие).
В наборе нет ни одной одинаковой фигуры. Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя признаками: формой, цветом, размером, толщиной.
Блоки Дьенеша используют для :
• для развития умений выявлять свойства предметов;
• для развития умений сравнивать предметы по их свойствам;
• для развития действий классификации и обобщения;
• для развития способности к логическим действиям и операциям.
Формы работы с блоками Дьенеша :
• Занятия (комплексные, интегрированные, обеспечивающие наглядность, системность и доступность, смену деятельности.
• Совместная и самостоятельная игровая деятельность (дидактические игры, настольно-печатные, подвижные, сюжетно-ролевые игры).
• Подвижные игры (предметные ориентиры, обозначение домиков,
дорожек, лабиринтов).
В целях эффективного ознакомления детей со свойствами логических блоков можно предложить детям следующие задания:
• Найди такие же фигуры, как эта, по цвету (по форме, по размеру, по толщине);
• найди не такие фигуры, как эта, по форме (по размеру, по толщине, по цвету);
• найди синие фигуры (треугольные, красные, квадратные, большие, желтые, тонкие, толстые, маленькие, круглые, прямоугольные);
• назови, какая эта фигура по цвету (по форме, по размеру, по толщине).
Блоки Дьенеша используют для игр с детьми от двух то семи лет.
Работу с блоками следует начинать с младшего возраста.
Первая младшая группа:
1. Покажите блок такого же цвета как этот.
2. Найди блок такой же формы.
3. «Угости игрушку». Разложи фигуры таким образом, чтобы у каждой игрушки были фигуры только одного цвета, одного размера и т. п. 4. Берём круг. Расположите все фигуры красные внутри круга, а все синие – снаружи. 5. Выложите блоки с определенной последовательностью: синий, красный, синий, красный. Или круг, треугольник, круг, треугольник.
Вторая младшая группа:
1. Разложи фигуры по их свойствам, собери все красные, или все круглые.
2. Усложняем задание: Найди такой же блок по цвету и форме.
3. Найди не такой блок по цвету; по форме; по цвету и форме. Данный вид игры проводим индивидуально.
4. Более сложный вариант: Найди такую же, как этот по цвету и форме, но другого размера. Проводим индивидуально.
5. Можно использовать задания с игрушкам. Предлагаем детям разделить, чтобы у Мишки все фигуры были красные, у зайца – желтые и т. д. В конце игры дети должны ответить на вопрос: «Какие фигурки у Мишки?», «Какие фигуры у зайца?» и т. д.
6. В этом же возрасте начинается работа по схемам. Предлагаются самые легкие.
Средняя группа:
В данном возрасте дети знакомятся с символами свойств.
1. Покажи такую же фигуру по цвету и форме; по цвету, форме и размеру.
Знакомятся с понятием «НЕ».
2. Покажи фигуру по моделям (используется модель с «НЕ»). Покажите – не круг и не квадрат, не синий и не толстый блок, не круглый и не красный и т. п.
3. Усложняется работа по схемам по стрелочкам. Постройте цепочку по схеме.
Для детей старшей и подготовительной группы все задания усложняются.
В старшем и подготовительном к школе возрасте дети должны выполнять поставленную задачу быстро и качественно. Также в этом возрасте дети должны уметь описать свойства любого блока.