Наталья Куликовских
Консультация для воспитателей «Арт-терапия, или Терапия искусством»
▼ Скачать + Заказать документы
Искусство обладает целительным действием само по себе, художественное творчество дает возможность выразить и заново пережить внутренние конфликты, оно является средством обогащения субъективного опыта. Терапия искусством, изобразительным, фольклорным или каким то другим неявно существовала всегда. То отдохновение, которое получали люди от посещения различных "культурных мероприятий" по сути, и есть прямой лечебный эффект. Обо всем этом люди догадывались давно.
Термин “арт-терапия” (буквально – терапия искусством) ввел в употребление в 1938 г. Адриан Хилл.
Публикация «Консультация для воспитателей „Арт-терапия, или Терапия искусством“» размещена в разделах
- Арт-терапия в детском саду
- Арт-терапия. Консультации
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2016
Выделяют следующие виды арт-терапии:
Изо-терапия;
Музыкальная терапия;
Игровая терапия;
Драма-терапия;
Сказкотерапия;
Библиотерапия;
Танцевальная терапия;
Песочная терапия и др.
Идея о необходимости взаимодействия педагогики и психотерапии была обоснована еще в 1927 г. немецким психиатром А. Кронфельдом в статье “Психогогика, или Психотерапевтическое учение о воспитании”. Автор призывал к разработке такого метода, который нацеливал бы человека на духовное оздоровление и личностный рост. В качестве наиболее приемлемого и эффективного в работе с детьми психотерапевтического направления можно выбрать «арт-терапию». Использование искусства как терапевтического фактора вполне доступно для педагога. При этом специальных знаний не требуется. Арт-терапевтические занятия можно рассматривать как одну из инновационных форм работы с детьми.
Хотя приоритет теоретического обоснования арт-терапии принадлежит зарубежным специалистам, наша отечественная педагогическая наука и народная педагогика имеют давний опыт использования изобретательного творчества в воспитательных, развивающих и коррекционных целях. Метод арт-терапии можно отнести к наиболее древним и естественным формам коррекции эмоциональных состояний, которым многие люди пользуются самостоятельно - чтобы снять накопленное психическое напряжение, успокоиться, сосредоточиться. Рисуя, занимаясь лепкой или описывая в литературной форме свою проблему или настроение вы как будто получаете закодированное послание от самих себя, из собственного подсознания.
Методика рассматриваемого понятия базируется на убеждении, что внутреннее “Я” человека отражается в зрительных образах всякий раз, когда он спонтанно, не особенно задумываясь о своих произведениях, рисует, пишет картину, лепит. Принято считать, что образы художественного творчества отражают все виды подсознательных процессов, включая страхи, внутренние конфликты, воспоминания детства, сновидения. При их словесном описании у ребенка могут возникнуть затруднения. Поэтому именно невербальные средства часто являются единственно возможными для выражения и прояснения сильных переживаний. Здесь можно говорить о некотором преимуществе арт-терапии перед другими формами психотерапевтической работы.
Многие знают арт-терапию как терапию рисунком, лепкой и т. п. Помимо творческого самовыражения с помощью материала, в арт-терапии приветствуются и игровые приемы коррекции — сказкотерапия, психодрама. Эффективностью работы последних очень заинтересованы сегодня отечественные психологи. По-видимому, российские дети более восприимчивы к игровым видам коррекции.
В контексте арт-терапии художественную деятельность можно назвать спонтанной в отличие от планируемой и тщательно организованной деятельности по обучению искусству или ремеслам различных групп людей. Для терапии искусством важен сам процесс и те особенности, которые конечный продукт творчества помогает обнаружить в психической жизни творца.
Примером спонтанного использования фантазии в терапии искусством может служить упражнение по рисованию каракулей. Участник безо всякого плана рисует в течение продолжительного времени волнистую линию, не отрывая ручки или кисти от бумаги. Цель этого упражнения - дать участнику возможность спонтанно выразить свои эмоции. По мере выполнения упражнения проявляются подсознательные компоненты психики участника. Затем участник в течение некоторого времени смотрит на рисунок и пытается понять, не могут ли возникшие зрительные образы помочь осознать какие-либо ситуации, объекты или персонажи в его подсознании.
При использовании арт-терапии предлагаются разнообразные занятия художественно-прикладного характера: рисование, лепка, выжигание, поделки из ткани, меха, природного материала. При этом специальная подготовка, талант исполнителей и художественные достоинства работ не столь значимы. Важны и сам процесс творчества, и особенности внутреннего мира человека.
Достоинством арт-терапии является “язык” визуальной и пластической экспрессии. Согласно восточной мудрости, “картина может выразить то, что не выразит и тысяча слов”. По мнению В. С. Мухиной и других исследователей, рисунок для детей является не искусством, а речью. Им свойственно стремление рисовать. Это – своеобразное экспериментирование с художественными символами в качестве заместителей реальных объектов. Посредством рисования реализуется потребность личности в самовыражении.
Для того чтобы почувствовать терапевтический эффект от занятий искусством предлагаю попробовать на практике несколько упражнений.
1 упражнение.
Предлагается ряд понятий – ДОМ, РАБОТА, НАСТРОЕНИЕ, РЕБЕНОК, ВОСПИТАННИКИ. Участники должны быстро сделать цветовую зарисовку данного понятия, выразить в цвете свое ощущение (рисунки могут быть любой абстрактной формы. Важен цвет, который выбирает участник). Задание выполняется быстро, не задумываясь. В конце происходит расшифровка цвета зарисовок.
КРАСНЫЙ - восторг, жизненная сила, радость, стремление к действию.
СИНИЙ - покой, удовлетворение
ЗЕЛЕНЫЙ – абсолютный покой, скрытый потенциал к действию.
ФИОЛЕТОВЫЙ – пессимизм, отрешенность.
ЖЕЛТЫЙ – легкий, сияющий, цвет детства, счастья, раскованности.
КОРИЧНЕВЫЙ – статичность, физическое истощение, усталость, пессимизм.
СЕРЫЙ – безликий цвет, скрытность, стеснение и робость.
ЧЕРНЫЙ – агрессия, неприятие.
РОЗОВЫЙ – спокойствие, нежность.
ОРАНЖЕВЫЙ – возбуждение, радость, тревожность.
2 упражнение.
Включается спокойная музыка. Участники с закрытыми глазами, простым карандашом рисуют на листе «непрерывные каракули». Задание выполняется не задумываясь о результате. По окончании музыки, участники открывают глаза, угадывают «изображение». Обводят цветным карандашом, дорисовывают детали.
3 упражнение.
Участникам предлагается обвести на листе контур руки (ладонь, запястье) и дорисовать до получения «образа».