Ирина Сергеевна Сергеева
Музыкальная терапия
▼ Скачать + Заказать документы
В работе мы активно используем самые различные методы коррекционной работы. Один из них - музыкальная терапия.
По сравнению с обычным детским садом в нашем – очень много музыки и танцев. Это не совсем обычные занятия, и они ориентированы на решение нашей главной задачи - объединить детей и помочь им справиться со своими проблемами.
Публикация «Музыкальная терапия» размещена в разделах
Занятия музыкой обычно строятся как развернутая ролевая игра или литературно-музыкальная композиция, объединенная общей канвой. Мы стремимся развить у детей ритмическое чувство и музыкальный слух. Во время игры на музыкальных инструментах дети учатся чувствовать ритм и точно исполнять свою партию.
Игры, развивающие умение слушать и концентрироваться
«Бомба»
Главная цель: развитие умения слушать и находить источник звука.
Дополнительные цели:
• активизация способности концентрировать внимание;
• формирование навыков сотрудничества в группе.
Что понадобится: будильник (можно заменить кухонным таймером или метрономом).
Количество участников: от З до 10.
Основной вариант: желающий стать водящим выходит из комнаты, а кто-то из оставшихся прячет будильник. Когда все готово, водящего приглашают в комнату и просят найти будильник.
Замечания:
• группе можно напоминать, что не следует шуметь и подсказывать водящему, где находится будильник.
Другие варианты:
• водящему можно завязать глаза;
• можно привнести элемент соревнования, выбрав одновременно двух играющих на роль водящих;
• искать источник звука может вся группа одновременно. В этом случае играющие должны стараться бесшумно двигаться по комнате;
• будильник (лучше таймер) может быть установлен на звонок через 1-2 минуты. Водящий должен постараться обнаружить будильник до того, как он зазвонит.
«Мирные» и «воинственные»
Главная цель: развитие умения слушать и концентрировать внимание.
Дополнительные цели:
• побуждение к сотрудничеству в группе;
• стимулирование общения в группе;
• развитие способности различать звуки;
• высвобождение энергии.
Что понадобится: по музыкальному инструменту для каждого участника.
Количество участников: от 6 до 10
Основной вариант:. каждый участник выбирает себе тихо или громко звучащий инструмент, и группа делится на два «племени» : тихое («мирные») и шумное («воинственные»). Играющие представляют, что «племена» находятся на разных берегах реки и могут общаться, по очереди играя на музыкальных инструментах. «Племена» внимательно слушают друг друга.
Замечания:
• «мирным» следует играть очень тихо и спокойно - не всем одновременно или время от времени замолкая;
• нужно побуждать «племена» слушать друг друга и, возможно, поддаваться взаимному влиянию через звуки;
Другие варианты:
•у каждого «племени» может быть свой «вождь», который распределяет инструменты и определяет начало и окончание игры;
• игра может сопровождаться спокойными или, наоборот, энергичными танцами.
Музыкальные линии
Главная цель:
улучшение согласованности между процессом слушания и зрительной координацией движений рук.
Дополнительные цели: развитие навыков, предшествующих письму.
Что понадобится: доска и мел или большой лист бумаги, закрепленный на стене, ручка или карандаш
Количество участников: от 3 до 8.
Основной вариант: один участник становится у доски, второй - готовится петь. Певец отчетливо пропевает какие-то звуки. Одновременно стоящий у доски начинает чертить горизонтальную линию. Как только поющий замолкает, линия прерывается - и возобновляется, когда голос зазвучит вновь. Величина разрыва линии зависит от длительности паузы.
Замечания: начинать игру может и тот, кто чертит линии, поющий в этом случае следует за ним.
Другие варианты:
• ведущий может предложить всей группе петь хором, следуя за тем, кто чертит линии;
• по желанию можно чертить только прямые линии (соответствующие звуку на одной высоте) или волнообразные, идущие вверх и вниз (со-ответственно повышению и понижению звука);
• пение можно заменить игрой на музыкальных инструментах. В этом случае разные инструменты будут обозначаться линиями разных цветов;
•можно чертить тонкие и жирные линии, в зависимости от громкости звуков;
• участники могут «записывать» звуки параллельно, каждый на своем листе бумаге, а в конце игры сравнить записи.
Игры, развивающие осознанное отношение к себе.
«Мышка»
Главная цель: совершенствование тактильных ощущений.
Дополнительные цели:
• воспитание терпимого отношения к физическому контакту с другими людьми;
• развитие осознания различных частей своего тела;
• стимулирование умения слушать и концентрировать внимание;
• формирование выдержки,
Что понадобится: игрушечная мышка (или мягкая кукла, бубен с тарелочками, платок.
Количество участников: от 3 до 6.
Основной вариант: два участника садятся на стулья напротив друг друга. Одному из них завязывают глаза, а другому дают бубен. Ведущий становится рядом с тем, у кого завязаны глаза; в руках у ведущего «мышка». Остальные участники сидят и тихо смотрят. Когда же зазвучит бубен, ведущий «отпускает мышку», которая бегает, прыгает, карабкается (соответственно характеру и темпу звучания бубна) по всему телу сидящего с завязанными глазами. Через некоторое время участники меняются местами.
Замечания:
•участник, по которому «бегает мышка», не должен стараться поймать ее руками. Ему следует сосредоточиться на своих ощущениях;
• дети могут обсуждать друг с другом свои ощущения;
• наиболее чувствительные ребята могут вначале играть без повязки, а ведущему следует в таких случаях направлять «мышку» очень уверенно, определенно;
•управлять «мышкой» может один из участников игры;
•можно применить другие инструменты и других игрушечных животных.
Другие варианты:
• можно использовать два разных инструмента: один - под который «мышка», например, «бегает»; другой - под который «прыгает».
• разные инструменты могут звучать для разных частей тела, по которым «бегает мышка» : например, колокольчики - для руки барабан - для ног;
• участник, управляющий «мышкой», может подпевать себе, заменив голосом звуки бубна и импровизируя на тему движений «мышки».
«Растущие цветы»
Главная цель: стимулирование стремления к лидерству и укрепление уверенности.
Дополнительные цели: повышение заинтересованности участников в том, чтобы быть активными в игре; развитие умения наблюдать.
Что понадобится: по музыкальному инструменту для каждого участника, два или три больших бумажных цветка на палках,
Количество участников: от 3 до 4.
Основной вариант: один из группы играет на музыкальном инструменте, а остальные слушают. Вместе со звуками инструмента цветок (его держит на длинной палке кто-то из взрослых, невидимый играющим) появляется из-за пианино или другого предмета мебели, под музыку цветок стихает, перестает «расти». Если музыка быстрая и громкая, цветок «растет» скорее. Когда цветок уже больше не может «расти», все начинают танцевать или изображать «увядание» цветка это зависит от характера музыки.
Замечания: по возможности занятие лучше проводить в комнате с высокими потолками, чтобы цветок мог «расти» достаточно долгое время.
Другие варианты:
• два участника могут играть на разных инструментах одновременно, «ведя» за собой два цветка;
• один из участников может помогать управлять цветком;
•можно использовать разные цветы или по-разному окрашенные.
ИГРЫ, РАЗВИВАЮЩИЕ СОЦИАЛЬНЫЕ НАВЫКИ
«Танец шляпы»
Главная цель: поощрение сотрудничества в группе.
Дополнительные цели:
• активизация способности концентрировать внимание;
•развитие умения осознавать себя в группе;
• воспитание ответственности и заботливости.
Что понадобится: шляпа, портативный синтезатор или музыкальная аудиозапись,
Количество участников: от 4 до 8.
Основной вариант: группа садится в круг. Когда начинает звучать музыка, участники передают шляпу по кругу, по очереди надевая ее на голову своего соседа. Музыка прерывается - ведущий просит участника, у которого в этот момент оказалась шляпа, показать какое-то движение, с тем чтобы все остальные его повторили. Музыка начинает звучать вновь, и игра продолжается.
Замечания:
• ведущему следует следить за тем, чтобы передача шляпы происходила именно через надевание, а не стягивание ее с соседа;
• темп музыки может влиять на скорость передачи шляпы;
Другие варианты:
• можно передавать (из рук в руки) другие предметы, например шарф, перчатки, кофту, плащ.
«Группа в обручах»
Главная цель: становление сотрудничества в группе.
Дополнительные цели:
• формирование контроля за движениями;
• поощрение инициативы.
Что понадобится: обручи - по одному для каждого участника; портативный синтезатор или аудиозапись с не быстрой маршевой музыкой,
Количество участников: от 4 до 10.
Основной вариант: каждый ребенок берет себе обруч и с его помощью прицепляется к другому участнику - и так до тех пор, пока вся группа не окажется сцепленной обручами. Соединившись таким образом, дети стоят тихо в ожидании звучания музыки и затем стараются двигаться так, чтобы сохранять цепочку.
Замечания: ведущий может подсказать участникам разные способы сцепления: за плечи, руки, ноги, голову, туловище и т. д.
Другие варианты:
• участники могут, сбившись в кучку, образовать очень маленькую группу в обручах или, разойдясь как можно дальше друг от друга, длинную цепочку. Они могут также проявить фантазию и придать группе остроконечную или округлую форму;
• вместо обручей можно использовать небольшие лоскуты (каждый примерно 20 кв. см);
• когда «группа в обручах» будет образована, каждому участнику хорошо дать небольшой инструмент, чтобы он подыгрывал звучащей музыке.
«Шумный барабанчик»
Игрушка представляет собой картонную коробку из-под кукурузных хлопьев или сока, частично обклеенную прямоугольниками из цветной бумаги. На переднем плане коробки - лицо человечка, глаза, нос и рот которого выполнены из самого разного материала. В качестве носа использована крышка от дезодоранта (это может быть также упаковка от «киндер-сюрприза», колпачок от шампуня и др.). Ртом служит желтая пластмассовая крышка. Глаза - кольца синего цвета, зрачок - желтый пластмассовый колпачок от упаковки моющего средства. С правого и левого бока коробки на уровне «носа» прикреплены «руки» - части от игрушечных пластмассовых плоскогубцев. Внизу на резинке крепятся пластмассовые одноразовые стаканчики - это ноги. На «голове» (верхней части коробки) шляпа - стаканчик из-под йогурта. Внутрь коробки насыпают гремящие предметы (маленькие шарики, детали мозаики, горох, которые и создают шумовой эффект.
Игрушка «ШУМНЫЙ БАРАБАНЧИК» может быть использована в музыкальном уголке, при постановке театральных представлений, для украшения группы.