Папки-передвижки

Музыкальная терапия

Ирина Сергеевна Сергеева
Музыкальная терапия
▼ Скачать + Заказать документы

В работе мы активно используем самые различные методы коррекционной работы. Один из них - музыкальная терапия.

По сравнению с обычным детским садом в нашем – очень много музыки и танцев. Это не совсем обычные занятия, и они ориентированы на решение нашей главной задачи - объединить детей и помочь им справиться со своими проблемами.

Публикация «Музыкальная терапия» размещена в разделах

Занятия музыкой обычно строятся как развернутая ролевая игра или литературно-музыкальная композиция, объединенная общей канвой. Мы стремимся развить у детей ритмическое чувство и музыкальный слух. Во время игры на музыкальных инструментах дети учатся чувствовать ритм и точно исполнять свою партию.

Игры, развивающие умение слушать и концентрироваться

«Бомба»

Главная цель: развитие умения слушать и находить источник звука.

Дополнительные цели:

• активизация способности концентрировать внимание;

• формирование навыков сотрудничества в группе.

Что понадобится: будильник (можно заменить кухонным таймером или метрономом).

Количество участников: от З до 10.

Основной вариант: желающий стать водящим выходит из комнаты, а кто-то из оставшихся прячет будильник. Когда все готово, водящего приглашают в комнату и просят найти будильник.

Замечания:

• группе можно напоминать, что не следует шуметь и подсказывать водящему, где находится будильник.

Другие варианты:

• водящему можно завязать глаза;

• можно привнести элемент соревнования, выбрав одновременно двух играющих на роль водящих;

• искать источник звука может вся группа одновременно. В этом случае играющие должны стараться бесшумно двигаться по комнате;

• будильник (лучше таймер) может быть установлен на звонок через 1-2 минуты. Водящий должен постараться обнаружить будильник до того, как он зазвонит.

«Мирные» и «воинственные»

Главная цель: развитие умения слушать и концентрировать внимание.

Дополнительные цели:

• побуждение к сотрудничеству в группе;

• стимулирование общения в группе;

• развитие способности различать звуки;

• высвобождение энергии.

Что понадобится: по музыкальному инструменту для каждого участника.

Количество участников: от 6 до 10

Основной вариант:. каждый участник выбирает себе тихо или громко звучащий инструмент, и группа делится на два «племени» : тихое («мирные») и шумное («воинственные»). Играющие представляют, что «племена» находятся на разных берегах реки и могут общаться, по очереди играя на музыкальных инструментах. «Племена» внимательно слушают друг друга.

Замечания:

«мирным» следует играть очень тихо и спокойно - не всем одновременно или время от времени замолкая;

• нужно побуждать «племена» слушать друг друга и, возможно, поддаваться взаимному влиянию через звуки;

Другие варианты:

•у каждого «племени» может быть свой «вождь», который распределяет инструменты и определяет начало и окончание игры;

• игра может сопровождаться спокойными или, наоборот, энергичными танцами.

Музыкальные линии

Главная цель:

улучшение согласованности между процессом слушания и зрительной координацией движений рук.

Дополнительные цели: развитие навыков, предшествующих письму.

Что понадобится: доска и мел или большой лист бумаги, закрепленный на стене, ручка или карандаш

Количество участников: от 3 до 8.

Основной вариант: один участник становится у доски, второй - готовится петь. Певец отчетливо пропевает какие-то звуки. Одновременно стоящий у доски начинает чертить горизонтальную линию. Как только поющий замолкает, линия прерывается - и возобновляется, когда голос зазвучит вновь. Величина разрыва линии зависит от длительности паузы.

Замечания: начинать игру может и тот, кто чертит линии, поющий в этом случае следует за ним.

Другие варианты:

• ведущий может предложить всей группе петь хором, следуя за тем, кто чертит линии;

• по желанию можно чертить только прямые линии (соответствующие звуку на одной высоте) или волнообразные, идущие вверх и вниз (со-ответственно повышению и понижению звука);

• пение можно заменить игрой на музыкальных инструментах. В этом случае разные инструменты будут обозначаться линиями разных цветов;

•можно чертить тонкие и жирные линии, в зависимости от громкости звуков;

• участники могут «записывать» звуки параллельно, каждый на своем листе бумаге, а в конце игры сравнить записи.

Игры, развивающие осознанное отношение к себе.

«Мышка»

Главная цель: совершенствование тактильных ощущений.

Дополнительные цели:

• воспитание терпимого отношения к физическому контакту с другими людьми;

• развитие осознания различных частей своего тела;

• стимулирование умения слушать и концентрировать внимание;

• формирование выдержки,

Что понадобится: игрушечная мышка (или мягкая кукла, бубен с тарелочками, платок.

Количество участников: от 3 до 6.

Основной вариант: два участника садятся на стулья напротив друг друга. Одному из них завязывают глаза, а другому дают бубен. Ведущий становится рядом с тем, у кого завязаны глаза; в руках у ведущего «мышка». Остальные участники сидят и тихо смотрят. Когда же зазвучит бубен, ведущий «отпускает мышку», которая бегает, прыгает, карабкается (соответственно характеру и темпу звучания бубна) по всему телу сидящего с завязанными глазами. Через некоторое время участники меняются местами.

Замечания:

•участник, по которому «бегает мышка», не должен стараться поймать ее руками. Ему следует сосредоточиться на своих ощущениях;

• дети могут обсуждать друг с другом свои ощущения;

• наиболее чувствительные ребята могут вначале играть без повязки, а ведущему следует в таких случаях направлять «мышку» очень уверенно, определенно;

•управлять «мышкой» может один из участников игры;

•можно применить другие инструменты и других игрушечных животных.

Другие варианты:

можно использовать два разных инструмента: один - под который «мышка», например, «бегает»; другой - под который «прыгает».

• разные инструменты могут звучать для разных частей тела, по которым «бегает мышка» : например, колокольчики - для руки барабан - для ног;

• участник, управляющий «мышкой», может подпевать себе, заменив голосом звуки бубна и импровизируя на тему движений «мышки».

«Растущие цветы»

Главная цель: стимулирование стремления к лидерству и укрепление уверенности.

Дополнительные цели: повышение заинтересованности участников в том, чтобы быть активными в игре; развитие умения наблюдать.

Что понадобится: по музыкальному инструменту для каждого участника, два или три больших бумажных цветка на палках,

Количество участников: от 3 до 4.

Основной вариант: один из группы играет на музыкальном инструменте, а остальные слушают. Вместе со звуками инструмента цветок (его держит на длинной палке кто-то из взрослых, невидимый играющим) появляется из-за пианино или другого предмета мебели, под музыку цветок стихает, перестает «расти». Если музыка быстрая и громкая, цветок «растет» скорее. Когда цветок уже больше не может «расти», все начинают танцевать или изображать «увядание» цветка это зависит от характера музыки.

Замечания: по возможности занятие лучше проводить в комнате с высокими потолками, чтобы цветок мог «расти» достаточно долгое время.

Другие варианты:

• два участника могут играть на разных инструментах одновременно, «ведя» за собой два цветка;

• один из участников может помогать управлять цветком;

•можно использовать разные цветы или по-разному окрашенные.

ИГРЫ, РАЗВИВАЮЩИЕ СОЦИАЛЬНЫЕ НАВЫКИ

«Танец шляпы»

Главная цель: поощрение сотрудничества в группе.

Дополнительные цели:

• активизация способности концентрировать внимание;

•развитие умения осознавать себя в группе;

• воспитание ответственности и заботливости.

Что понадобится: шляпа, портативный синтезатор или музыкальная аудиозапись,

Количество участников: от 4 до 8.

Основной вариант: группа садится в круг. Когда начинает звучать музыка, участники передают шляпу по кругу, по очереди надевая ее на голову своего соседа. Музыка прерывается - ведущий просит участника, у которого в этот момент оказалась шляпа, показать какое-то движение, с тем чтобы все остальные его повторили. Музыка начинает звучать вновь, и игра продолжается.

Замечания:

• ведущему следует следить за тем, чтобы передача шляпы происходила именно через надевание, а не стягивание ее с соседа;

• темп музыки может влиять на скорость передачи шляпы;

Другие варианты:

• можно передавать (из рук в руки) другие предметы, например шарф, перчатки, кофту, плащ.

«Группа в обручах»

Главная цель: становление сотрудничества в группе.

Дополнительные цели:

• формирование контроля за движениями;

• поощрение инициативы.

Что понадобится: обручи - по одному для каждого участника; портативный синтезатор или аудиозапись с не быстрой маршевой музыкой,

Количество участников: от 4 до 10.

Основной вариант: каждый ребенок берет себе обруч и с его помощью прицепляется к другому участнику - и так до тех пор, пока вся группа не окажется сцепленной обручами. Соединившись таким образом, дети стоят тихо в ожидании звучания музыки и затем стараются двигаться так, чтобы сохранять цепочку.

Замечания: ведущий может подсказать участникам разные способы сцепления: за плечи, руки, ноги, голову, туловище и т. д.

Другие варианты:

• участники могут, сбившись в кучку, образовать очень маленькую группу в обручах или, разойдясь как можно дальше друг от друга, длинную цепочку. Они могут также проявить фантазию и придать группе остроконечную или округлую форму;

• вместо обручей можно использовать небольшие лоскуты (каждый примерно 20 кв. см);

• когда «группа в обручах» будет образована, каждому участнику хорошо дать небольшой инструмент, чтобы он подыгрывал звучащей музыке.

«Шумный барабанчик»

Игрушка представляет собой картонную коробку из-под кукурузных хлопьев или сока, частично обклеенную прямоугольниками из цветной бумаги. На переднем плане коробки - лицо человечка, глаза, нос и рот которого выполнены из самого разного материала. В качестве носа использована крышка от дезодоранта (это может быть также упаковка от «киндер-сюрприза», колпачок от шампуня и др.). Ртом служит желтая пластмассовая крышка. Глаза - кольца синего цвета, зрачок - желтый пластмассовый колпачок от упаковки моющего средства. С правого и левого бока коробки на уровне «носа» прикреплены «руки» - части от игрушечных пластмассовых плоскогубцев. Внизу на резинке крепятся пластмассовые одноразовые стаканчики - это ноги. На «голове» (верхней части коробки) шляпа - стаканчик из-под йогурта. Внутрь коробки насыпают гремящие предметы (маленькие шарики, детали мозаики, горох, которые и создают шумовой эффект.

Игрушка «ШУМНЫЙ БАРАБАНЧИК» может быть использована в музыкальном уголке, при постановке театральных представлений, для украшения группы.

Публикации по теме:

Арт-терапияАрт-терапия Арт-терапия – метод психологической работы, использующий, возможности искусства для достижения положительных изменений в интеллектуалом,.

Картотека «Игровая терапия» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №45» КАРТОТЕКА ИГРОВАЯ ТЕРАПИЯ Подготовил:.

Консультация для родителей «Песочная терапия» «Песочная терапия» Для маленького ребенка характерно находиться в «плену эмоций», потому что он не может управлять ими. Его чувства быстро.

Консультация «Песочная терапия» Что нужно для игры в песок? А нужно в сущности так мало: Любовь, желанье, доброта, Чтоб вера в детство не пропало. Простейший ящик из стола.

Фотоотчет «Песочная терапия»Фотоотчет «Песочная терапия» Недавно в нашем детском саду появился живой песок,его так назвали за возможность шевелиться,двигаться и рассыпаться, при этом не прилагая.

Песочная терапияПесочная терапия Актуальность программы: Специалистами отмечаются следующие изменения в психологическом и эмоциональном состоянии детей занимающихся с песком.

Песочная терапия «Песочная терапия» как технология профилактики и коррекции проблем психоэмоционального развития детей. Практика показывает, что эта современная.

Песочная терапия в работе логопедаПесочная терапия в работе логопеда ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ В РАБОТЕ ЛОГОПЕДА Рисование песком на стекле – новая и одновременно хорошо забытая старая техника изобразительного искусства.

Арт-терапия в работе с молодыми родителями «Картина может выразить то, что не выразит и тысяча слов» - восточная мудрость. Каждый ребенок неповторим, но умение предъявить свою уникальность.

Танцевально-двигательная терапия Танцевально-двигательная терапия Обучающая программа Для кого: Программа рекомендована психологам, психотерапевтам, хореографам с педагогическим.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Музыкальная терапия
Опубликовано: 22 марта 2016 в 17:04
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Музыкальная терапия» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Сергеевна Сергеева (УИ 214472) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД