Елена Кривошта
Консультация «Адаптация ребенка в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация «Адаптация ребенка в детском саду».
Процесс перехода ребенка из семьи в детское дошкольное учреждение сложен и для самого малыша, и для родителей. Ребенку предстоит приспособиться к совершенно иным условиям, чем те, к которым он привык в семье. А это совсем не просто. Ранее сформированные динамические стереотипы, иммунная система, физиологические процессы подвергаются некоторым преобразованиям. Возникает необходимость преодоления психологических преград. Все это может вызвать у ребенка защитную реакцию в виде отказа от еды, сна, общения с окружающими.
Публикация «Консультация „Адаптация ребенка в детском саду“» размещена в разделах
- Адаптация в детском саду. Консультации
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2015
Чтобы легче проходил у ребенка адаптационный период рекомендовать родителям привыкать постепенно к режимным моментам еще до поступления в детский сад, приходить на прогулку, знакомиться с детьми, с воспитателем. Изучение ребенка до поступления его в детский сад, а так же знакомство с образом жизни его семьи позволяет в значительной степени смягчить течение адаптационного периода.
Родителям нужно объяснять, что время адаптации для ребенка очень сложный период, даже если ребенок не плачет, то это вовсе не означает, что все нормально. Он переживает не меньше плачущего, и его ответной реакцией может быть скорое заболевание. Родители, как правило, ищут причину в простуде, инфекции, а на самом деле это последствия эмоционального стресса, который угнетает защитные свойства организма.
Чтобы ребенок легче утром расставался с родными, нужно приводить малыша в детский сад кому – то одному, будь то мама, отец или бабушка, так он быстрее привыкает расставаться с ними.
К основным критериям адаптации относятся :
- поведенческие реакции;
- уровень нервно – психического развития;
- заболеваемость и течение болезни; главные антропометрические показатели физического развития (рост, вес).
Как бы ребенка не готовили к детскому саду, все равно он, особенно в первые дни, находится в состоянии стресса. Это проявляется в отказе от пищи, негативном эмоциональном состоянии, ухудшении самочувствия. Малыш беспокойно спит или не спит вообще, мочится в постель, жмется к взрослым или наоборот, отказывается от контактов с ними.
При нормальной адаптации у ребенка быстро восстанавливаются поведенческие реакции (примерно через 2-3 недели, не отмечается задержки нервно – психического развития, он не болеет, или болеет всего один раз, не более недели без осложнений; увеличение длины и массы тела соответствуют возрастным показателям.
Особую группу составляют дети из семей гиперопеки. Привыкшие быть в центре внимания взрослых, удовлетворяющих их все прихоти, они оказываются в детском коллективе в очень тяжелом положении. Эти дети как правило часто и долго болеют. К таким детям нужен особый подход, постараться быстрее найти им друзей, разрешать им приносить их любимые игрушки из дома, фотографию мамы.
В период адаптации должен вестись индивидуальный журнал на каждого ребенка, проводится анкетирование родителей, можно завести тетрадь «Гороскоп наших детей» и по всем этим наблюдениям, можно сделать вывод как проходит адаптация у большинства поступивших детей. Опираясь на гороскоп легче найти индивидуальный подход к каждому ребенку, подобрать ему нужную игру, найти друзей по интересам, характерам.
Сгладить адаптационный период также помогают игры, направленные на эмоциональное взаимодействие ребенка с взрослым. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу. Основная задача игр в адаптационный период – наладить доверительные отношения с каждым ребенком, подарить минуты радости малышам, вызвать положительное отношение к детскому саду. Проводятся индивидуальные и фронтальные игры, чтобы не один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием.
Чтобы интересней проходили занятия, можно специально сшить мягкую игрушку, детям интересно будет ее слушать, самим задавать ей вопросы. Можно предложить нанизывать на шнур крупные шарики, колесики от пирамидок; соединять детали крупного конструктора; играть резиновыми игрушками – пищалками. Хороший эффект дают игры с водой, это успокаивает их. Можно проводить с детьми игры с крупой, детям нравится перебирать пальчиками, искать какую – то мелкую игрушку, это так же развивает мелкую мускулатуру рук. Играть с детьми в пальчиковые игры. Маленькие дети забывают про слезы, когда видят свое отражение в зеркале. Чтобы успокоить нервную систему можно включать спокойную музыку или веселые песенки из мультиков.
Каждый малыш в первое время испытывает дискомфорт от всего нового, от размеров группы, спальни – они слишком большие не такие как дома.
Рекомендовать родителям давать ребенку с собой небольшие любимые книжки или альбомчик с фотографиями самого ребенка и носить это в маленькой сумочке. При помощи этих небольших предметов у него происходит общение с взрослыми, с детьми.
Для родителей выставляется в уголок нужная информация; постоянные индивидуальные беседы проводить с каждым родителем, так как в этот период адаптации родители особенно переживают за своих детей.