Екатерина Русина
Повышение уровня адаптационных возможностей посредством метода песочной терапии в группе кратковременного пребывания
▼ Скачать + Заказать документы
Повышение уровня адаптационных возможностей,посредством метода песочной терапии в группе кратковременного пребывания (адаптационной,ранний возраст)
Государственное бюджетное образовательное учреждение ГБОУ СОШ № 1421 дошкольное подразделение 2 г. Москвы имеет одно здание.
Публикация «Повышение уровня адаптационных возможностей посредством метода песочной терапии в группе кратковременного пребывания» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- ГКП. Группы кратковременного пребывания
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песочная терапия
- Темочки
Проектная мощность детского сада рассчитана на 12 групп – 220 воспитанников ( адрес: г. Москва, Васильцовский переулок, д. 4).
В Государственном образовательном учреждении - детском саду № 2612 ЮВОУО (дошкольное подразделение 2) были впервые открыты 2 группы кратковременного в сентябре 2012 года общей численностью 30 человек. Модель этой группы – адаптационная (впоследствии, дети частично переходят в постоянный контингент дошкольного учреждения). В настоящее время в связи с возросшим спросом родителей к вопросам воспитания и развития детей раннего возраста в 2014-2015 уч. году укомплектованы 4 группы кратковременного пребывания общей численностью 70 воспитанников.
За последние несколько лет значительно выросла рождаемость, а соответственно и увеличилось число детей, поступающих в ДОУ. В детском саду функционируют 12 групп, и ежегодно 2-3 группы заполняются вновь прибывшими детьми 2-3 лет. Поэтому проблема привыкания младшего дошкольника к условиям детского сада в настоящее время стоит особенно остро.
Как известно, адаптационные возможности ребенка раннего и младшего дошкольного возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития. От адаптационных возможностей организма зависит, будет ли человек активно искать выход из стрессовой ситуации или пассивно обречет себя на «разрушение».
Если проанализировать педагогическую, психологическую и методическую литературу и практический опыт, то можно сделать вывод, что воспитателям и педагогам-психологам предлагается решение проблемы адаптации только в виде отдельных рекомендаций общего характера перед поступлением ребенка в детский сад.
Практика работы ГБОУ показывает, что в настоящее время необходима целенаправленная организация жизни младшего дошкольника в ДОУ, которая способствовала бы адекватному, безболезненному приспособлению ребенка к новым условиям, позволяла бы формировать положительное отношение к детскому саду, навыки общения, прежде всего со сверстниками. Возникает потребность в создании и разработке целостного набора средств, приемов и методов, совокупность которых бы способствовала эффективному повышению адаптационных возможностей и содействовала снятию стрессового состояния.
Многолетние наблюдения и опыт педагогов доказывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых и является прекрасным психопрофилактическим средством. В детском саду было решено более активно использовать в адаптационный период метод пескотерапии в рамках апробации комплексной психолого-педагогической программы профилактики психоэмоционального напряжения у детей младшего дошкольного возраста. Актуальность проблемы адаптации детей к ДОУ занимает в дошкольной педагогике и психологии ведущее место. Это связано с тем, что детский сад – новый период в жизни ребенка и поступление в него сопряжено с тяжелыми переживаниями, сопровождается изменением поведенческих реакций ребенка
Самая лучшая игрушка для детей – куча песка! Игра ребенка с песком известна с давних времен и представляет собой один из наиболее излюбленных детьми видов творческой активности. Использование методов песочной терапии в работе с детьми первых-вторых младших групп, является самым доступным и естественным способом развития и самотерапии.
Песок имеет замечательное свойство «заземлять» негативную психическую энергию, стабилизировать эмоциональное состояние. Взаимодействуя с песком, повышаются адаптивные возможности ребенка, он быстрее и менее болезненно адаптируется к детскому саду. И это естественно, ведь дети 1,5-3 лет особенно нуждаются в песочнице, так как в ней они «проигрывают» свои чувства и эмоции, которые им пока сложно выражать в силу возрастных особенностей. Создавая «песочные страны», ребёнок входит в диалог с окружающим миром, и взрослый получает уникальную возможность увидеть мир глазами ребёнка и научиться взаимодействовать с этим миром. Все это ведет к сокращению сроков психофизической адаптации.
Система работы по песко-терапии с детьми
ГРУППЫ КРАТКОВРЕМЕННОГО ПРЕБЫВАНИЯ (АДАПТПЦИОННОЙ, РАННИЙ ВОЗРАСТ)
Игра с песком как способ развития и самотерапии ребенка известен с древних времен. Податливость песка будит желание создать из него миниатюрную картину мира. Человек выступает в песочнице как созидатель — один жизненный сюжет меняет другой, следуя законам бытия: все приходит и все уходит, нет ничего такого, что было бы непоправимо разрушено, просто старое превращается в нечто иное, новое. При многократном переживании этого ощущения человек достигает состояния душевного равновесия.
Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Ребенок,, часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное — он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо!
Песок нередко действует на детей как магнит. Их руки сами, неосознанно, начинают пересыпать и просеивать песок, строить тоннели, горы, выкапывать ямки. А если к этому добавить различные игрушки, тогда у малыша появляется собственный мир, где он выдумывает и фантазирует, и, в то же время, учится работать и добиваться цели.
Песок обладает свойством пропускать воду. В связи с этим специалисты утверждают, что он поглощает негативную психическую энергию, взаимодействие с ним очищает энергетику человека, стабилизирует эмоциональное состояние.
Так или иначе, наблюдения и опыт показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых, это делает прекрасным средством для "заботы о душе" именно так переводится термин "психотерапия".
Мокрый песок позволяет лепить грандиозные фигуры без мелких деталей, но очень выразительные по силуэту. Из песка можно делать не только дворцы, но и машины, корабли, различные фигурки - скульптурки, украшая их камешками, ракушками, цветными бусинками.
Принцип и идеи песочной терапии.
Для многих людей облечение мысли в слово трудно, особенно для детей. Но ведь ещё существует язык мимики, жеста, способный тонко выразить ощущения или чувства. Или - в рисунке, пластилине рука как бы выстраивает мосты между внутренним и внешним мирами. Тогда внутренний образ становится зримым во внешнем творении. Этот принцип положен в основу системы работы по пескотерапии.
Основополагающая идея песочной терапии сформулирована так : "Игра с песком предоставляет ребенку возможность избавиться от психологических травм с помощью перенесения вовне, на плоскость песочницы, фантазий и формирования ощущения связи и контроля над своими внутренними побуждениями. Установление связи с бессознательными побуждениями, особенно с архетипом самости, и их выражение в символической форме в значительной мере облегчают здоровое функционирование психики".