Анжелика Павлюченко
Консультация для педагогов «Робототехника в современном ДОО — первый шаг в приобщении дошкольников к техническому творчеству»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для педагогов «Робототехника в современном ДОО – первый шаг в приобщении дошкольников к техническому творч
еству».
Воспитатель МБДОУ48
Павлюченко А. А.
Консультация для педагогов «Робототехника в современном ДОО – первый шаг в приобщении дошкольников к техническому творч
еству».
• Новое Древо
Темочки:
- ИЗО, творчество. Консультации для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Роботы и робототехника. Программирование
- Темочки
• Публикации для педагогов и воспитателей
Сегодня невозможно представить жизнь в современном мире без механических машин, запрограммированных на создание и обработку продуктов питания, пошив одежды, сборку автомобилей, контроль сложных систем управления и т. д. Обществу необходимы социально активные, самостоятельные и творческие люди, способные к саморазвитию.
Одной из сегодняшних проблем в России является: недостаток необходимость введения популяризации профессии инженера.
Особое значение придаётся дошкольному воспитанию и образованию. Ведь именно в этот период закладываются все фундаментальные компоненты становления личности ребёнка.
Дошкольное образование предлагает для детей целый спектр знаний (развитие речи, математика и т. д., но к сожалению на практике остро ощущается необходимость в организации работы по пробуждению интереса к техническому творчеству и первоначальным техническим навыкам. Крайне мало представлено такое направление, как
робототехника. Оно уже очень востребовано и престижно, так как открывает для ребят новые горизонты творчества, секреты изобретения.
Основы современной робототехники дети изучают в процессе освоения лего-конструирования, которое объединяет в себе элементы игры и экспериментирования.
Для освоения детьми лего-конструирования и робототехники необходимо подобрать конструкторы, карточки, схемы для построения моделей, составить тематический план.
Работа по данному направлению не должна обойти стороной и родителей воспитанников. Поддержать инициативу детского сада – самая лучшая похвала! В век современных технологий всю необходимую информацию родители могут получить на сайте дошкольной образовательной организации в виде консультаций, фотоотчетов, полезных ссылок. Актуальным остаются активные формы общения: беседы, открытые просмотры детской деятельности, семинары-практикумы, мастер-классы.
Более подробно остановимся на основных приемах обучения робототехники на I этапе.
Сам процесс работы по реализации робототехнике в ДОО.
необходимость введения популяризации профессии инженера.
Особое значение придаётся дошкольному воспитанию и образованию. Ведь именно в этот период закладываются все фундаментальные компоненты становления личности ребёнка.
Дошкольное образование предлагает для детей целый спектр знаний (развитие речи, математика и т. д., но к сожалению на практике остро ощущается необходимость в организации работы по пробуждению интереса к техническому творчеству и первоначальным техническим навыкам. Крайне мало представлено такое направление, как
робототехника. Оно уже очень востребовано и престижно, так как открывает для ребят новые горизонты творчества, секреты изобретения.
Основы современной робототехники дети изучают в процессе освоения лего-конструирования, которое объединяет в себе элементы игры и экспериментирования.
Для освоения детьми лего-конструирования и робототехники необходимо подобрать конструкторы, карточки, схемы для построения моделей, составить тематический план.
Работа по данному направлению не должна обойти стороной и родителей воспитанников. Поддержать инициативу детского сада – самая лучшая похвала! В век современных технологий всю необходимую информацию родители могут получить на сайте дошкольной образовательной организации в виде консультаций, фотоотчетов, полезных ссылок. Актуальным остаются активные формы общения: беседы, открытые просмотры детской деятельности, семинары-практикумы, мастер-классы.
Более подробно остановимся на основных приемах обучения робототехники на I этапе.
Сам процесс работы по реализации робототехнике в ДОО разделен на три этапа:
- «Познавательно – исследовательский», где дети рассматривают основные компоненты необходимость введения популяризации профессии инженера.
Особое значение придаётся дошкольному воспитанию и образованию. Ведь именно в этот период закладываются все фундаментальные компоненты становления личности ребёнка.
Дошкольное образование предлагает для детей целый спектр знаний (развитие речи, математика и т. д., но к сожалению на практике остро ощущается необходимость в организации работы по пробуждению интереса к техническому творчеству и первоначальным техническим навыкам. Крайне мало представлено такое направление, как
робототехника. Оно уже очень востребовано и престижно, так как открывает для ребят новые горизонты творчества, секреты изобретения.
Основы современной робототехники дети изучают в процессе освоения лего-конструирования, которое объединяет в себе элементы игры и экспериментирования.
Для освоения детьми лего-конструирования и робототехники необходимо подобрать конструкторы, карточки, схемы для построения моделей, составить тематический план.
Работа по данному направлению не должна обойти стороной и родителей воспитанников. Поддержать инициативу детского сада – самая лучшая похвала! В век современных технологий всю необходимую информацию родители могут получить на сайте дошкольной образовательной организации в виде консультаций, фотоотчетов, полезных ссылок. Актуальным остаются активные формы общения: беседы, открытые просмотры детской деятельности, семинары-практикумы, мастер-классы.
Более подробно остановимся на основных приемах обучения робототехники на I этапе.
Сам процесс работы по реализации робототехнике в ДОО разделен на три этапа:
- «Познавательно – исследовательский», где дети рассматривают основные компоненты конструктора, датчики движения в конструкторе
- «Основной», основным аспектом которого является сборка роботов, работа по предложенным схемам.
- «Игровой». Как правило, конструирование по робототехнике завершается игровой деятельностью. Дети используют роботов в сюжетно ролевых играх, в играх-театрализациях.
С целью развития детского конструирования как деятельности, в процессе которой развивается и сам ребенок, исследователи (З. В. Лиштван, В. Г. Нечаева, Л. А. Парамонова, Н. Н. Поддьяков, Ф. Фребель и др.) предложили разные формы организации обучения.
1. Конструирование по образцу. Это показ приемов конструирования игрушки-робота (или конструкции). Педагог предлагает сначала рассмотреть игрушку, выделить основные части. Затем вместе с ребенком выбрать нужные детали конструктора по величине, форме, цвету и только после этого собирать все детали вместе. Все действия сопровождаются разъяснениями и комментариями взрослого. Педагог объясняет, как соединить между собой отдельные части робота (конструкции). В данном приёме «Конструирование по образцу» развиваются коммуникативные способности, а именно: умение вести диалог, договариваться между собой, находить оптимальное решение.
2. Конструирование по модели. В модели многие элементы, которые её состав необходимость введения популяризации профессии инженера.
Особое значение придаётся дошкольному воспитанию и образованию. Ведь именно в этот период закладываются все фундаментальные компоненты становления личности ребёнка.
Дошкольное образование предлагает для детей целый спектр знаний (развитие речи, математика и т. д., но к сожалению на практике остро ощущается необходимость в организации работы по пробуждению интереса к техническому творчеству и первоначальным техническим навыкам. Крайне мало представлено такое направление, как
робототехника. Оно уже очень востребовано и престижно, так как открывает для ребят новые горизонты творчества, секреты изобретения.
Основы современной робототехники дети изучают в процессе освоения лего-конструирования, которое объединяет в себе элементы игры и экспериментирования.
Для освоения детьми лего-конструирования и робототехники необходимо подобрать конструкторы, карточки, схемы для построения моделей, составить тематический план.
Работа по данному направлению не должна обойти стороной и родителей воспитанников. Поддержать инициативу детского сада – самая лучшая похвала! В век современных технологий всю необходимую информацию родители могут получить на сайте дошкольной образовательной организации в виде консультаций, фотоотчетов, полезных ссылок. Актуальным остаются активные формы общения: беседы, открытые просмотры детской деятельности, семинары-практикумы, мастер-классы.
Более подробно остановимся на основных приемах обучения робототехники на I этапе.
Сам процесс работы по реализации робототехнике в ДОО разделен на три этапа:
- «Познавательно – исследовательский», где дети рассматривают основные компоненты конструктора, датчики движения в конструкторе
- «Основной», основным аспектом которого является сборка роботов, работа по предложенным схемам.
- «Игровой». Как правило, конструирование по робототехнике завершается игровой деятельностью. Дети используют роботов в сюжетно ролевых играх, в играх-театрализациях.
С целью развития детского конструирования как деятельности, в процессе которой развивается и сам ребенок, исследователи (З. В. Лиштван, В. Г. Нечаева, Л. А. Парамонова, Н. Н. Поддьяков, Ф. Фребель и др.) предложили разные формы организации обучения.
1. Конструирование по образцу. Это показ приемов конструирования игрушки-робота (или конструкции). Педагог предлагает сначала рассмотреть игрушку, выделить основные части. Затем вместе с ребенком выбрать нужные детали конструктора по величине, форме, цвету и только после этого собирать все детали вместе. Все действия сопровождаются разъяснениями и комментариями взрослого. Педагог объясняет, как соединить между собой отдельные части робота (конструкции). В данном приёме «Конструирование по образцу» развиваются коммуникативные способности, а именно: умение вести диалог, договариваться между собой, находить оптимальное решение.
2. Конструирование по модели. В модели многие элементы, которые её составляют, скрыты. Ребенок должен определить самостоятельно, из каких частей нужно собрать робота (конструкцию). В качестве модели можно предложить фигуру (конструкцию) из картона или представить ее на картинке или на интерактивной доске в виде силуэта. Ребёнок узнаёт картинку, выделяет скрытые элементы и приступает к сборке конструкции. При конструировании по модели активизируется аналитическое и образное мышление.
3. Конструирование по заданным условиям. Ребенку предлагается комплекс условий, которые он должен выполнить без показа приемов работы. То есть, способов конструирования педагог не дает, а только говорит о практическом применении робота. Дети продолжают учиться анализировать образцы готовых поделок, выделять в них существенные признаки, группировать их по сходству основных признаков, понимать, что различия основных признаков по форме и размеру зависят от назначения (заданных условий) конструкции. Педагог загадывает загадку о предмете, отгадав её, ребёнок рисует. Затем он выделяет основные признаки предмета и выбирает, из каких деталей необходимо построить конструкцию. В данном случае развиваются творческие способности дошкольника. При освоении всех выше перечисленных приёмов обучения робототехнике, далее происходит усложнение работы в конструировании с использованием лего – технологий.
4. Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам. На начальном этапе конструирования схемы должны быть достаточно просты и подробно расписаны в рисунках. При помощи схем у детей формируется умение не только строить, но и выбирать верную последовательность действий. Впоследствии ребенок может не только конструировать по схеме, но и наоборот, — по наглядной конструкции (представленной игрушке-роботу) рисовать схему. Либо определить самостоятельно последовательность построения конструкции. То есть, дошкольники учатся самостоятельно определять этапы будущей постройки и анализировать ее.
5. Конструирование по замыслу. Освоив предыдущие приемы робототехники, ребята могут конструировать по собственному замыслу. Теперь они сами определяют тему конструкции, требования, которым она должна соответствовать, и находят способы её создания. В конструировании по замыслу творчески используются знания и умения, полученные ранее. Развивается не только мышление детей, но и познавательная самостоятельность, творческая активность. Дети свободно экспериментируют со строительным материалом. Постройки (роботы) становятся более разнообразными и динамичными. В случае затруднении ребенок может обратиться за помощью к педагогу.
6. Конструирование по теме. Детям предлагают общую тематику конструкций, и они сами создают замыслы конкретных построек, поделок, выбирают материал и способы их выполнения. Эта форма конструирования очень близка по своему характеру конструированию по замыслу, с той лишь разницей, что замыслы детей здесь ограничиваются определенной темой. Основная цель организации конструирования по заданной теме - актуализация и закрепление знаний и умений, а также переключение детей на новую тематику.
Таким образом, последовательно, шаг за шагом, в виде разнообразных игровых и экспериментальных действий дети развивают свои технические навыки, логическое мышление, у них формируется умение пользоваться схемами, инструкциями, чертежами.
В качестве результатов работы на начальном этапе внедрения робототехники в ДОО предполагается:
- выставки детских работ как самостоятельных, так и совместных с родителями и педагогами;
- конкурсы между группами на лучшую тематическую постройку, на лучшую развивающую предметно – пространственную среду в группе по направлению робототехника;
- проекты внутри группы, образовательной организации;
- совместные мероприятия с учащимися начальной школы и Центра внешкольной работы;
- выпуск рекламных буклетов и презентаций о лего-конструировании в ДОО;
- семинары и мастер – классы для педагогов других ДОУ, родителей;
- фотоотчёты, консультации на сайте детского сада.
Целенаправленная и систематическая работа в ДОО по данному направлению даст возможность развить технические навыки и умения воспитанников; становление эстетического отношения к окружающему миру; реализация самостоятельной творческой деятельности детей.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Калугина В. А. Основы лего-конструирования : методические рекомендации / В. А. Калугина, В. А. Тавберидзе, В. А. Воробьева — Курган: ИРОСТ, 2012
2. Халамов В. Н. Робототехника в образовании / В. Н. Халамов. — Всерос. уч. -метод. центр образоват. Робототехники, 2013.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. № 1155. Министерство образования и науки РФ от 28.02.2014 г. № 08-249 комментарии к ФГОС ДО.