Алена Пуртова
Консультация для воспитателей «Логоритмика — зачем нужна»
▼ Скачать + Заказать документы
Логоритмика : зачем нужна?
Люди давно заметили, что движение имеет целебный эффект. Устал – пройдись по парку! Подводят нервы – побегай! Нет сил – сделай зарядку! А если движение сопровождается речью или пением – эффект будет усилен во много раз. Врачи не раз говорили о взаимосвязи движения и здоровья: исследования середины прошлого века подтвердили, что регулярные движения в определенном ритме улучшают самочувствие, поднимают настроение и даже могут побороть самые разные заболевания. Так появилась логоритмика — специализированная логопедическая методика, помогающая речевому развитию детей.
Публикация «Консультация для воспитателей „Логоритмика — зачем нужна“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Логоритмика. Логоритмические занятия
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
Как известно, речь – это сложный процесс, в котором задействованы сразу несколько "элементов" : дыхание, работа ротовой полости, взаимодействие нервной системы и органов восприятия. И сбой хотя бы одной из этих составляющих, как правило, вызывает неполадки в работе всего механизма. Благодаря логоритмике можно восстановить целостность системы и сделать ее работу более стабильной.
Среди преимуществ, которые дает логоритмика, стоит отметить то, что она тренируют память, внимание и восприятие (особенно слуховое) и крайне положительно влияют на физическое состояние ребенка, помогая ему усвоить правильные двигательные навыки.
В результате логоритмических занятий реализуются следующие задачи:
• уточнение артикуляции;
• развитие фонематического восприятия;
• расширение лексического запаса;
• развитие слухового внимания и двигательной памяти;
• совершенствование общей и мелкой моторики;
• выработка четких, координированных движений во взаимосвязи с речью;
• развитие мелодико-интонационных и просодических компонентов;
• творческой фантазии и воображения.
Занятия логоритмикой также развивает моторику (общую и тонкую, речевое дыхание и нормализуют мышечный тонус. Кроме того, она является отличным "регулятором" психоэмоционального состояния малышей: легковозбудимых детей она успокаивает, а медлительных, наоборот, активирует.
В занятия включаются пальчиковые игры или массаж пальцев, гимнастика для глаз, различные виды ходьбы и бега под музыку, стихотворения, сопровождаемые движениями, логопедическая гимнастика, мимические упражнения, а также могут быть упражнения на релаксацию под музыку, чистоговорки, речевые и музыкальные игры.
Можно выделить несколько ситуаций, когда логоритмика будет особенно эффективна. К ним относятся случаи, когда:
• у малыша есть заикание или наследственная предрасположенность к нему;
• ребенок отличается чересчур быстрой/медленной или прерывистой речью;
• у крохи недостаточно развита моторика и координация движений;
• карапуз часто болеет;
• для ребенка характерна дизартрия, задержки развития речи, нарушения произношения отдельных звуков;
• для малышей, находящихся в периоде интенсивного формирования речи (как правило, это возраст от 2,5 до 4 лет).
Если ребенок 2 лет не говорит или говорит плохо- есть смысл попробовать заниматься логоритмикой. В этом возрасте очень трудно осуществлять логопедическое воздействие- ребенок быстро утомляем, не может выполнять артикуляционную гимнастику и т. д. Детям более старшего возраста, уже занимающихся с логопедом, логоритмика тоже может помочь в плане закрепления звуков, отработки плавности речи, улучшения двигательной координации, обучения коммуникативным навыкам.
Интенсивное становление речи происходит у детей, начиная с трех лет. Логоритмика для малышей помогает не только ее развитию, а еще и укрепляет мышечный аппарат, формирует правильное дыхание. Благодаря синхронизации движений с текстом данная методика позволяет сформировать основы фонематического слуха, темпа речи. В становлении правильной осанки и развитии двигательной координации она также играет далеко не последнюю роль.
Раннее развитие речи ребенка - в настоящее время редкость. Если еще двадцать лет назад большинство детей в возрасте полутора-двух лет с выражением рассказывали небольшие стихи, то сегодня подобных ребят очень мало. Основная масса малышей начинает более-менее связно говорить лишь к трем годам. Объяснений, почему это происходит, нет. Возможно, потому, что модным стало развивать детей с пеленок, хвастаться тем, что уже в 4 года сын или дочка выполняют простейшие математические действия и бегло читают. В дошкольном периоде у ребенка развивается правое полушарие головного мозга, а за связи между буквами отвечает левое. Стало быть, интенсивно развивая не то что следует, родители добиваются, что в дальнейшем у ребенка могут появиться проблемы: он будет отлично читать, но не сможет выполнить звуко-буквенный анализ, найти причинно-следственные связи.
Логоритмика для малышей помогает выразительности мимических движений, учит детей распознавать и показывать эмоциональные состояния, синхронизируя их с музыкой. Она является как методом профилактического, так и коррекционного воздействия.