МААМ-картинки

Консультация для воспитателей «Формирование у дошкольников умения устанавливать причинно-следственные связи»

Халюкова Елена Викторовна
Консультация для воспитателей «Формирование у дошкольников умения устанавливать причинно-следственные связи»
▼ Скачать + Заказать документы

Российская Федерация

Комитет по образованию администрации городского округа «Город Калининград»

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

города Калининграда детский сад № 100

Консультация для воспитателей

«Формирование у дошкольников умения устанавливать причинно-следственные связи»

Цель: ознакомление педагогов с приемами и средствами формирования у дошкольников умения устанавливать причинно-следственные связи.

Публикация «Консультация для воспитателей „Формирование у дошкольников умения устанавливать причинно-следственные связи“» размещена в разделах

Задачи: познакомить с методикой поэтапного развития умственных действий: установлением причинно-следственные связей и отношений; представить комплекс игровых техник для развития умения устанавливать причинно-следственные связи.

Перед тем как рассматривать непосредственно методы установления причинно-следственных связей, необходимо уяснить себе понятие «причины» и «следствия».

На слайд: Причины – явление или процессы, вызывающие, обусловливающее возникновение или изменения другого явления.

Причиной называют такое явление, процесс или предмет, который уже в силу своего существования вызывает определенные изменения окружающего мира. Причина характеризуется тем, что всегда предшествует результату. Она лежит как бы в основе последствия. Так, ни одно следствие невозможно представить себе без причины, ведь последняя является своего рода отправной точкой.

На слайд: Следствие - то, что вытекает, следует из чего-л., вывод или результат, последствие.

Следствие— это то, что влечет за собой причина; оно всегда вторично и зависимо, определяемо ей. Именно на таком соотношении причины и следствия построен профессиональный процесс многих людей. Пожарные, спасатели, сотрудники правоохранительных органов, прежде чем приступить к работе, вначале ищут причину.

Таким образом, причиной называется такая объективная связь между двумя явлениями, когда одно из них вызывает другое — следствие.

На слайд: методы установления причинно-следственных связей метод сходства, метод различия, метод сопутствующих изменений и метод остатков.

Раскрытие причинной связи между явлениями представляет собой сложный многогранный процесс, включающий разнообразные логические средства и способы познания. В логике разработано несколько методов установления причинной связи между явлениями. Из этих методов чаще всего используются четыре:

метод сходства,

метод различия,

метод сопутствующих изменений,

метод остатков.

Алгоритм действия установления причинно – следственных связей и отношений

1. установление прямой зависимости между объектами и явлениями на основе непосредственного их восприятия в данный момент или оперировании опытом, рассуждения;

2. определение обратных связей;

3. определение скрытых прямых и обратных зависимостей на основе рассуждений и умозаключений;

4. прогнозирование возможных причин и следствий различных событий;

5. выстраивание цепочек причинно–следственных связей между объектами или явлениями на основе рассуждений и моделирования.

Формирование умения установления причинно–следственных связей и отношений у детей по возрастам

Младший дошкольный возраст

Младший дошкольник способен видеть и понимать причину и следствие в основном реально происходящих событий, воспринимаемых ребёнком в данный период времени.

Необходимо развивать

умение замечать изменения в состоянии объекта при его взаимодействии с другими,

способность понимать и объяснять прямые и обратные причинно – следственные связи и отношения.

Средний дошкольный возраст

Закрепляются умения:

выявлять и объяснять причинно – следственные зависимости между внешне выраженными изменениями в воспринимаемых объектах,

делать выводы и объяснять их.

Можно начать развивать у детей умение обнаруживать и объяснять скрытые причинно – следственные связи.

Дети уже умеют анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать объекты и явления.

Формирование у маленького ребенка мыслительных операций причинно-следственного характера необходимо начинать с 2-2,5 лет. Процесс этот сложный. Для формирования умение устанавливать причинно-следственные связи объектов и явлений необходим системный подход.

Младший дошкольник способен видеть и понимать причину и следствие в основном реально происходящих событий, воспринимаемых ребенком в данный период времени. Этим обстоятельством и продиктована главная задача в работе с детьми младшего дошкольного возраста — формировать умение замечать изменения в состоянии объекта при его взаимодействии с другими, развивать способность понимать и объяснять прямые и обратные причинно-следственные связи и отношения.

Очень важно обогащать чувственный опыт ребенка, организуя различные формы практической деятельности: опыты, экспериментирование, непосредственное взаимодействие с предметами окружающего мира.

Для понимания отношений и связи между явлениями, событиями, предметами необходим определенный опыт. В младшем дошкольном возрасте ребенок, включаясь в различные ситуации деятельности, общения и взаимодействия с окружающими, постепенно накапливает опыт представлений о причинах событий и явлений. Поэтому вначале воспитатель активно помогает детям объяснить некоторые очевидные взаимосвязи между объектами и явлениями: ночь наступила — куклам пора спать; на улице мороз — надо одеваться теплее; мишка заболел — надо обратиться к врачу и полечить его.

Для решения развивающих задач важно использовать любую педагогическую ситуацию. Например, дети одеваются на прогулку. Воспитатель напоминает им последовательность одевания и спрашивает, почему удобнее сначала надеть колготки, штанишки, сапожки, а уже затем — кофточку, пиджачок, шапку. С одной стороны, дети таким образом усваивают последовательность одевания, а с другой — устанавливают причинно-следственные связи между порядком и определенной последовательностью одевания. То же самое можно обсудить с детьми и о порядке раздевания.

Трехлетний ребенок способен обнаружить не только внешне представленные прямые отношения между объектами, но и простые скрытые связи, если объекты или явления ему знакомы. Он, вероятно, догадается (или ему поможет воспитатель, почему взрослый легко поднимает коробку со строительным материалом для игр, а он не может; почему палочка на песке оставляет след, а на бумаге нет и т. д.

Для закрепления у детей умения устанавливать причинные зависимости в явлениях природы и объяснять их может быть использована игра «Когда это бывает?». Однако акцент в ней следует делать не на закреплении знаний о временах года, а на поиске взаимосвязи времени года и изменений в природе и объяснении ее детьми.

Интеллектуальное развитие детей во многом обусловлено их индивидуальными особенностями. Овладение причинно-следственными связями и зависимостями протекает у каждого ребенка по индивидуальному пути. Это связано не только с индивидуальными особенностями детей, но и содержанием и характером их личного опыта — знаний, представлений и способов взаимодействия с окружающим миром предметов и явлений. Часть детей с трудом улавливает взаимосвязи и взаимозависимости. Частично задача снятия затруднения решается в процессе формировании у детей действий анализа и синтеза и сравнения. Поэтому индивидуальная работа с отдельным ребенком направлена, прежде всего, на оказание ему помощи в овладении умением вычленять и называть признаки предметов и явлений и сравнивать их между собой.

СРЕДНИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТВ средней группе закрепляются умения детей выявлять и объяснять причинно-следственные зависимости между внешне выраженными изменениями в воспринимаемых объектах, делать выводы и объяснять их. В связи с тем, что у ребенка 4—5 лет уже имеется достаточный объем представлений, на основе которых он способен решать конкретные задачи, в том числе и определение причин событий, в среднем дошкольном возрасте можно формировать у детей умение обнаруживать и объяснять скрытые причинно-следственные связи.

В процессе организации различных видов познавательной деятельности — экскурсий, наблюдений за природой, бесед, чтения — воспитатель не только обогащает их знания, но и активно привлекает к выявлению связей между объектами, способствует пониманию того, что в окружающем мире постоянно происходят взаимосвязанные изменения.

Публикации по теме:

Формирование умения чистки зубов. Дидактическая игра «Кроко чистит зубки» и пособие к игреФормирование умения чистки зубов. Дидактическая игра «Кроко чистит зубки» и пособие к игре Формирование умения чистки зубов В период формирования умений чистки зубов используется в большей степени практический прием – упражнение,.

Консультация для родителей «Навыки и умения, необходимые ученику 1 класса» Навыки и умения необходимые ученику 1 класса. Через несколько месяцев наши дети пойдут в школу. Готовить к этой ответственной поре жизни-значит.

Консультация для воспитателей «Формирование игровой деятельности детей раннего возраста»Консультация для воспитателей «Формирование игровой деятельности детей раннего возраста» В 1 младшей группе (третий год жизни) мы уделяем большое внимание формированию самостоятельной, более развернутой сюжетной игре детей с.

Консультация для воспитателей «Формирование представлений о зимних видах спорта у дошкольников»Консультация для воспитателей «Формирование представлений о зимних видах спорта у дошкольников» Прежде чем, рассказать о формах работы с дошкольниками по формированию представлений о зимних видах спорта, нужно пояснить, что же такое.

Консультация для воспитателей «Формирование экологической культуры у детей при проведении акции «Нет весенним палам!»Консультация для воспитателей «Формирование экологической культуры у детей при проведении акции «Нет весенним палам!» Сегодня я хочу привлечь внимание детей и взрослых к проблемам окружающей среды, в частности, к весенним поджогам травы. Самые распространенные.

Консультация для воспитателей логопедических групп «Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста» «Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста». Своевременное формирование грамматического строя речи ребенка – важнейшее.

Консультация для воспитателей «Экологическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Экологическое воспитание дошкольников» Экологическое воспитание дошкольников. Экологическое воспитание дошкольников по ФГОС — это непрерывный процесс развития детей, направленный.

Консультация музыкального руководителя «Формирование экологической культуры дошкольников через музыкальное воспитание» В начале хочется познакомить вас с высказыванием весликого педагога В. А. Сухомлинского: " Красота музыки имеет своим источником красоту окружающего.

Консультация «О воспитании у детей желания и умения преодолевать трудности» .

Сообщение для воспитателей «Организация предметно-развивающей среды ДОУ в связи с введением ФГОС» Педагоги и психологи утверждают, что на развитие ребёнка оказывают влияние: наследственность, среда и воспитание. Период от рождения до.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Формирование у дошкольников умения устанавливать причинно-следственные связи»
Опубликовано: 7 мая 2021 в 00:46
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей «Формирование у дошкольников умения устанавливать причинно-следственные связи»» (включая файлы) размещена пользователем Халюкова Елена Викторовна (УИ 1505748) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 декабря. День зимовья зверей

 С наступлением зимней поры изменения происходят не только в природе, но и в жизни птиц и зверей. Все дикие животные выработали свои способы пережить холод и голод долгой зимы.

6 декабря. День памяти великого князя Александра Невского. Передвижка

ИмяАлександра Невского— одно из самых славных в истории нашей страны. Его жизнь и ратные подвиги могут служить лучшим примером для подрастающего поколения.




РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД