Халюкова Елена Викторовна
Консультация для воспитателей «Формирование у дошкольников умения устанавливать причинно-следственные связи»
▼ Скачать + Заказать документы
Российская Федерация
Комитет по образованию администрации городского округа «Город Калининград»
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
города Калининграда детский сад № 100
Консультация для воспитателей
«Формирование у дошкольников умения устанавливать причинно-следственные связи»
Цель: ознакомление педагогов с приемами и средствами формирования у дошкольников умения устанавливать причинно-следственные связи.
Публикация «Консультация для воспитателей „Формирование у дошкольников умения устанавливать причинно-следственные связи“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Задачи: познакомить с методикой поэтапного развития умственных действий: установлением причинно-следственные связей и отношений; представить комплекс игровых техник для развития умения устанавливать причинно-следственные связи.
Перед тем как рассматривать непосредственно методы установления причинно-следственных связей, необходимо уяснить себе понятие «причины» и «следствия».
На слайд: Причины – явление или процессы, вызывающие, обусловливающее возникновение или изменения другого явления.
Причиной называют такое явление, процесс или предмет, который уже в силу своего существования вызывает определенные изменения окружающего мира. Причина характеризуется тем, что всегда предшествует результату. Она лежит как бы в основе последствия. Так, ни одно следствие невозможно представить себе без причины, ведь последняя является своего рода отправной точкой.
На слайд: Следствие - то, что вытекает, следует из чего-л., вывод или результат, последствие.
Следствие— это то, что влечет за собой причина; оно всегда вторично и зависимо, определяемо ей. Именно на таком соотношении причины и следствия построен профессиональный процесс многих людей. Пожарные, спасатели, сотрудники правоохранительных органов, прежде чем приступить к работе, вначале ищут причину.
Таким образом, причиной называется такая объективная связь между двумя явлениями, когда одно из них вызывает другое — следствие.
На слайд: методы установления причинно-следственных связей метод сходства, метод различия, метод сопутствующих изменений и метод остатков.
Раскрытие причинной связи между явлениями представляет собой сложный многогранный процесс, включающий разнообразные логические средства и способы познания. В логике разработано несколько методов установления причинной связи между явлениями. Из этих методов чаще всего используются четыре:
метод сходства,
метод различия,
метод сопутствующих изменений,
метод остатков.
Алгоритм действия установления причинно – следственных связей и отношений
1. установление прямой зависимости между объектами и явлениями на основе непосредственного их восприятия в данный момент или оперировании опытом, рассуждения;
2. определение обратных связей;
3. определение скрытых прямых и обратных зависимостей на основе рассуждений и умозаключений;
4. прогнозирование возможных причин и следствий различных событий;
5. выстраивание цепочек причинно–следственных связей между объектами или явлениями на основе рассуждений и моделирования.
Формирование умения установления причинно–следственных связей и отношений у детей по возрастам
Младший дошкольный возраст
Младший дошкольник способен видеть и понимать причину и следствие в основном реально происходящих событий, воспринимаемых ребёнком в данный период времени.
Необходимо развивать
умение замечать изменения в состоянии объекта при его взаимодействии с другими,
способность понимать и объяснять прямые и обратные причинно – следственные связи и отношения.
Средний дошкольный возраст
Закрепляются умения:
выявлять и объяснять причинно – следственные зависимости между внешне выраженными изменениями в воспринимаемых объектах,
делать выводы и объяснять их.
Можно начать развивать у детей умение обнаруживать и объяснять скрытые причинно – следственные связи.
Дети уже умеют анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать объекты и явления.
Формирование у маленького ребенка мыслительных операций причинно-следственного характера необходимо начинать с 2-2,5 лет. Процесс этот сложный. Для формирования умение устанавливать причинно-следственные связи объектов и явлений необходим системный подход.
Младший дошкольник способен видеть и понимать причину и следствие в основном реально происходящих событий, воспринимаемых ребенком в данный период времени. Этим обстоятельством и продиктована главная задача в работе с детьми младшего дошкольного возраста — формировать умение замечать изменения в состоянии объекта при его взаимодействии с другими, развивать способность понимать и объяснять прямые и обратные причинно-следственные связи и отношения.
Очень важно обогащать чувственный опыт ребенка, организуя различные формы практической деятельности: опыты, экспериментирование, непосредственное взаимодействие с предметами окружающего мира.
Для понимания отношений и связи между явлениями, событиями, предметами необходим определенный опыт. В младшем дошкольном возрасте ребенок, включаясь в различные ситуации деятельности, общения и взаимодействия с окружающими, постепенно накапливает опыт представлений о причинах событий и явлений. Поэтому вначале воспитатель активно помогает детям объяснить некоторые очевидные взаимосвязи между объектами и явлениями: ночь наступила — куклам пора спать; на улице мороз — надо одеваться теплее; мишка заболел — надо обратиться к врачу и полечить его.
Для решения развивающих задач важно использовать любую педагогическую ситуацию. Например, дети одеваются на прогулку. Воспитатель напоминает им последовательность одевания и спрашивает, почему удобнее сначала надеть колготки, штанишки, сапожки, а уже затем — кофточку, пиджачок, шапку. С одной стороны, дети таким образом усваивают последовательность одевания, а с другой — устанавливают причинно-следственные связи между порядком и определенной последовательностью одевания. То же самое можно обсудить с детьми и о порядке раздевания.
Трехлетний ребенок способен обнаружить не только внешне представленные прямые отношения между объектами, но и простые скрытые связи, если объекты или явления ему знакомы. Он, вероятно, догадается (или ему поможет воспитатель, почему взрослый легко поднимает коробку со строительным материалом для игр, а он не может; почему палочка на песке оставляет след, а на бумаге нет и т. д.
Для закрепления у детей умения устанавливать причинные зависимости в явлениях природы и объяснять их может быть использована игра «Когда это бывает?». Однако акцент в ней следует делать не на закреплении знаний о временах года, а на поиске взаимосвязи времени года и изменений в природе и объяснении ее детьми.
Интеллектуальное развитие детей во многом обусловлено их индивидуальными особенностями. Овладение причинно-следственными связями и зависимостями протекает у каждого ребенка по индивидуальному пути. Это связано не только с индивидуальными особенностями детей, но и содержанием и характером их личного опыта — знаний, представлений и способов взаимодействия с окружающим миром предметов и явлений. Часть детей с трудом улавливает взаимосвязи и взаимозависимости. Частично задача снятия затруднения решается в процессе формировании у детей действий анализа и синтеза и сравнения. Поэтому индивидуальная работа с отдельным ребенком направлена, прежде всего, на оказание ему помощи в овладении умением вычленять и называть признаки предметов и явлений и сравнивать их между собой.
СРЕДНИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТВ средней группе закрепляются умения детей выявлять и объяснять причинно-следственные зависимости между внешне выраженными изменениями в воспринимаемых объектах, делать выводы и объяснять их. В связи с тем, что у ребенка 4—5 лет уже имеется достаточный объем представлений, на основе которых он способен решать конкретные задачи, в том числе и определение причин событий, в среднем дошкольном возрасте можно формировать у детей умение обнаруживать и объяснять скрытые причинно-следственные связи.
В процессе организации различных видов познавательной деятельности — экскурсий, наблюдений за природой, бесед, чтения — воспитатель не только обогащает их знания, но и активно привлекает к выявлению связей между объектами, способствует пониманию того, что в окружающем мире постоянно происходят взаимосвязанные изменения.