Елена Пономарева
Консультация для воспитателей «Что такое фонематический слух и как его развивать?»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для воспитателей на тему :
«Что такое фонематический слух и как его развивать?»
«Правильная для слуха речь –
своего рода музыка».
Аристотель
Фонематический слух – умение слышать и различать звуки родного языка в потоке речи в различном линейном порядке (нос-сон, вдох-вход, в словах близких по звучанию, но разных по смыслу (капля-цапля, кит-кот).
Публикация «Консультация для воспитателей „Что такое фонематический слух и как его развивать?“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие фонематического слуха
- Темочки
Фонематический слух имеет большое значение для полноценного освоения звуковой структуры речи ребенка. Фонематический слух является основой для понимания смысла сказанного. Ведь заменив даже один звук в слове, мы можем получить совершенно иное его значение: «коза-коса», «дом-том», «бочка-почка». У детей формирование фонематического слуха происходит при восприятии устной речи окружающих и, одновременно, при собственном проговаривании слов в соответствии с воспринимаемыми образцами, при помощи которых выделяются и обобщаются различные признаки фонем.
Для детей с недостаточно развитым фонематическим слухом характерно снижение слухового внимания и искажённое восприятие чужой и своей речи. Некоторые из них с трудом различают неречевые звуки. Эти недостатки мешают правильному пониманию речи как самим говорящим, так и слушающим. К тому же теряется и смысл высказывания. При обучении чтению и письму ошибки становятся более явные. Трудности в первую очередь связаны с путаницей звуков, сложностью слияния звуков в слоги, а в дальнейшем и слиянием слогов в слова. Отсюда идёт побуквенное чтение, послоговое чтение и ряд других проблем, а в письменной речи появляются постоянные орфографические ошибки.
Развитие фонематического слуха у всех детей происходит очень индивидуально. Наиболее чувствительным периодом является возраст до двух лет. В это время родители, которые много и правильно разговаривают, читают простые детские стихи, чистоговорки, понятные по смыслу ребенку данного возраста, незаметно для себя развивают его фонематический слух. Примерно к началу третьего года жизни ребенок приобретает способность различать на слух все звуки речи, и, по мнению известных исследователей речевого слуха детей, фонематический слух ребенка оказывается достаточно сформированным. К четырем годам в норме ребенок должен дифференцировать все звуки, т. е. у него должно быть сформировано фонематическое восприятие. Фонематические процессы у детей к пяти годам совершенствуются: они узнают звук в потоке речи, могут подобрать слово на заданный звук. К шести годам дети способны правильно произносить все звуки родного языка и слова различной слоговой структуры. Хорошо развитый фонематический слух позволяет ребенку выделить слоги или слова с заданным звуком из группы других слов, дифференцировать близкие по звучанию фонемы.
Как же фонематический слух развивать?
Упражнения по развитию фонематического слуха построены по принципу от простого к сложному.
Выделяют несколько этапов работы по развитию фонематического слуха.
1 этап. Узнавание неречевых звуков.
Различение на слух неречевых звуков является фундаментом и основой развития фонематического слуха.
Игра «Угадай, что звучало». Внимательно послушайте с ребенком шум воды, шелест газеты, звон ложек, скрип двери и другие бытовые звуки. Предложите ребенку закрыть глаза и отгадать – что это звучало?
Игра «Шумящие мешочки». Вместе с малышом насыпьте мешочки или коробочки крупу, пуговицы, скрепки и т. д. Ребенок должен угадать по звуку потряхиваемого мешочка, что у него внутри.
Игра «Волшебная палочка». Взяв карандаш или палку любого назначения, постучите ею по разным предметам в доме. Волшебная палочка заставит звучать вазу, стол, стену, миску…
Игра «Жмурки». Ребенку завязывают глаза, и он двигается в сторону звенящего колокольчика, бубна, свистка.
Игра «Где позвонили?». Ребенок закрывает глаза. Взрослый звенит колокольчиком в стороне от ребенка (слева, справа, сзади). Ребенок поворачивается лицом к тому месту, откуда слышен звук и, не открывая глаза, рукой показать направление звука.
Игра «Похлопаем». Ребенок повторяет ритмический рисунок хлопков. Например - два хлопка, пауза, один хлопок, пауза, два хлопка. В усложненном варианте малыш повторяет ритм с закрытыми глазами.
Игра «Угадай, что делать». Ребенку дают в руки два флажка. Если педагог громко звенит бубном, ребенок поднимает флажки вверх и машет ими, если тихо – держит руки на коленях.
Игра «Угадай, кто идет». Педагог показывает ребенку картинки цапли и воробья и объясняет, что цапля ходит важно и медленно, а воробей прыгает быстро. Затем он медленно стучит в бубен, а ребенок ходит, как цапля. Когда педагог быстро стучит в бубен, ребенок прыгает, как воробей.
2 этап. Различение звуков речи по тембру, силе и высоте.
Игра «Узнай свой голос». Запишите на кассету голоса близких людей и голос самого ребенка. Попросите его угадать – кто говорит.
Игра «Кто кричит?». Учите ребенка различать речевые звуки. Необходимо иметь игрушки животных и птиц или предметные картинки с их изображением (кошка, собака, корова, гусь, петух и т. д). Взрослый воспроизводит звукоподражание за ширмой или прикрывая лицо, чтобы не было видно артикуляции, а ребенок показывает, кто так кричит.
Игра «Теремок». Постройте вместе с ребенком домик из конструктора. Возьмите игрушки разных животных и птиц (мышка, ослик, лошадка, цыпленок и т. д.). Воспроизводите звукоподражания голосам животных или птиц, а ребенок будет отгадывать, кого поселить в домик. Если малыш правильно отгадал, то берет игрушку и помещает ее в домик.
Игра «Родители — детки». Учите ребенка различать высоту голоса. Необходимо иметь игрушки животных и их детенышей или предметные картинки с их изображением. Взрослый воспроизводит звукоподражание взрослых животных низким голосом, а детенышей высоким. Лицо необходимо прикрыть ширмой или листом бумаги. Ребенок отгадывает, кто так голос подает, указывая на необходимую игрушку или картинку.
Игра «Далеко — близко». Необходимо иметь картинки (можно нарисовать на листе бумаги) : большой самолет — маленький самолет. Взрослый издает звук «у» громко, показывая на большой самолет, объясняет, что самолет летит близко. Затем произносит звук «у» тихо, показывая на маленький самолет, объясняет, что самолет летит далеко. После этого взрослый прикрывает лицо ширмой или листом бумаги и произносит звук «у», то громко, то тихо, а ребенок отгадывает, далеко летит самолет или близко, показывая соответствующую картинку. Картинки можно менять (большой теплоход—маленький теплоход, большой поезд — маленький поезд).
Игра «Угадай-ка». У ребенка картинки с изображением волка, младенца и птички. Взрослый объясняет: «Волк воет: у-у-у», «Младенец плачет: а-а-а», «Птичка поет: и-и-и». Затем просит ребенка показать картинку, соответствующую произносимому взрослым звуку (выберите из приложения).
Игра «Громко-тихо». Договоритесь, что ребенок будет выполнять определенные действия, когда вы произносите слова громко и когда тихо. Есть похожий вариант игры – «далеко-близко». Вы говорите слово громко, ребенок отвечает – близко. Говорите слово тихо, ребенок отвечает – далеко.
Игра «Три медведя». Ребенок отгадывает за кого из персонажей сказки говорит взрослый. Более сложный вариант – ребенок сам говорит за трех медведей, изменяя высоту голоса.
3 этап. Различение слов, близких по своему звуковому составу.
Игра 1. «Слушай и выбирай». Перед ребенком картинки со сходными по звучанию словами (ком, сом, лом, дом). Взрослый называет предмет, а ребенок поднимает соответствующую картинку.
Игра 2. «Слушай и выбирай». Перед ребенком картинки с предметами, названия которых близки по звучанию: мышка — мишка, губы — зубы, утята — котята, суп — зуб, дом — дым, тень — день, лед — мед, батон — бутон, майка — гайка, будка — дудка. Ребенку необходимо правильно найти картинку по просьбе взрослого.
Игра 3. «Слушай и выбирай». Перед ребенком картинки с предметами, названия которых близки по звучанию: тень, день, пень, зуб, суп, дуб, батон, бутон, бидон, мишка, мышка, миска. Ребенку необходимо правильно найти картинку по просьбе взрослого.
Игра «Верно-неверно». Взрослый показывает ребенку картинку и называет предмет, заменяя первую букву (форота, корота, морота, ворота, порота, хорота). Задача ребенка – хлопнуть в ладоши, когда он услышит правильный вариант произношения.
4 этап. Различение слогов.
Игра «Нажми кнопку». Развивайте слухоречевую память на последовательность слогов, играйте с ребенком в игры — «повторялки» (с постепенным усложнением). Положите перед ребенком 3 кружочка (можно использовать кубики, кольца пирамидки, коробочки и т. д.). Предложите ребенку произносить гласные, нажимая при этом Нальчиком на «кнопку» (кубик, кружочек и др.).
Предложите ребенку произносить гласные, нажимая при этом пальчиком на «кнопку» (кубик, кружочек и др.)
А-У-И
О-И-А
У-А-О
Меняйте положение гласных в ряду в любой последовательности А-И-У
У-И-А И-А-У
Предложите произносить слоги КА-КА-КА
ТО-ТО-ТО
МУ-МУ-МУ
Произносите слоги со сменой одного гласного в конце ряда КА-КА-КУ
ТО-ТО-ТА
Меняйте слоги в ряду в любой последовательности КУ-КА-КА, КА-КУ-КА
ТО-ТО-ТА, ТО-ТА-ТО
Произносите слоги с разными гласными, меняя их в ряду КА-КУ-КИ,
КУ-КИ-КА
ТО-ТА-ТУ, ТУ-ТА-ТО
Произносите слоги, меняя согласный звук в конце ряда КА-КА-БА
ТО-ТО-МО
Меняйте слоги в ряду в любой последовательности КА-БА-КА, БА-КА-БА
МО-ТО-ТО, ТО-ТО-МО
Произносите слоги с разными согласными, меняя их положение в ряду в любой последовательности НА-БА-КА, БА-КА-НА
ТО-МО-ВО, ТО-ВО-МО
МУ-ГУ-ПУ, ПУ-МУ-ГУ
Произносите любые слоги, меняя их положение в ряду в любой последовательности БУ-МА-КО, МА-БУ-КО
ПИ-НУ-ВА, ВА-ПИ-НУ
Игра «Кубик». Возьмите обычный кубик из детского строительного материала. Скотчем приклейте на каждую грань 1,2 и 3 кружочка, У вас получился игральный кубик. Ребенок бросает кубик и в зависимости от того сколько выпадет кружочков на грани, повторяет за вами слоги, нажимая пальчиком на кружочки. Последовательность предъявления слогов дана в предыдущей игре.
Игра «Лесенка». Возьмите 4 кубика, постройте лесенку (положите три кубика в ряд плотно друг к другу, на средний сверху поставьте еще кубик). Дайте ребенку небольшую игрушку и сами возьмите. Шагая игрушкой по лесенке, произносите слоги, побуждайте ребенка подражать вам и повторять слоги, «петь песенки».
Игра «Похлопаем». Взрослый объясняет ребенку, что есть короткие и длинные слова. Проговаривает их, интонационно разделяя слоги. Совместно с ребенком произносит слова (па-па, ло-па-та, ба-ле-ри-на, отхлопывая слоги. Более сложный вариант – предложить ребенку самостоятельно отхлопать количество слогов в слове.
Игра «Что лишнее?». Взрослый произносит ряды слогов «па-па-па-ба-па», «фа-фа-ва-фа-фа»… Ребенок должен хлопнуть, когда услышит лишний (другой) слог.
5 этап. Различение звуков.
Игра «Звуки». Объяснить ребенку, что слова состоят из звуков. Поиграть в звуки. Комарик говорит – зззз, ветер дует – сссс, жук жужжит – жжжж, тигр рычит – рррр…Взрослый произносит звук, а ребенок отгадывает, кто (что) его издает.
Игра «Угадай-ка». Перед ребенком картинки: муха, жук, змея, щетка, пар. Объясните ребенку: муха зудит — зззз, пар из чайника свистит — сссс, жук жужжит — жжжж, змея шипит — шшшш, щетка чистит — щ. щ.
После этого прикройте лицо ширмой или листом бумаги и произносите звук, а ребенок отгадывает, кто (что) его издает, показывает нужную картинку.
Игра «Флажки». Дайте ребенку флажки разных цветов, объясните, что нужно поднимать красный флажок, если услышишь звук «О», а синий — если услышишь звук «У». Произносите цепочку из 5—6 звуков «О», «У», а ребенок поднимает соответствующий флажок. Используйте разные пары звуков (С —3, С — Ш, Ш —Ж и др.).
Игра «Похлопаем». Взрослый произносит ряды звуков, а ребенок хлопает в ладоши, когда слышит заданную фонему (звук).
Игра «Повтори». Педагог предлагает ребенку повторять сочетания гласных звуков: по два (АО, УА, по три (АУИ, ИАО, по четыре (АОУИ, ИОУА).
6 этап. Развитие навыков элементарного звукового анализа.
Игра «Сколько звуков». Взрослый называет один, два, три звука, а ребенок на слух определяет и называет их количество.
Игра «Похлопаем». Взрослый проговаривает ряды слов, а ребенок должен хлопнуть, когда услышит слово, начинающееся с заданного звука. Более сложный вариант – заканчивающееся на заданный звук или содержащее его в середине.
Игра «Отгадай слово». Ребенку предлагаются слова с пропущенным звуком – нужно отгадать слово. Например, из слов убежал звук «л» (.мпа, мы. о, .ук, ку. ак).
Игра «Кто первый?». Педагог показывает ребенку картинку, обозначающее слово, которое начинается с ударного гласного а, о, у, и. Ребенок четко называет то, что нарисовано на картинке, выделяя голосом первый звук. Затем показывает символ данного звука.
Игра «Где звук живет?». Педагог проговаривает ряды слов, а ребенок должен положить символ данного звука в начало схемы слова, когда услышит слово, начинающееся с данного звука. Более сложный вариант: ребенок определяет местоположение звука в слове (начало, середина, конец).
Игра «Кто больше?». Педагог предлагает детям придумать как можно больше слов на заданный звук. За каждое слово ребенок получает фишку. Выигрывает тот, кто набрал большее количество фишек.
Уделяя внимание развитию фонематического слуха, мы облегчаем ребенку процесс освоения правильного звукопроизношения, а в дальнейшем чтения и письма. Несложная система игр позволяет взрослому самостоятельно и продуктивно помочь ребенку овладеть родным языком, избежать возможных трудностей и предвосхитить возникновение речевых нарушений. Если же нарушение уже имеется, то развитие фонематического слуха будет первым шагом на пути его преодоления.
Использованная литература:
1. Краузе Е. Н. Логопедия. СПб. : Корона. Век, 2012.
2. Ткаченко Т. А. Слуховое внимание. Логопедические упражнения. М. : Эксмо, 2006.
3. Ткаченко Т. А. Развитие фонематического восприятия. Альбом дошкольника: Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. М. :ГНОМ и Д, 2005.
4. Ханышева Г. В., Кулибаба Л. В. Как разговорить малыша? Уроки логопеда. – Издательство Феникс, 2014.