людмила политанская
Консультация для воспитателей «Знакомство детей с фразеологизмами»
«ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ С ФРАЗЕОЛОГИЗМАМИ»
Дошкольный возраст - наиболее благоприятный период для развития навыков речевого общения детей, развития речи в тесной взаимосвязи с развитием мышления, осознания себя и окружающего мира. Вот почему работа по речевому развитию детей занимает одно из центральных мест в дошкольном учреждении.
С помощью родного языка дети приобщаются к материальной и духовной культуре, получают знания об окружающем мире. Он помогает им выражать свои мысли, впечатления, чувства, потребности, желания, так как любое слово является в той или иной мере обобщением.
Публикация «Консультация для воспитателей „Знакомство детей с фразеологизмами“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Фразеологизмы, крылатые выражения
- Темочки
Процесс развития речи детей дошкольного возраста рассматривается в целом как процесс усвоения слов, поэтому в методике развития детской речи большое значение имеет именно словарная работа.
По мнению К. И. Чуковского, взрослые мыслят словами, словесными формулами, а маленькие дети - вещами, предметами. Их мысль на первых порах связана с конкретными образами. Ребенок усваивает родной язык, подражая живой разговорной речи, впитывая поэтические образы.
Устное народное творчество - важнейший источник и средство развития всех сторон речи детей, уникальное средство воспитания. Оно помогает почувствовать красоту родного языка, развивает образность речи.
В последние годы возрос интерес к фразеологии, отражающей мир чувств, образов, оценок того или иного народа. Это неистощимый источник познания языка как развивающейся и изменяющейся системы, в которой заключены и современные языковые образования, и религии древнейших эпох - слова, формы, конструкции.
Фразеология - одна из самых увлекательных и занимательных сфер языка. Фразеологический оборот - величайшая сокровищница и непроходящая ценность любого языка.
Использование фразеологизмов в работе по расширению лексического запаса детей старшего дошкольного возраста способствует:
• формированию интереса к родному языку;
• развитию понимания значений слов дошкольниками;
• активизации детской лексики;
• совершенствованию навыков устной речи.
Русский язык очень богат фразеологизмами, знание которых, понимание при чтении художественной литературы, а так же правильное употребление является одним из показателей хорошего владения языком.
Фразеологические обороты и выражения от частого применения в речи приобретают устойчивую словесную и грамматическую форму. У них, как правило, неизменный порядок слов. Обычно фразеологизмы употребляются в переносном смысле. Меткость и выразительность фразеологизму придаёт образ, который чаще всего служит основанием его значения. Применяя фразеологизмы, надо помнить, что в них обычно нельзя вставлять новые слова или заменять одни другими, так как меняется или вовсе разрушается смысл сочетания.
Фразеологизм входит в нашу речь как готовый элемент языка. Он не "изготовляется" говорящим, а лишь применяется им, регулярно воспроизводится, что же касается свободного сочетания слов, то оно "изготовляется" говорящим по законам языка в процессе речи, в соответствии с потребностями выражаемых мыслей, чувств и настроений.
Фразеологизм - свободно воспроизводимый в речи оборот, построенный по образцу сочинительных и подчинительных словосочетаний и обладающий целостным значением.
Проблема усвоения фразеологизмов детьми старшего дошкольного возраста на занятиях по развитию речи не нашла ещё должного решения: не разработаны принципы отбора фразеологического материала, нет выверенного списка фразеологизмов, рекомендованных для усвоения старшими дошкольниками, не созданы соответствующие методические пособия. Практически работа над фразеологизмами сводится в основном к знанию тех оборотов и выражений, которые встречаются при чтении художественных текстов.
Овладение понятийным содержанием слова позволяет детям перейти на новый уровень понимания и использования слов - в их переносном, иносказательном значении. Это является условием для освоения детьми средств языковой выразительности.
Детей необходимо научить :
а) понимать и объяснять значение знакомых фразеологических оборотов;
б) подбирать фразеологические обороты к ситуациям;
в) вычленять новые фразеологические обороты из текста.
Работа с фразеологизмами должна предусматривать развитие внимания и интереса детей к необходимым выражениям, обучение пониманию их значения, вычленение фразеологизмов в тексте, подбор синонимов, антонимов к данному выражению.
Особый интерес у детей вызывают упражнения, в которых осознанию смысла фразеологизма помогает рисунок, отражающий прямое сочетание слов. С его помощью происходит уточнение и обогащение представлений детей о фразеологизмах, активизация словаря и развитие связной речи детей, формирование эстетического восприятия.
Методика ознакомления с фразеологизмами :
При проведении занятий по ознакомлению с новыми фразеологическими оборотами необходимо придерживаться следующей структуры:
1) выявление новых фразеологических оборотов;
2) объяснение фразеологических оборотов в контексте;
3) иллюстрация предметных и сюжетных картинок и их ассоциация с фразеологическими оборотами;
4) обыгрывание ситуации;
5) составление предложений с данным фразеологизмом;
6) практическое задание.