ольга слухова
Консультация для воспитателей «Правила общения воспитателя с родителями»
▼ Скачать + Заказать документы
• использование во время разговора открытых жестов, не скрещивать перед собой
руки, ноги;
• создание и поддержание состояния безопасности и комфорта (отсутствие напряженности в позе, резких движений, сжатых кулаков, взгляда исподлобья, вызывающей интонации в голосе);
• использование приема присоединения, т. е. нахождение общего «Я», например часто произносить «Я сама такая же; у меня то же самое.». Как можно реже употреблять местоимение «вы» : «Вы сделайте то-то.», «Вы должны это.». Нужно чаще говорить «мы» : «Мы все заинтересованы в том, чтобы наши дети были здоровы, умели, знали.», «Нас всех беспокоит, что дети.» и т. п.
Публикация «Консультация для воспитателей „Правила общения воспитателя с родителями“» размещена в разделах
Таковы основные правила установления позитивного личностного контакта, построения эффективного общения и взаимодействия с родителями.
«Правила общения воспитателя с родителями»
Автор: педагог-психолог
МАДОУ МО г. Краснодар «Центр – детский сад №182»
Слухова Ольга Владимировна
Как Вы думаете, из чего складывается успех общения? Прежде всего из желания пойти на контакт, наладить отношения, помочь друг другу, увидеть в другом равного себе партнера, услышать его, признать право другого на иную позицию и понять ее. Общение будет успешным, если оно содержательно, основано на общих и значимых для обеих сторон темах, если каждая из них в процессе общения обогащает свой информационный багаж. Ведущая роль в организации общения с родителями воспитанников принадлежит воспитателям, поэтому воспитателю важно обладать коммуникативными умениями, ориентироваться в проблемах воспитания и нуждах семьи, быть в курсе последних достижений науки. Он должен дать родителям почувствовать свою компетентность и заинтересованность в успешном развитии ребенка, показать родителям, что он видит в них партнеров, единомышленников.
Коммуникативная компетентность - совокупность способностей, знаний и умений, необходимых для эффективного общения, которое осуществляется с помощью коммуникативных сигналов.
Виды коммуникативных сигналов:
1 Вербальные сигналы - это смысл высказываний, подбор выражений, правильность речи и разные виды ее неправильности
2 Паралингвистические сигналы-это особенности произнесения речи и неречевых звуков, качества голоса
3 Невербальные сигналы- это взаимное расположение в пространстве, позы, жесты, мимика,
контакт глаз, оформление внешности, прикосновения, запахи
При общении с родителями нужно помнить о существовании определенных закономерностей. Основа отношения к нам человека закладывается в первые 15 секунд. Для того чтобы благополучно миновать эти секунды, желательно применить «Правило трех плюсов» (чтобы расположить к себе собеседника, нужно дать ему как минимум три психологических плюса). Самые универсальные плюсы - это улыбка, имя собеседника и комплимент.
Для того чтобы люди хотели с нами общаться, мы сами должны демонстрировать готовность общаться с ними. Причем собеседник должен видеть это, т. е. необходима искренняя доброжелательная улыбка!
Собственное имя человека - самый значимый для него набор звуков на любом языке. При приветствии важно произносить имя и отчество, не просто кивать или сказать: «Здрасьте!», а отчетливо и уважительно произнести: «Здравствуйте, Ирина Александровна!»
В общении наиболее эффективен не прямой, а косвенный комплимент - мы хвалим не самого человека, а то, что ему дорого: рыбаку - удочку, родителю - его ребенка. Вечером родители особенно остро реагируют на сообщения воспитателя о хорошем или плохом поведении ребенка. Как поступить в данной ситуации? Сначала нужно рассказать об успехах и только в конце тактично поведать о проблемных моментах у ребенка. Какие еще существуют приемы установления позитивного контакта с родителями (демонстрация педагогом-психологом и одним из участников приемов общения) :
• одновременно с улыбкой доброжелательный внимательный взгляд (контакт глаз,
не следует «сверлить» собеседника взглядом;
• короткая дистанция и удобное расположение (от 50 см до 1,5 м). Такая дистанция характерна для беседы близко знакомых, друзей, поэтому собеседник подсознательно настраивается выслушать и помочь - благодаря этой дистанции мы воспринимаемся им «ближе». Однако нельзя нарушать границы личного пространства собеседника;
• следует убрать препятствия, «увеличивающие» в нашем восприятии расстояние между людьми при общении : стол (выйти из-за стола, книгу, лист бумаги в руках (отложить) и проч. ;