Елена Аслямова Петровна
Консультация для воспитателей «Воспитание эмоционального отклика на отраженные в художественных произведениях поступки»
▼ Скачать + Заказать документы
«Воспитание эмоционального отклика на отраженные в художественных произведениях поступки»
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период происходит процесс социализации, устанавливается связь ребё нка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Особенность дошкольного возраста заключается не только в овладении ребёнком знаниями, умениями и навыками, но и в становлении базовых свойств его личности: самооценки и образа «Я», эмоциональной сферы, нравственных ценностей и установок.
Публикация «Консультация для воспитателей „Воспитание эмоционального отклика на отраженные в художественных произведениях поступки“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Эмоции. Консультации и рекомендации для родителей
- Темочки
Из практики работы с дошкольниками видно, что год от года дети приходят в детский сад с угнетённой эмоциональной сферой. Они не могут выразить свои чувства, а если и выражают их, то это происходит в резкой форме, что вызывает проблемы в общении со сверстниками и взрослыми. Ребёнок замыкается в себе со своими проблемами, страхами.
Под средствами в педагогике понимают предметы материальной и духовной культуры, которые используются при решении педагогических задач. К средствам эмоционального развития детей следует отнести развивающую среду, игру, музыку, детское художественное творчество, художественную литературу. Одним из средств развития эмоционального мира детей является художественная литература.
Именно художественная литература раскрывает перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя. Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети начинают замечать проблемы близких и окружающих их людей.
Именно через художественные произведения, обращенные к сердцу ребенка, он получает глубокие знания о человеке, его проблемах и способах их решения. Восприятие художественных произведений оказывает сильное воздействие на эмоциональное развитие детей, а процесс ознакомления с художественной литературой создает реальные психологические условия для формирования социальной адаптации ребенка.
Художественная литература является действенным средством для развития эмоционального мира детей.
Алгоритм работы с литературным произведением :
• Чтение произведения.
• Беседа о прочитанном.
• Рассматривание иллюстраций.
• Игры-беседы детей с персонажами.
• Этюды на выражение эмоций у детей.
• Игры-драматизации по содержанию художественных произведений.
• Установление связи между идей произведения и жизненным опытом детей.
Рассмотрим условия реализации данного алгоритма
Главное условие воздействия художественного произведения на ребенка на этапе чтения является эмоциональное отношение взрослого к читаемому произведению. При чтении необходима артистичность, искренность и неподдельность чувств взрослого. Выразительно читая книгу, педагог побуждает детей к прочувствованию глубины содержания художественного произведения. Одного лишь прочтения произведения недостаточно, чтобы оценить то, что освоено ребенком в эмоционально-нравственном плане.
Чтобы помочь ребенку глубже почувствовать события и поступки персонажей после прочтения произведения проводится беседа с детьми по осмыслению прочитанного. Воспитателю необходимо тщательно продумывать вопросы, которые должны стимулировать эмоциональное отношение ребенка к прочитанному. Главная цель беседы заключается в том, чтобы, побудив ребёнка к диалогу, научить его выражать свои эмоциональные переживания в речи.
Огромную роль в осмыслении материала, как познавательного, так и эмоционального характера, играют иллюстрации в детских книгах. Они представляют ребенку наглядный образ ситуации и способствуют пониманию характеристик персонажей. При рассматривании с детьми иллюстраций особое внимание необходимо уделить анализу эмоциональных состояний персонажей, изображенных на картинках, а так же умению определять настроение при рассматривании пейзажных картин.
При работе над произведением очень эффективен прием игры-беседы с персонажами произведения. Цель данного приема – оценить то, насколько детям понятно содержание художественного произведения, то как ребёнок усвоил нравственные эталоны, какова его позиция по отношению к разным героям.
Следующий этап в работе над книгой — это игра-драматизация. Она обогащает жизненный опыт дошкольника, способствует развитию умения встать на позицию другого человека, оценить его поступок, сблизиться с героем произведения, пережить его победы и поражения.
Как этап обобщения работы над художественным произведением, включается процесс переноса ситуаций из произведений в жизнь детей группы. Представления, полученные детьми из художественных произведений, переносятся в их жизненный опыт постепенно, систематически. Главным принципом остаётся стремление вызвать у ребёнка не только сопереживание героям, но и сочувствие, настолько активное, чтобы оно в свою очередь побудило импульс к внутреннему содействию. Необходимо создать условия (игровые или жизненные, в которых это внутреннее содействие могло бы реализоваться.
Целесообразно начинать работу над произведением непосредственно с чтения.
После прочтения произведения проводится беседа о прочитанном произведении. Готовясь к беседе, тщательно продумываются вопросы, которые будут задаваться детям в связи с прочитанной книгой.
Таким образом, правильно организованные беседы, помогают развитию эмоциональной сферы дошкольников, помогают усваивать этические представления, полученные детьми при беседе.
При работе над художественным произведением детям предлагается рассмотреть иллюстрации к произведениям. При рассматривании с дошкольниками иллюстраций особое внимание уделяется анализу эмоциональных состояний персонажей, изображенных на картинках.
Осмысливая произведение, детям предлагается разыграть этюды на выражение основных эмоций, схожие по переживаниям с идеей рассматриваемого произведения.
Следующий этап в работе над книгой — это игра-драматизация.
Для организации таких игр используются простые и выразительные костюмы и декорации.
При проведении игр-драматизаций детям предлагается обыграть не только эпизоды по сюжету произведения, но и совершенно новые темы.
Основным звеном в работе над художественным произведением является процесс внедрения ситуаций из произведений в жизнь группы.
При работе над произведением можно использовать, так называемый "барометр настроения", который представляет из себя ширму, оформленную пятью основными пиктограммами (страх, горе, радость, удивление, испуг, куда в нужный кармашек детьми вставляется флажок.
Так же детям предлагается определить свое настроение, с каким он пришел в детский сад.
В дошкольном возрасте дети очень любят слушать художественные произведения, так как они раскрывают перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к внутреннему миру героя. Научившись сопереживать героями художественных произведений, дети начинают замечать проблемы окружающих людей. У них формируются гуманные чувства, способность проявлять участие и заботу, различать несправедливость. А именно этих качеств так не хватает в современном мире.
Художественную литературу можно расценивать как наиболее доступный вид искусства, способствующий эмоциональному развитию детей. Чтение ни в коей мере нельзя рассматривать только как интересное время провождения, как приятное доступное ребёнку занятие; напротив, - это очень существенное средство развития в ребёнке тонкого понимания внутреннего эмоционального мира людей, способ снятия тревоги и воспитания уверенности в будущем.
Слова великого русского писателя Ф. М. Достоевского: «В процессе общения с литературными произведениями художественные впечатления мало-помалу накапливаются, пробивают с развитием сердечную кору, проникают в самое сердце, самую суть и формируют человека».