Наталья Завгородская
Консультация для воспитателей «Развитие изобразительных навыков детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие изобразительных навыков детей дошкольного возраста.
Подготовила воспитатель детского сада "Золотая рыбка" Завгородская Наталья Викторовна.
Публикация «Консультация для воспитателей „Развитие изобразительных навыков детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной практикой и творческой деятельностью ребёнка.
Детское творчество с раннего возраста развивает композиционное мышление, формирует потребность образного представления и умения передавать свои чувства, эмоции, ощущения. Оно помогает создавать выразительную художественную форму и образное содержание в детских рисунках.
(Слайд №2). В процессе рисования у ребенка совершенствуются: наблюдательность, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности, эстетическое восприятие, умение доступными средствами самостоятельно создавать красивое.
(Слайд №3). Обучение рисованию в дошкольном возрасте предполагает решение двух взаимосвязанных задач:
1. Необходимо пробудить у детей эмоциональную отзывчивость к окружающему миру, родной природе, к событиям нашей жизни.
2. Сформировать у них изобразительные навыки и умения.
Навыки будут отрабатываться путем правильной постановки действия и доведения его до автоматизма в результате повторения, упражнения.
Умения же будут приобретаться детьми по мере отработки входящих в них навыков, осознания задачи изображения, а также усвоения знаний о том, как, в каких условиях эти навыки можно применять.
Такая последовательность определяется тем, что умения могут быть приобретены тогда, когда отработаны входящие в них навыки и усвоены знания о материалах и инструментах, используемых в рисовании.
Большое значение в изобразительной деятельности имеет освоение техническими умениями и навыками, которые играют важную роль во всестороннем развитии ребенка.
Таблица. Классификация технических навыков и умений по Комаровой Т. С. (Слайд №4)
Группы классификаций Навыки Умения
1. Навыки и умения владения инструментом. 1. Навык держания карандаша и кисти (исходное положение).
2. Навык положения руки с карандашом при рисовании вертикальных и горизонтальных линий.
3. Навык ведения линий кистью.
4. Навык держания кисти при рисовании широких и тонких линий. Умение свободно владеть карандашом и кистью при различных приемах рисования.
2. Навыки, связанные с выработкой качества движения, от которых зависит качество линий и закраски в рисунке 1. Навык произвольной регуляции силы нажима.
2. Навык произвольного изменения амплитуды (размаха движения).
3. Навык произвольного изменения скорости движения (его замедление и ускорение).
4. Навык прекращения движения в нужной точке.
5. Навык ритмичного проведения повторных, однородных движений. Умение регулировать движения в соответствии с задачами изображения.
3. Навыки и умения, обеспечивающие передачу пространственных свойств предметов (формы, строения, величины, пропорций) Навык удержания направленности движения (по прямой, по дуге, по окружности и т. д.) 1. Умение изменять направление движения (под углом, переход от движения по прямой к движению по дуге, и наоборот; переход от движения по одной дуге к движению по другой).
2. Умение подчинять движения соразмерению отрезков по длине (прямоугольник, квадрат).
3. Умение подчинять движения соразмерению изображений или их частей по величине.
Правильные технические навыки и умения формируются не сразу, а постепенно от занятия к занятию при условии, если воспитатель обращает на это внимание и учит детей правильным способам действия. В результате продуманного процесса обучения рисованию, в котором овладение правильными способами осуществляется не в результате сухих упражнений, а при решении ребенком интересных для него разнообразных изобразительных задач. (Детям предлагается рисовать и закрашивать любимые игрушки).
Навыки и умения, составляющие технику рисования, имеют двигательный характер. Закономерности их формирования и развития те же, что и любых других двигательных навыков. Поэтому обучение техническим навыкам и умениям рисования будет успешным лишь в том случае, если педагог учтет физиологические и психологические особенности, условия и пути их образования.
Рисование – это самая ранняя и самая простая форма познания окружающего мира. С самых ранних лет ребёнок берёт в руки карандаш и рисует. Неважно, что именно он рисует, он и не задумывается над этим. Рисуя, ребенок развивает определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувства цвета. Развиваются также специальные умения и навыки : координация глаза и руки, владение кистью руки.
Эффективное освоение технических навыков и умений возможно лишь при установлении последовательности овладения детьми техникой рисования, распределения задач по каждой группе с учетом возрастных особенностей развития изобразительной деятельности.
Какими же техническими навыками и умениями могут овладеть дети каждой возрастной группы?
В первой младшей группе воспитатель : (Слайд №5)
- Развивает умения ритмично наносить линии, штрихи, пятна («Разноцветный листопад»).
- Знакомит со способами изображения простых предметов, проведения разных прямых линий (короткие, длинные, в разных направлениях (травинки, ленточки); способами создания предметов разной формы (клубок, флажок, комбинации разных форм и линий (снеговик, цыпленок).
- Развивает умения создавать некоторые обобщенные образы (дерево–ствол, ветви); изображение игрушек на основе округлых и вытянутых форм (неваляшка, зайчик).
- В ситуации «игры-экспериментирования» с материалами формирует умения подбирать цвета, соответствующие изображаемому предмету. Знакомит с некоторыми оттенками (розовый, голубой, серый).
Основной технический навык, который прививается детям с первых месяцев занятий, — держать карандаш и кисть в правой руке тремя пальцами не слишком близко к концу.
Если с самого начала не научить правильно держать инструмент, ребенок начнет сам к нему приспосабливаться, искать удобное положение руки. Самостоятельно найденный ребенком чаще всего неправильный способ с большим трудом поддается исправлению.
К концу пребывания в первой младшей группе дети должны уметь правильно держать карандаш и кисть.
Во второй младшей группе (Слайд №6) эти умения и навыки закрепляются. Наряду с этим дети овладевают действиями с инструментами, когда положение руки и пальцев естественно меняется при разных способах действия.
Практика показывает, что дети четвертого года жизни держат карандаш по-разному: тремя пальцами и в кулачке, слишком низко и высоко. Излишнее напряжение вызывает скованность движений, быстрое утомление руки.
Задача формирования правильных навыков должна быть решена во второй младшей группе.
На первом же занятии важно показать, как это нужно делать, а затем предложить взять карандаш так, как было показано. Эффективен прием вкладывания карандаша в руку и правильная постановка пальцев каждому из этих детей.
Необходимо научить детей правильно держать кисть, обмакивать кисть в краску, промывать ее в воде. Держать кисть нужно также между тремя пальцами, сильно не сгибая их, не сдавливая кисточку, держать ее за железный наконечник или чуть выше его.
Обучение детей рисованию красками включает усвоение правильного положения кисти при проведении линий: кисть движется по ворсу, при этом палочка находится в наклонном положении по отношению к листу бумаги.
Задачи расположения изображения в пределах листа бумаги, создания изображений разной величины требуют отработки произвольной регуляции размаха движения руки, которая связана с навыком произвольного прекращения движения в нужной точке. Например, при рисовании лесенки длительность движения определяется величиной лестницы, длиной ступенек.
Начинается отработка навыков сохранения направления движения по окружности и по прямой. Этого требует рисование предметов округлой формы, прямых линий и состоящих из них предметов, а также предметов прямолинейного контура.
Закрашивание рисунков — сложное комплексное умение, требующее целого ряда навыков и качеств движений : ритмичности, произвольного изменения размаха, легкого, без излишнего напряжения движения, произвольного прекращения движений в нужной точке, удержания направленности движения по прямой, регуляции силы нажима на карандаш.
Проводится 3 вида рисования:
1. Предметное. В процессе создания рисунка воспитатель учит детей передавать общие признаки и некоторые характерные детали предметов, относительное сходство по форме, цвету, размеру, фактуре; выделять главное цветом, расположением, размером.
2. Сюжетное. Воспитатель развивает умения создавать изображение на всем листе, стремиться отображать линию горизонта, строить простейшую композицию (расположение героев).
3. Декоративное. Развивает умения видеть предметную и геометрическую форму, строить на ней узор пи помощи ритма и чередования форм, цветных пятен («украсим варежки, шапочки»).
В средней группе (Слайд №7) продолжается обучение правильному владению карандашом и кистью. Здесь эти навыки становятся более сложными.
Воспитатель развивает у детей умения :
- внимательно и последовательно рассматривать предметы народных промыслов, иллюстраций, скульптурное и живописное изображение.
- различать 2-3 вида народных игрушек.
- различать скульптурные, живописные и графические изображения.
- откликаться на интересные декоративно-оформительские решения (украшения группы, елки).
- выделять общие, типичные, характерные признаки предметов и явлений природы, человека.
- принимать замысел будущей работы, предложенный воспитателем; рисовать отдельные предметы и простые сюжеты (цыплята на лужайке); в рисунке выразительно передавать образы объектов окружающего мира (овощи, фрукты, машины).
- сотрудничать с другими детьми в процессе выполнения коллективных работ.
Со средне группы умения делятся на:
1. Изобразительно – выразительные. Умения правильно располагать изображение на листе бумаги (вертикально или горизонтально, выделят планы (небо и земля, выделять главное цветом, размером, расположением на листе; создавать основные формы, составлять изображение из нескольких частей, передавать в работах позы, движение, жесты персонажей.
2. Технические. Умения отбирать изобразительные материалы и инструменты, способы изображения в соответствии с создаваемым образом. Развивает умения уверенно проводить узкие и широкие линии, полосы, кольца, точки; правильно удерживать карандаш, кисть, мелки; закрашивать рисунки кистью, карандашом, проводя линии только в одном направлении, ритмично нанося мазки, штрихи по всей форме, не выходя за пределы контура.
В средней группе необходимо отрабатывать ряд навыков, входящих в умение правильно и красиво закрашивать рисунки карандашом и кистью:
- навык сохранения направленности движений (в одном направлении,
- навык своевременной остановки движения,
- навык регуляции размаха движений (в зависимости от величины закрашиваемой поверхности).
В старшей группе (Слайд №8) идет дальнейшее совершенствование всех перечисленных навыков владения карандашом и кистью.
В основном дети должны научиться по - разному держать карандаш и кисть при различных приемах рисования.
Одно из средств выразительности рисунка — использование линий разной интенсивности. Это достигается регуляцией силы нажима на карандаш.
В старшей группе необходимо начинать учить проводить легкие линии. Должен быть окончательно усвоен навык сохранения движения в определенном направлении. Совершенствуется и усложняется умение изменять направление движения в соответствии с формой изображаемого предмета.
В старшей группе расширяется техника рисования карандашами и красками. Наряду с цветными карандашами детей учат использовать простой графитный карандаш. Он применяется для создания контура (подготовительного рисунка) с последующим закрашиванием красками, цвет-ными карандашами; при рисовании сложных предметов, например, человека, животных.
Воспитатель обогащает представления и развивает у детей умения различать :
- жанры живописи;
- некоторые виды пейзажа, портрета, натюрморта;
- виды скульптуры;
- виды прикладного искусства по назначению (посуда, одежда);
- графики и архитектуры.
В старшей группе воспитатель продолжает развивать умения детей определять замысел будущей работы.
Развивает умения планировать деятельность, доводить работу до результата, оценивать его.
Развивает умения сотрудничать с другими детьми в процессе выполнения коллективных творческих работ.
Развивает умения адекватно оценить результаты деятельности (своей, других детей).
Умения делятся на:
1. Изобразительно-выразительные. Развивает умения детей выделять главное, используя адекватные средства выразительности (цвет, форму, размер, расположение на листе). Развивает умения смешивать цвета с целью получения оттенков, называть цвета, оттенки. Развивает умения создавать изображение по представлению, памяти, а также с натуры.
В изображении предметного мира обращать внимание на передачу сходства с реальными объектами.
В сюжетном изображении помогает выделить главное, передавать отношение между объектами, используя все средства выразительности, прежде всего композицию.
В декоративном изображении стимулировать детей применять полученный опыт: украшать предметы с помощью орнаментов и узоров растительного и геометрического характера, используя ритм, симметрию в композиционном построению; украшать плоские и объемные формы, предметные изображения (ложка, тарелка, косынка) и геометрические основы.
Развивает умения детей использовать характерные для него элементы, создавать гармоничную композицию.
2. Технические. Совершенствует моторные характеристики умений детей (свобода движений, точность, ритмичность, плавность, сила нажима). Знакомит со способом создания наброска. Развивает умения рисования контура предмета простым карандашом. Развивает умения создавать новые цветовые тона и оттенки путем составления, разбавления водой или разбеливания, добавления черного тона в другой тон; пользоваться палитрой.
В подготовительной к школе группе (Слайд №9) дети должны свободно владеть умением по-разному держать карандаш и кисть, менять положение руки соответственно характеру движения при рисовании прямых, дугообразных, волнистых и зигзагообразных линий, различных форм округлого и прямолинейного контура, широких и узких полос, различно расположенных мазков.
Новым является освоение движений, быстро изменяющих направление на противоположное. Например, при рисовании завитков вправо и влево, петель-восьмерок (декоративное рисование, криволинейных форм (например, различные вазы).
Рисование такого рода линий и форм позволяет добиться подвижности пальцев и свободы осевых движений кисти рук, управляющих действиями карандашом и кистью.
В подготовительной группе продолжается отработка и совершенствование навыка регуляции силы нажима на карандаш.
Воспитатель развивает и совершенствует у детей умения :
- художественного восприятия, умения внимательно рассматривать произведение, выделять сходство и различие при сравнении разных по тематике, используемых средств выразительности.
- выделять, анализировать и понимать средства выразительности (цветовое и композиционное решение).
- выделять творческую манеру некоторых художников и скульпторов.
- различать виды искусства и выделять общее между ними; определять жанры; различать и называть некоторые виды пейзажа, портрета, натюрморта, жанровых изображений; виды графических и живописных изображений; виды прикладного искусства по назначению.
- самостоятельно определять замысел будущей работы, самостоятельно отбирать впечатления, переживания для выразительного образа, интересного сюжета.
- разрабатывать образ (конкретизировать тему; подбирать детали)
- планировать деятельность, доводить работу до результата.
- сотрудничать с другими детьми в процессе выполнения коллективных творческих работ.
Умения делятся на:
1. Изобразительно-выразительные. Совершенствуются и развиваются умения : выделять главное, используя средства выразительности (цвет, форму, размер, расположение на листе); использовать цвет как средство передачи настроения; подбирать фон бумаги и сочетание красок; создавать изображение по представлению, памяти, а также с натуры.
В изображении предметного мира воспитатель развивает умения передавать сходства с реальными объектами.
В сюжетном изображении – выделять главное, передавать отношение между объектами, используя все средства выразительности.
В декоративном изображении стимулировать детей применять полученный опыт.
2. Технические. Расширяет детский опыт применения разнообразных материалов и инструментов (пастель, акварель, тушь, перо, кисти, ручки, их сочетания. Умения создавать новые цветовые тона и оттенки; пользоваться палитрой; техникой кистевой росписи; передавать оттенки цвета, регулирует силу нажима на карандаш.
Воспитатель активизирует освоение детьми новых и самостоятельное применение освоенных изобразительных живописных и графических техник: способы работы с акварелью и гуашью (по сырому, способы различного наложения цветового пятна, тонирование фона (вливанием цвета) техникой пера, тушевки, штриховки, оттиска, монотипии, штриховки.
Итак, Процесс рисования вызывает у детей положительные эмоции, удовлетворение от работы с изобразительным материалом, результатом которого является выразительный образ, формируются навыки работы в коллективе и для коллектива, умение согласовывать свои действия с товарищами.
На занятиях по изобразительной деятельности формируются и закрепляются следующие умения и навыки : умение слушать и запоминать задание; выполнять его в определенной последовательности; выполнять задание в определенный отрезок времени; умение оценить свою работу; найти ошибки и исправить их; планировать свою деятельность; умение доводить свое дело до конца; содержать в порядке рабочее место.
Муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение
«Детский сад №8 «Золотая рыбка»
общеразвивающего вида городского округа Стрежевой»
Консультация для воспитателей :
«Развитие изобразительных навыков
у детей дошкольного возраста».
Воспитатель :
Завгородская Н. В.
г. Стрежевой, 2019