Наталья Синягина
Консультация для воспитателей «Коммуникативная компетентность педагога дошкольного образовательного учреждения»
▼ Скачать + Заказать документы
На современном этапе, в связи с введением ФГОС в дошкольное образование, с разработкой на государственном уровне системы программных мероприятий, нормативно закрепляющих переход к компетентностно – ориентированному образованию, изменением его содержания, активным встраиванием в образовательное пространство новых информационных технологий возрастают требования к профессионализму педагогов, работающих в дошкольном образовательном учреждении.
От уровня профессиональной компетентности педагога и зависит эффективность воспитательного и образовательного процесса.
Публикация «Консультация для воспитателей „Коммуникативная компетентность педагога дошкольного образовательного учреждения“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Коммуникативная компетентность является неотъемлемой составляющей профессиональной компетентности педагога. Она позволяет ему вступать в свободное общение с детьми, родителями, коллегами, даёт возможность получить необходимую информацию и передать накопленные знания, адекватно воспринимать, понимать, поддерживать ребёнка, обучая его способам построения взаимодействия со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях. Поэтому, формированию коммуникативной компетентности педагога следует уделять пристальное внимание.
В настоящее время к коммуникативной компетентности педагога предъявляются очень высокие требования. Отсутствие педагогического опыта не может быть оправданием ошибок в общении, особенно конфликтных ситуаций.
Несмотря на то, что для формирования коммуникативной компетентности в процессе профессиональной подготовки педагога имеется большое количество современных образовательных технологий, сам процесс овладения коммуникативной компетентностью требует больших эмоционально – личностных затрат.
Таким образом, проблема поиска эффективных путей содействия развитию коммуникативных компетенций педагогов ДОУ является актуальной для современной педагогической психологии. Процесс развития коммуникативной компетентности педагогов дошкольного образовательного учреждения будет эффективным, если:
– имеется мотивационная основа: успешность воспитательного и образовательного процесса непосредственно зависит от уровня профессиональной коммуникативной компетентности педагога;
– разработана и реализуется система управленческого содействия развитию профессиональной коммуникативной компетентности педагогов дошкольного образовательного учреждения;
– определён уровень профессиональной коммуникативной компетентности педагогов : их коммуникативный опыт, коммуникативные способности, личностные качества.
Педагог должен предпринять все, на что он способен, чтобы дети в его группе чувствовали себя комфортно.
Два самых типичных состояния детей тормозят развитие свободных отношений с педагогом : страх и неуверенность. Эти страхи у детей развиваются под влиянием коммуникативной некомпетентности педагога. К сожалению, даже в детских образовательных учреждениях можно нередко услышать грубый окрик воспитателя : «Ну, ты, соберёшь, наконец, игрушки!», «Сядь правильно!», «Ты оденешься или нет!». Что должны чувствовать при этом дети, которые итак плохо идут на контакт, плохо адаптируются в незнакомой для них обстановке, можно только догадываться. Зато эти окрики дают точное представление о коммуникативной компетентности педагога. Отсюда и детские слёзы по утрам, и категорический отказ остаться в детском саду и паника родителей: водить в детский сад или нанять няню.
Некоторые воспитатели во что бы то ни стало стремятся добиться от детей послушания и исполнительности, а те в свою очередь пытаются сделать напротив. В результате такие формы общения не приводят к достижению воспитательных целей, а напротив, вызывают протест.
Например, воспитатель сажает перед собой детей и начинает рассказ по какой-то теме. «Сидите и внимательно слушайте!». Через некоторое время интерес к рассказу теряется. Воспитатель не смог использовать общение как средство обучения и воспитания.
Второй пример. Воспитатель озвучивает какую – то проблемную ситуацию и вместе с детьми начинает искать пути её решения. Воспитатель и дети выступают при этом как единомышленники, стремятся помочь друг другу при решении данной проблемы. Руководящая роль педагога при этом не исчезает, она носит скрытый характер. Он не даёт прямых поучений, указаний. Решение проблемы находится совместно, однако своими суждениями подводит детей к вариантам решения. В таком случае педагог одновременно осуществляет и обучение, и воспитание.
Развитие ребенка в дошкольном возрасте складывается, главным образом, в ходе общения со взрослыми. Не умея мыслить критически, дети этого возраста подражают всему. Что они видят и слышат в окружающей обстановке, но более всего тем людям, которые непосредственно с ними связаны, к которым у детей сложилось положительное отношение. Взрослым человеком, с которым тесно связан ребенок в детском саду, является воспитатель. Он должен владеть приемами коммуникабельности с детьми разного возраста.
Ведущими признаками педагогичекой коммуникабельности воспитателя дошкольного учреждения являются :
– потребность в общении с детьми;
– положительная эмоциональная тональность;
– переживание чувства удовлетворения от общения и организованного воспитательно-образовательного процесса;
– способность устанавливать индивидуальные и групповые контакты;
– умение конструктивно разрешать межличностные конфликты;
– эстетика общения.
Осуществление коммуникативной функции профессионально-педагогической культуры требует перехода от авторитарной позиции воспитателя по отношению к ребенку к личностному, равноправному сотрудничеству и сотворчеству.
Список использованных источников
1. Грехнев, В. С. Культура педагогического общения. Книга для учителя / В. С. Грехнев. – М. : Просвещение, 1990. – 142 с.
2. Максимкина, О. И. Межпредметная интеграция в процессе формирования профессиональной коммуникативной культуры будущего педагога дошкольного образовательного учреждения / О. И. Максимкина // Интеграция образования. – 2001. – № 5. – С. 98-102.
3. Самородова, А. П. Профессионально-педагогическая культура воспитателя дошкольного образовательного учреждения : сущность и структура / А. П. Самородова // Вестник Томского государственного университета. – 2006. – Выпуск 3 (43). – С. 295-299.