Елена Витальевна Хворова
Консультация для учителей-логопедов районного методического объединения «Современные технологии в коррекционной работе»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация
для учителей-логопедов районного методического объединения
"Современные технологии в коррекционной работе"[/b]
Для повышения эффективности коррекционной работы на логопедическом занятии в детском саду наряду с традиционными видами работ рекомендуется использовать современные технологии, нетрадиционные методы и приемы.
Публикация «Консультация для учителей-логопедов районного методического объединения „Современные технологии в коррекционной работе“» размещена в разделах
- Консультации логопеда для родителей
- Коррекционная работа. Для педагогов коррекционных групп
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
В своей профессиональной деятельности апробирую и успешно применяю элементы следующих технологий:
• здоровьесберегающие технологии:
- дыхательная гимнастика,
- логоритмика,
- зрительная гимнастика,
- релаксация,
- кинезиологические упражнения,
-психогимнастика,
- аурикулотерапия,
- артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой,
- миогимнастика,
- Су - Джок терапия,
- крупотерапия
• ИКТ - технологии (компьютерные технологии)
• игровые технологии
• метод проектирования
• метод наглядного моделирования
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ
ЦЕЛЬ: Обеспечение физического и психического развития и здоровья ребенка. Используются на всех этапах коррекционно-развивающей работы.
Результат использования - оптимизируют процесс коррекции речи детей-логопатов и способствуют оздоровлению всего организма ребенка. Кроме того, использование этих методов и приемов помогает организовывать занятия интереснее и разнообразнее.
Дыхательная гимнастика
ЦЕЛЬ: Активизировать кислородный обмен во всех тканях организма, стимулировать работу мозга, регулировать нервно-психические процессы.
Результат использования – развитие нижнедиафрагмального дыхания, формирование сильного продолжительного выдоха, организация речи на выдохе, дифференциация ротового и носового дыхания.
Используемая литература:
1. Новикова Е. Л. Здоровьесберегающая технология формирования правильного речевого дыхания у детей 6 лет с ОНР 2. Щетинин М. Н. «Дыхательная гимнастика Стрельниковой». Изд-во: Метафора 2007г.
Логопедическая ритмика
ЦЕЛЬ: преодоление речевых нарушений путем развития двигательной сферы дошкольников - логопатов в сочетании со словом, музыкой, движением.
Результат использования – способствует выработке более тонких динамических характеристик общей и речевой моторики, укрепляет у логопатов костно-мышечный аппарат, развивает дыхание, моторные функции, фонематическое восприятие.
Используемая литература:
1. Картушина М. Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 6-7 лет. 2. Алябьева Е. А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения: Методическое пособие. — М. : ТЦ Сфера, 2006. 3. Сиротюк А. Л. Обучение без стресса: психофизиологическая подготовка //Дошкольное воспитание. 2005. №1.
4. И. Галянт, М. Галянт «Пальчиковые игры» // Дошкольное воспитание. 2003г
Зрительная гимнастика
ЦЕЛЬ: Снимать статическое напряжение с мышц глаз, способствовать развитию зрительно-моторной координации. Использование в непосредственно-образовательной деятельности после интенсивной зрительной нагрузки.
Результат использования - профилактика миопии.
Используемая литература:
1. Демирчоглян Г. Г. Эффективные упражнения для улучшения зрения. Изд-во: Сталкер, 2004 г. 2. В. П. Биран «Великое счастье — хорошо видеть» 3. Э. С. Аветистов, Е. И. Ковалевский «Руководство по детской офтальмологии», Изд-во: Медиа, 1987 г.
Релаксация
ЦЕЛЬ: Регулировать мышечный тонус, снимать мышечное напряжение.
Результат использования - развитие умения управлять своим телом, развитие контроля своих эмоции, чувства, ощущения.
Используемая литература: 1. Кудрявцева О. Н. Релаксационные упражнения для дошкольников // Воспитатель ДОУ. 2008. №1.
Кинезиологические упражнения
ЦЕЛЬ: Формирование и развитие межполушарного взаимодействия
Результат использования - упражнения развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма.
Используемая литература:
1. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. СПб. ,1996.
2. Шанина Г. Е. Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков: Учебное пособие. М. ,1999.
3. Ястребова А. В., Лазаренко О. И. Хочу в школу! Система упражнений, формирующих речемыслительную деятельность и культуру устной речи детей. М. :АРКТИ,1999.
4. Сиротюк, А. Л. Коррекция обучения и развития школьников: Адаптация “леворукого” ребёнка. Кинезиология на уроках физкультуры. Тренинг межполушарного взаимодействия [Текст] / А. Л. Сиротюк. – М. : Сфера, 2001.
Психогимнастика
ЦЕЛЬ: Обучать детей выразительным движениям, тренировать психомоторные функции, снимать эмоциональное напряжение.
Результат использования - развитие эмоциональной сферы, рефлексии чувств.
Используемая литература:
Чистякова М. И. Психогимнастика. Изд-во г. Москва, «Владос» 1995г.
Аурикулотерапия
ЦЕЛЬ: Снизить утомление и повысить умственную работоспособность детей. Оздоровление всего организма ребенка
Результат использования - оптимизация процесса коррекции речи детей-логопатов. Оздоровление всего организма ребенка.
Используемая литература:
1. Акименко В. М. «Развивающие технологии в логопедии» 2011г.
2. Акименко В. М. «Новые логопедические технологии» 2009 г.
Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой
ЦЕЛЬ: Выработка полноценных, правильных движений при определенных положениях органов артикуляционного аппарата. Активизация интеллектуальной деятельности детей, развитие координации движений и мелкой моторики.
Результат использования: - формирование правильных движений органов артикуляционного аппарата при произношении звуков. Синхронность работы полушарий головного мозга. Развитие способностей, улучшение память, внимания, мышления, речи
Используемая литература:
1. Бушлякова Р. Г. «Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой», Издательство: Детство-Пресс. 2011г. 2. Коноваленко «Топ-хлоп»
Миогимнастика
ЦЕЛЬ: Улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию. Улучшить подвижность артикуляционных органов. Укрепить мышечную систему языка, губ, щёк.
Результат использования - стимуляция развития мышц, поднимающих язык, способствующих развитию навыка правильного глотания, укрепляется круговая мышца рта, предупреждает нарушения в развитии звуковой стороны речи, предотвращает зубочелюстную деформацию.
Используемая литература: Статья из интернет ресурсов Т. В. Попруженко, Т. Н. Терехова «Миогимнастика»
Су - Джок терапия
ЦЕЛЬ: Стимуляция высокоактивных точек соответствия всем органам и системам, расположенных на кистях рук и стопах
Результат использования: - снижение утомления и повышение умственной работоспособности детей.
Используемая литература:
1 Акименко В. М. «Развивающие технологии в логопедии» 2011г.
2. Акименко В. М. «Новые логопедические технологии» 2009 г.
Крупотерапия
ЦЕЛЬ: Развитие мотивации речевого общения, активизация речевой активности, коррекция различных сторон речи. Развитие тактильно-кинестетической чувствительности, коррекция мелкой моторики рук снятие мышечной напряженности.
Результаты использования: - создание зоны тактильно - кинестетической чувствительности, снятие мышечной напряженности.
Используемая литература:
1. Акименко В. М. «Развивающие технологии в логопедии» 2011г.
2. Акименко В. М. «Новые логопедические технологии» 2009 г.
Нетрадиционная пальчиковая гимнастика
ЦЕЛЬ: повышение работоспособности коры головного мозга, развитие ручной умелости, снятие напряжения.
Результаты использования: - стимуляция центра развития речи.
Используемая литература:
1. Рыжанкова Е. Н. «Занимательные игры и упражнения с пальчиковой азбукой».
2. Большакова С. Е. «Формирование мелкой моторики рук».
3. Коноваленко В. В, Коноваленко С. В. «Хлоп-топ» Изд-во: Гном. 2009г.
4. Ткаченко Т. А. «Логопедические упражнения» Изд-во: Эксмо. 2008г.