Анастасия Сизова
Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Ход занятия
Вводная часть. Приветствие.
Педагог-психолог: Здравствуйте уважаемые родители, меня зовут Сизова Анастасия, я являюсь педагогом-психологом детского сада. Перед тем, как мы начнем нашу работу я предлагаю вам ознакомиться с поделками ваших детей и постараться предположить на какую тему мы с вами сегодня будем общаться. Звучит спокойная музыка. Родители знакомятся с выставкой и присаживаются на стулья.
Основная часть.
• Актуализация знаний.
Темочки:
- Консультации для родителей
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Консультации и рекомендации
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
Педагог-психолог: Совсем скоро наши дети выпустятся из подготовительной группы и перейдут на новую ступень образования «начальную школу». В связи с этим мною организованы профилактические лекционные занятия на актуальные темы. Сегодня я бы хотела посвятить наше собрание одной из таких тем. Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь?
Ответы родителей. (О лепке, об уроках труда, о поделках и прочее)
Педагог-психолог: Лепка, поделки. как вы думаете, на что направлены все эти занятия? Для чего они нужны? Что развивают?
Ответы родителей. (воображение, мышление, пальцы.)
Педагог-психолог: Вы правы! Эти занятия действительно развивают многое, но основное, на что они направлены - это развитие мелкой моторики рук. Что же это такое и почему так важно ее развивать? Давайте узнаем. (Презентация)
• Постановка вопроса «Какова взаимосвязь мелкой моторики и речи?»
Презентация информации по теме
Выполнение упражнений
Педагог-психолог:
«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». (В. А. Сухомлинский)
Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной. Относительно моторики кистей и пальцев рук часто применяют термин ловкость. Область мелкой моторики включает большое количество разнообразных движений: от простых жестов (например, захват игрушки) до очень сложных движений (например, писать и рисовать).
Развитие мелкой моторики играет важную роль для общего развития ребенка. Мелкая моторика развивается уже с новорожденности. Сначала малыш разглядывает свои руки, потом учится ими управлять. Сначала он берет предметы всей ладонью, потом только двумя (большим и указательным) пальчиками. Потом ребенка учат правильно держать ложку, карандаш, кисть. У мелкой моторики есть очень важная особенность. Она связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также развитие мелкой моторики очень тесно связано с развитием речи.
Современному состоянию речи как универсальному средству общения предшествовал длительный процесс развития человека. Следует отметить, что речь — это специфически человеческая деятельность. Речь, а вместе с ней и язык возникли впервые лишь в человеческом обществе. Возможно, возникновение речи было связано со способностью человека трудиться, так как в процессе коллективного труда возникла необходимость координировать совместные усилия участников трудового процесса.
Один из этапов развитии речи был связан с постепенным отделением речевых движений от трудовых действий и их специализацией в качестве средств общения, т. е. превращением их в жесты. Подобное разделение движений на речевые и трудовые было вызвано усложнением трудовой деятельности людей. В результате возник специализированный ручной язык и ручная (кинетическая) речь.
Таким образом, рука человека оказалась главным средством труда и общения. Ее господство сохранялось на протяжении сотен тысяч лет, пока человек не стал использовать для общения звук, а не жесты. Однако бесспорно, что на протяжении всего этого времени рука человека получила максимальное развитие и стала универсальным инструментом человека.
Из всего этого можно сделать вывод, что мелкая моторика непосредственно связана с речью, и как следствие её развитие влечет развитие речи.
Исходя из этого я хочу предложить вам некоторые методы работы, которые помогут вашему ребенку развить свои пальчики:
• пальчиковая гимнастика, пальчиковые игры (с речевым сопровождением);
• массаж пальчиков;
• игры с предметами (игры с крупой и т. д., шнуровка, мозаика;
• штриховка;
• рисование по точкам, под диктовку;
• раскраски.
1. Пальчиковая гимнастика в стихах и пальчиковые игры не только влияют на развитие речи, но прелесть их еще и в том, что они мгновенно переключают внимание малыша с капризов или нервозности на телесные ощущения – и успокаивают.
Весёлый человечек.
Я – веселый человечек,
Я гуляю и пою.
Я – веселый человечек,
Очень я играть люблю. Указательные и средние пальчики обеих рук «шагают» по столу.
Разотру ладошки сильно, Растирают ладони.
Каждый пальчик покручу,
Поздороваюсь с ним сильно
И вытягивать начну. Охватывают каждый палец у основания и вращательными движениями поднимаются до ногтевой фаланги.
Руки я затем помою, Потирают ладони.
Пальчик к пальчику сложу,
На замочек их закрою
И тепло поберегу. Складывают пальцы в замок.
3. Игры с предметами. Родителям предлагается «пришить» деревянные части мозаики к дощечке.
5. Рисование по точкам, под диктовку
Родителям предлагается выполнить задание «Рисование по точкам»
Вашему вниманию были представлены упражнения, которые можно использовать дома.
Таким образом, целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста способствует развитию речи, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка.
Педагог-психолог: Итак, уважаемые родители! Наше занятие подходит к концу и сейчас, я бы хотела задать вам некоторые вопросы. В самом начале занятия мы с вами говорили о том, что наши дети скоро пойдут в школу, как вы считаете, как моторика связана с обучением? Почему же все таки так важно заниматься ее развитием? Как связана мелкая моторика и речь? Какие способы развития существуют?
Педагог -психолог: Большое спасибо за ответы! Сегодня мы с вами узнали много нового. Как говорят : «Знание - сила». Поэтому каждому из вас и вашим детям я желаю использовать это знание, что бы стать еще умнее и набраться сил для предстоящего школьного обучения!
Завершение занятия. Рефлексия
Педагог -психолог: А сейчас заключительная часть. Я прошу каждого из вас передать по очереди этот. (мяч, ручку, игрушку) и сказать, что понравилось, что не понравилось. на какую тему вы бы хотели поговорить в следующий раз? Что вам интересно?.