Корякина Фаина Викторовна
Консультация для родителей «Значение театра в жизни ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Волшебный край!» - так когда-то назвал театр великий русский поэт А. С. Пушкин.
Хочется добавить - это волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир.
Театральное искусство, близко и понятно детям ведь в основе театра лежит игра. Театр обладает огромной мощью воздействия на эмоциональный мир ребёнка.
Публикация «Консультация для родителей „Значение театра в жизни ребенка“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Театр. Роль театра в развитии и воспитании. Консультации
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
На первых порах главную роль в театрализованной деятельности берут на себя родители, рассказывая и показывая различные сказки и потешки. Но, уже начиная с 3-4 летнего возраста дети, подражая взрослым, самостоятельно обыгрывают фрагменты литературных произведений в свободной деятельности.
Домашний театр - это совокупность театрализованных игр и разнообразных видов театра.
Для домашнего пользования доступны - кукольный, настольный, теневой театры.
Родители могут организовать кукольный театр, используя имеющиеся в доме игрушки или изготавливая своими руками из разных материалов, например, папье-маше, дерева, картона, ткани, ниток, старых носков, перчаток. К работе по изготовлению кукол, костюмов желательно привлекать и ребенка. В дальнейшем он будет с удовольствием использовать их, разыгрывая сюжеты знакомых сказок. Например: старый меховой воротник в ловких руках может стать хитрой лисой или коварным волком. Бумажный пакетик может превратиться в весёлого человечка. На пакетике нарисуйте лицо и прорежьте дырку для носа, в которую просуньте указательный палец, а большой и средний станут руками. Кукла из носка: набейте носок тряпками и вставьте внутрь линейку.
Все скрепите верёвочкой или резинкой. Кукла из бумажной тарелки. На бумажной тарелке нарисуйте рожицу. К обратной стороне прикрепите липкой лентой палочку.
Игрушки и куклы из пластмассовых бутылок и коробок. Коробки можно склеить
друг с другом, обклеить бумагой и приклеить детали. И тому подобное. …
Создавая домашний кукольный театр, вы вместе с малышом примеряете на себя множество ролей: будете делать кукол, рисовать декорации, писать сценарий, оформлять сцену, продумывать музыкальное сопровождение и, конечно, показывать сам спектакль. Только представьте, сколько творчества, смекалки, уверенности в себе потребует это занятие от крохи. А еще тренировка мелкой моторики, развитие речи, художественного вкуса и фантазии, познание нового и интересного, радость совместной деятельности с близкими людьми, гордость за свои успехи… Действительно, создание домашнего кукольного театра - настолько развивающая и многогранная деятельность, что стоит не пожалеть на это времени и сил.
От года до двух: на вторых ролях
Позже, когда ребенку исполнится год-полтора, он уже может сам исполнять небольшие роли. Для этого нужно надеть на один пальчик игрушку, мама будет произносить основной текст, а маленький артист помогать (договаривать отдельные слова, звукоподражание голосам животных). Игры с пальчиковыми куклами помогают малышу лучше управлять движениями собственных пальцев. Играя вместе с взрослыми, ребенок овладевает ценными навыками общения, разыгрывает различные ситуации с куклами, развивает воображение.
От двух до четырех: театр на столе
Когда ребенок начнет говорить, мы можем подключить театр кукол на столе. Игрушки для него можно сшить или связать самим (при этом четко соблюдая пропорции, например, кошка не может быть меньше мышки, такой театр приобрести и в магазинеВсе куклы для одного спектакля должны быть из одного материала!
Ребенок может наравне с взрослым или даже самостоятельно показывать небольшие известные сказки (начинать лучше с таких сказок как «Колобок», «Курочка Ряба»). В этот момент мама должна помочь малышу подобрать правильную интонацию к каждому герою, следить за дикцией, темпом речи.
От четырех до пяти: сам себе режиссер
В 4-5 лет мы можем познакомить ребенка с верховыми куклами или куклами-рукавичками. И в этот же период для домашнего театра можно сделать ширму, но я бы рекомендовала так называемый «телевизор». Сделать его просто: нужно взять коробку, вырезать довольно большое окошко, на которое необходимо повешать шторки.
Ребенок надевает на ручку рукавичку с изображением героя и, сам находясь «за кадром», показывает спектакль, действуя только руками.
Еще один очень интересный вид театра, но, правда, требующий присутствия нескольких актеров – это театр масок.
Дети любят сами перевоплощаться в любимых героев и действовать от их имени в соответствии с сюжетами сказок, мультфильмов, детских спектаклей.
Домашние постановки помогают удовлетворить физический и эмоциональный потенциал. Дети учатся замечать хорошие и плохие поступки, проявлять любознательность, они становятся более раскрепощенными и общительными, учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.
Значение театрализованной деятельности невозможно переоценить.
Театрализованные игры способствуют всестороннему развитию детей: развивается речь, память, целеустремленность, усидчивость, отрабатываются физические навыки (имитация движений
различных животных). Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют решительности, трудолюбия, смекалка.
А как загораются глаза малыша, когда взрослый читает вслух, интонационно
выделяя характер каждого героя произведения!
Театрализованные игры всегда радуют, часто смешат детей, пользуясь
у них неизменной любовью. Дети видят окружающий мир через образы, краски, звуки.
Малыши смеются, когда смеются персонажи, грустят, огорчаются вместе с ними.
С удовольствием перевоплощаясь в полюбившийся образ, малыши
добровольно принимают и присваивают свойственные ему
черты.
Разнообразие тематики, средств изображения, эмоциональность театрализованных
игр дают возможность использовать их в целях всестороннего воспитания
личности. Родители могут также стать инициаторами организации в
домашней обстановке разнообразных театрализованных игр. Это могут быть
игры-забавы, игры-драматизации под пение типа «У медведя во бору»,
«Каравай», «Репка»,
слушание сказок, записанных на дисках, с их последующим
разыгрыванием и другое. Такие совместные развлечения могут сыграть
большую роль в создании дружеской доверительной, творческой атмосферы в
семье, что важно для укрепления семейных
отношений.
Фланелеграф Нарисовать на тонком картоне фигурки, вырезать их, на оборотные стороны наклеить кусочки фланели. Экран – плотный картон или фанера обтянутые куском фланели
Теневой театр
1. Пальчиковый.
Вырезать из картона голову персонажа и прикле ить к ней бумажную трубочку для указательного пальца исполнителя. Рука исполнителя – это туловище персонажа, а средний и большой пальцы – ноги.
2. Театр «живых» ручных теней.
При помощи пальцев рук изображаются разные животные, птицы, предметы и др.
3. Вырезанные силуэты.
Из картона вырезать разные силуэты и наклеить их на длинные палочки. Во время показа силуэт необходимо удерживать за палочку и передвигать по мере необходимости.
Устройство теневого экрана.
Экран делается из любого полупрозрачного материала (ткани, кальки, натягивается на рамку из фанеры, картона, устанавливается как обычная ширма, сзади него устанавливается источник света – лампа.
Показ театрализованного действия также осуществляется с обратной стороны. Спереди видны лишь силуэты персонажей
Магнитный театр
На картонку с изображением персонажа с обратной стороны наклеить кусочек магнита. Театр готов к использованию
Стенд – книжка
3. Театр на руке
Персонажи размещаются на руке ребёнка или взрослого, при шевелении пальцев создаётся впечатление передвижения персонажа.
• Пальчиковый
• Варежковый
• Перчаточный
• Театр на руке
1Пальчиковый
Персонажи для пальчикового театра могут быть сделаны из разного материала: связанные из ниток, сшитые из ткани, из поролона и др.
22. Варежковый театр.
Персонажи шьются из
ткани в виде варежек. Она может изображать голову куклы, при этом большой палец служит персонажу носом. А также её можно превратить в целую зверюшку, тогда большой палец будет хвостиком, а сама варежка – туловищем, к нему пришивается голова и другие детали. Можно использовать старые ненужные варежки.
3 Перчаточный.
На перчатку пришивается голова, одежда, необходимые детали персонажа.
4. Верховые куклы
Куклы, которые необходимы при показе театрализованного действия с использованием ширмы.
На ложках
Бибабо
Тростевые куклы
1Театр на ложках -Овальная или круглая часть ложки оформляется как голова (волосы из ниток, глаза, рот и т. д., затем к голове прикрепляется тело в виде платья, рубахи – лоскутка ткани.
2тростевые куклы -Тростевые куклы могут быть выполнены в виде игрушки на палочке – трости или в виде картонной игрушки, которая также приклеивается на палочку.
3Бибабо -На указательный палец надевается голова куклы, а большой и средний палец служат руками. Для них шьются платья, украшенные деталями (кармашек, фартучек, поясок). Головки можно изготовить из поролона, ткани, папье – маше. Для головы необходимо сделать круг из любой ткани, собрать его по периметру на нитку, набить ватой. Пришить нос, волосы и т. д.
5Напольные куклы
Марионетки.
Персонажей театра марионеток тоже делаются из разных материалов. Детали можно сшить по принципу изготовления мягкой игрушки по шаблону – выкройке, который накладывается на ткань, обводится мелом, кроится, сшиваются не сложные детали. Принцип действия такими игрушками – благодаря леске, привязанной к крестовине.
6 Театр живой куклы
• Ростовые куклы
• Люди куклы
• Театр масок
Театр кукол – это замечательное путешествие в страну ожившей сказки! Не только каждый ребёнок, но и взрослый, сохранивший в сердце живое восприятие жизни, переступает театральный порог с оправданным ожиданием чуда и волшебства! Именно здесь, видя оживших героев книг и сказок, ребёнок начинает учиться радости сотворчества, сопереживанию, любви к искусству в самом широком смысле этого слова!
Занимаясь с детьми театром, мы сделаем их жизнь интересной и содержательной, наполним ее яркими впечатлениями и радостью творчества.
А самое главное - навыки, полученные в театрализованных играх,
представлениях дети
смогут использовать в
повседневной
жизни.
Желаю всем творческих успехов в освоении театрализованного искусства.