Анна Александровна Калёнова
Консультация для родителей «Значение сказок в жизни дошкольника»
▼ Скачать +Заказ
У каждого из нас есть своя первая и самая любимая сказка. Сказка, которую мы проносим в своём сердце через всю свою жизнь. И у каждого она разная. А почему? В чем же здесь глубинный смысл?
В каждой прочитанной нами сказке, можно найти, как и полный перечень человеческих проблем, так и способы и пути их решения. Подсознательный выбор сказки отражает проблематику личностных моментов в жизни человека, их убеждений и стремлений. Известный американский психолог Эрик Берн ещё в середине ХХ века доказывал, что с помощью сказок возможно даже запрограммировать будущее ребёнка.
Публикация «Консультация для родителей „Значение сказок в жизни дошкольника“» размещена в разделах
Сказки не так просты, какими кажутся на первый взгляд - они похожи на многослойный пирог. В детстве мы видим первый слой, он является самым понятным, а с возрастом нам открывается более глубинный смысл вложенного замысла в сказку. Чем короче сказка, тем больше она имеет объём вложенной в неё информации. И в таком случае сказки не менее нужны родителям, чем их детям.
Для примера предлагаю Вам разобрать сказку "Колобок". Вы все хорошо помните, как колобок убегает из дома, чтобы увидеть мир. Безусловно, что он имеет большую тягу к приключениям. По характерологическими признакам он является коммуникабельным, энергичным, достаточно активным, живым, подвижным, имеет хороший характер и безграничное желание узнать что-то интересное, неизвестное. Тип темперамента - скорее, сангвиник.
На пути к неизвестным приключениям он встречает несколько персонажей, которые становятся для него помехой. Но Колобок умеет договариваться с каждым - даже самого отрицательного героя из сказки он смог убедить отпустить его. Со временем, уже будучи уверенным в себе, как сформировавшаяся личность, путешественник теряет бдительность, его дерзасть и самоуверенность подавляет такие психологические процессы, как наблюдательность и внимательность - и его, с помощью обмана, съедает Лиса.
Данный сюжет сказки встречается в сказках многих народов мира. Он является поучительным, потому что несёт в себе мудрость народа, которая передается в поколениях от предков к грядущим потомкам.
Какие уроки можно из этой сказки вынести и чему научить ребёнка, рассказывая её:
1. Выбирать правильный путь в жизни. Об этом стоит с ребёнком говорить в самом конце. Ведь Колобок был испечен с соответствующей целью, Бабушка и Дедушка возлагали на него свои надежды, а наш непослушный герой испортил жизнь и им, и себе. У каждого человека есть свои способности, это является признаком назначения каждого в этом мире. Согласно данным признакам и призванию души - люди стараются выбирать себе профессию, занятие, вид деятельности. И, безусловно, сделав правильный выбор профессии - человек сможет реализовать свои таланты в жизни, а своими успехами приносить большую пользу себе, родным и обществу, и получить от своей профессиональной деятельности ещё и удовольствие. Самоутвердиться.
2. Не терять чувство самоконтроля. Всегда можно найти выход из ситуации и противостоять тому, кто оскорбляет: позвать на помощь друзей, проявить хитрость. Ведь Колобка мог бы ещё съесть Заяц, если бы наш герой не схитрил: "Давай, я тебе песенку спою!" Или всё же, просто убежать, - так и поступал каждый раз Колобок, пропев песенку.
3. Не доверять первому встречному. В жизни встречаются разные люди, как доброжелательные, так и наоборот. На всякий случай, всегда нужно быть на все готовым, ведь не всегда нехорошие люди прямо и откровенно дают понять: "Я тебя съем!" Большинство, в отношении к вам, могут поступить, как хитрая Лисичка, усыпить вашу бдительность лестью и искусно сыгранной добротой; поэтому, здесь стоит быть очень осторожным, чтобы разгадать намерения людей.
Как итог:
- Не забывайте о своем детстве. Почему главный герой сказки так безрассудно решился на приключения? Наверное, потому, что ему стало одному довольно грустно лежать на подоконнике. Поэтому, не стоит спешить ругать ребенка за непослушание, а лучше вспомните, как сами хотели когда-то в детстве почувствовать себя «взрослым и самостоятельным», говоря, по желанию мамы помочь: "Я сам!"
- Не спешите отказывать. Когда вас просят "поскрести по сусекам", а вы знаете, что там ничего нет, - всё равно поскребите. Бабушке хватило муки на Колобка.
- Не оставляйте детей без присмотра. Ведь Колобок - не кто иной, как малыш, который, как только Бабушка отвернулась, спрыгнул с подоконника и отправился в лес!
Рекомендации родителям.
- Дети должны понимать и знатьь, что в жизни есть, кроме "внешней", "внутренняя" сторона (основной воспитательный смысл сказки). Поговорите об этом с ребёнком, осторожно и тонко выбирая момент. Исключительно в познавательных целях, подняв ребёнка до того, как правильно он должен поступать в подобных ситуациях. А ещё лучше, если ребёнок недавно чем-то провинился, то подобрать согласно этой ситуации соответствующую сказку с освещением поучительно-воспитательного момента.
- Не пытайтесь заменить чтение сказки на просмотр мультфильмов. Даже при большой занятости найдите время для чтения в кругу семьи или перед сном. 15 минут в день - это немного для эмоционального и живого отображения сказки вами для вашего ребёнка, но это очень важно для психологического её развития.
- Перед тем, как читать незнакомую сказку дочери или сыну, быстро пробегите её глазами. В современных интерпретациях можно встретить, например: «. и разорвал его на тысячу мелких кусочков». Это уже слишком. Поэтому, в таком случае можно заменить эту сказку на другую, или некоторые действия главных героев заменить на более мягкие, которые не отражают проявлений агрессии и различного негативизма, потому что у ребёнка может формироваться мнение, что только жестокость и зло может быть разумным и сильным.
- Не стоит читать грустные сказки ребёнку на ночь. Потому что тяжело будет представить, что ребёнку может присниться после такой сказки.