Кучиева Светлана Николаевна
Консультация для родителей «Живые» игрушки. Развивают или нет»
▼ Скачать +Заказ
Живыми игрушками называют те, которые говорят, ходят. Нажал на кнопку - пищат, хлопнул в ладоши - идут. Нужны они детям?
Никакая программа не может воспроизвести внутренний мир человека, а без этого все изменения игрушки — лишь безжизненные механические звуки или движения. Эти движения в отличие от живых всегда одинаковые и не зависят от играющего. Такие игрушки не требуют ни физических, ни умственных усилий. Но игра без усилия, без активной деятельности — всегда плохая игра.
Публикация «Консультация для родителей „Живые“ игрушки, Развивают или нет“» размещена в разделах
В дошкольном возрасте дети общаются с игрушкой, которая становится другом. Обычно это мягкие образные игрушки — мишки, кошечки, собачки, куклы. Близость такого друга помогает малышу пережить опасность или одиночество, даёт ощущение своей нужности и самостоятельности. Малыши приписывают им свои чувства и переживания. «Киска плачет, маму ждёт, а мама не приходит» — говорит девочка, поглаживая любимую игрушку. Ребёнок переносит себя в тело игрушки, и оно становится воплощением его «Я». Разговор с игрушкой это разговор одного «Я» с другим, воплощённым в материальном предмете. Именно это делает общение с игрушкой важным условием формирования самосознания.
С интерактивной игрушкой такой диалог невозможен. С игрушками, напичканными техническими новинками, не нужно ничего придумывать и воображать. Нажимай на определённые места и наблюдай, что она скажет или сделает. Но именно такие игрушки предпочитают взрослые и дети, на их выпуск ориентированы производители. Особенности «игры» с такими игрушками — в манипулировании и экспериментировании, которые ничего общего не имеют с сюжетной игрой. Подтолкнуть ребёнка к развёртыванию сюжета возможно лишь при выключении или поломке механизма.
Наличие механизма сводит игровые действия к стереотипным манипуляциям. Игрушка выступает в качестве забавы, но никак не способствует разворачиванию игры, созданию мнимой ситуации или принятию роли. Она сама диктует ребёнку, что с ней нужно делать. Ребёнок попадает под её влияние, он лишё н возможности действовать самостоятельно: оживлять, додумывать, представлять. Всё уже сделано за него. Остаётся быть наблюдателем и использовать заготовленные для него предметы и готовые механизмы. А это очень скоро надоедает. Прелесть новизны быстро улетучивается. Игрушка навязывает свой образ и способ действий, и поэтому не позволяет ребёнку даже создать свой замысел. Главные качества детской игры — свобода действий, эмоциональная насыщенность, творческая активность, изобретательность
И у меня сложилось мнение, что такие игрушки не всегда и не всем полезны. В младенчестве, когда ребёнок ещё не понимает смысла и он учится, например, нажимать на кнопки, такие игрушки могут быть полезны. Но позже лучше пусть это будет обычный пупсик или молчащий динозавр.