Ольга Костромина
Консультация для родителей «Занимательные математические игры для детей дома»
г. Сыктывкар, МАДОУ № 86
Воспитатель Костромина ольга вячеславовна
Занимательные математические игры
для детей дома
Известно, что игра это ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, способствующая самовыражению, развитию интеллекта, самостоятельности. Эта развивающая функция в полной мере свойственна и занимательным математическим играм. Приобщение детей дошкольного возраста к занимательному математическому материалу в условиях семьи поможет решить ряд педагогических задач.
Публикация «Консультация для родителей „Занимательные математические игры для детей дома“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Математика. Консультации для родителей
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
Игры математического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес, способность к исследовательскому и творческому поиску, желание умение учиться. Необычная игровая ситуация с элементами проблемности, присущая занимательной задаче, интересна детям. Желание достичь цели (составить фигуру, модель, дать ответ, получить результат) стимулирует активность, проявление нравственно-волевых усилий (преодоление трудностей, возникающих в ходе решения, доведение начатого дела до конца, поиск ответа до получения результата).
Занимательные задачи, игры на составление фигур-силуэтов, головоломки способствуют становлению и развитию таких качеств личности, как целенаправленность, настойчивость, самостоятельность (умение анализировать поставленную задачу, обдумывать пути, способы её решения, планировать и осуществлять постоянный контроль своим действиям, соотносить их с условием, оценивать полученный результат). Выполнение практических действий с использованием занимательного материала вырабатывает у детей умение воспринимать познавательные задачи, находить для них новые способы решения. Это ведёт к проявлению у детей творчества (придумывание новых вариантов логических задач, головоломок).
Дети начинают осознавать, что в каждой из занимательных задач заключена какая-либо хитрость, выдумка, забава. Найти, разгадать её невозможно без сосредоточенности, напряжённого обдумывания, постоянного сопоставления цели с полученным результатом.
Многообразие занимательного материала дает основание для их классификации. Классифицировать его можно по разным признакам: по содержанию и значению, характеру мыслительных операций, а также по направленности на развитие тех или иных умений. При подборке игр следует учитывать возрастные возможности детей и задачи всестороннего развития.
Подборка математических игр по разделам :
• Геометрические фигуры;
Различать и называть фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, трапеция, ромб, овал.
• Кто больше назовет
Ребенок и взрослый соревнуются в названии предметов (в окружающей обстановке, похожих на геометрические фигуры. Например:
прямоугольник - дверь, картина, стена, ковёр, оконная рама, крышка стола и т. д.
круг - тарелка, обруч, часы, мяч, шарик, баночка, баранка и т. д.
трапеция - конструктор, юбочка, сумочка, крышка у стола и т. д.
овал - огурец, батон, салфетка, хлебница, селедочница и т. д.
• Какой фигуры не стало
Дети рассматривают фигуры, называют, запоминают. Затем закрывают глаза, взрослый убирает какую-нибудь фигуру, после чего, открыв глаза, дети определяют, чего не стало.
• Что изменилось?
Дети рассматривают фигуры, запоминают, как они расположены. После закрывают глаза, а взрослый меняет фигуры местами. Дети должны правильно назвать фигуру и место, где она первоначально располагалась.
• Выложи фигуру из палочек
Дети с помощью счё тных палочек выкладывают на столе фигуры по заданию взрослого: квадрат, прямоугольник, ромб, треугольник, трапеция.
• «Сравни фигуры»
На фланелеграфе (магнитной доске) находятся квадрат и прямоугольник. Взрослый выясняет у детей, как называются фигуры и чем они отличаются: «Что общего у этих фигур? Как можно назвать эти фигуры одним словом?». Воспитатель обращает внимание на соотношение длины сторон у каждой фигуры с помощью полосок-моделей.
• Ориентировка в пространстве:
• Кто где?
Вокруг ребёнка с четырёх сторон (слева, справа, впереди, сзади) расставить любые игрушки.
Вопросы: Кто стоит справа (слева) от тебя? Кто стоит впереди (сзади) от тебя? Где стоит заяц? (слева от меня) Где находится машина? (сзади от меня) и др.
• Фигуры высшего пилотажа
Перед ребёнком лист бумаги и маленький самолётик (из картона или игрушка)
Задания: Самолёт летит в правый (левый) верхний или нижний угол. Где самолёт? Самолёт полетел в середину листа. Где самолёт? и тд.
Аналогично можно играть и с шайбой (чёрный круг из картона). Шайба летит в разных направлениях. Где шайба?
• Игровые задания детям
— Топни правой ногой 3 раза.
- Дотронься левой рукой до левого уха.
- Подними вверх правую (левую) руку.
- Поставь на носок правую (левую) ногу.
- Поставь на пояс правую (левую) руку.
- Дотронься левой рукой до правого колена.
- Повернись на право (налево).
- Сделай три шага вперёд, повернись влево сделай 5 шагов и т. д.
• Количество и счёт
• Игра «Кто знает, пусть дальше считает»
Например, взрослый называет число 5 и говорит: «Считай дальше» (и так с любым числом до 10) .
• Назови числа до 6 (5, 4, 3 и т. д.)
• Назови числа после 3 (4, 5, 6, 7, и т. д.)
• Назови число на 1 больше (или на 1 меньше названного) .
• Счёт цепочкой (поочерёдно, с мячом) .
Начинает взрослый — «один», ребёнок продолжает — «два», взрослый — «три», ребёнок — «четыре» и т. д. до 10. Затем счёт первым начинает ребёнок.
• Отложи столько же предметов (счёт на слух)
Взрослый ритмично хлопает в ладоши, ребёнок закрывает глаза и считает хлопки на слух, затем откладывает столько же предметов.
Вопрос: «Сколько предметов ты отложил? и почему?»
Усложнение. «Отсчитай предметов на 1 больше (или на 1 меньше, чем услышишь хлопков».
Вопрос: «Сколько ты отложил предметов и почему?»
• Отсчитай столько же
Перед ребёнком большое количество предметов (палочки, круги, пуговицы и т. д.
Задание. Отсчитай 4 пуговицы (или любое другое количество до 10, или отсчитай столько палочек, сколько показывает цифра (при этом взрослый показывает ребёнку любую другую цифру в пределах 10) .
• Цифры
• Какой цифры не стало
Перед ребёнком цифровой ряд. Ребёнок закрывает глаза или отворачивается, взрослый убирает одну или две цифры. Открыв глаза, ребёнок определяет какой цифры нет.
• Наведи порядок
Все цифры расположены беспорядочно. Дать задание ребенку разложить цифры по порядку.
• Соедини стрелкой цифру с нужным количеством предметов.
• Обведи в кружок цифру, которая соответствует количеству предметов.
• Назови цифру.
Перед ребёнком цифровой ряд. Взрослый предлагает ребёнку показать любую из названных цифр, или, указывая на любую цифру, спросить как она называется.
• Назови, какие цифры пропущены 1? 3 4? 6? 8?
• Какая цифра должна стоять вместо? 1 2 3 4? 6 7? 9 10 или
1 2? 4 5 6 7 8 9 10 и др.
• Покажи цифру
Взрослый прохлопывает определённое количество раз, дети считают про себя и поднимают соответствующую цифру.
• Ориентировка во времени.
Знать название текущего времени года, месяца, дня недели, части суток. Сколько всего времён года? Назови их по порядку. Какое время года идёт после весны?
• Дни недели
- Какой день недели 1-й (3-й, 5-й) по счету? :
- Сегодня пятница. Какой день будет завтра?
- Четверг – какой день по счету?
- Какой день недели будет после вторника?
- Какой день между четвергом и вторником?
- Сколько всего дней в неделе?
• Что сначала, что потом (с мячом) (что мы делаем утром; когда мы ужинаем, спим, просыпаемся и т. д)
• Логические задачи
• Дорисуй недостающую фигуру
• Из каких геометрических фигур состоит предмет
• Какая фигура лишняя?
Найди два одинаковых предмета
• Решение логических задач: игры-головоломки, ребусы, лабиринты, пазлы, кубики-рубика, змейка-рубика, «Танграм», «Колумбово яйцо», «Волшебный круг», шашки, шахматы.
Предложенный материал способствует внедрению современных подходов к обучению детей дошкольного возраста: таких как сочетание практической и игровой деятельности, решение детьми проблемных ситуаций, умение понимать предложенные им задачи и разрешать их самостоятельно, в ходе выполнения заданий у детей возникает потребность овладеть определёнными знаниями. Всё это позволяет сформировать у дошкольников высокую познавательную активность, самостоятельность мышления, устойчивость внимания, то есть те качества, которые им пригодятся в дальнейшем обучении в школе.