Людмила Басова
Консультация для родителей «Загадка и ее роль в воспитании ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Загадки начали создавать еще в глубокой древности. Но и теперь загадки не теряют своей значимости. Загадка развивает наблюдательность,учит воспринимать мир многогранно и образно, помогает совершенствовать человеческую мысль. Поэтому загадка очень важное средство в воспитании и обучении детей. Только через загадки ребенок познает окружающий его мир, знакомится с устным народным творчеством, стремится сам создавать загадки. Загадка- это краткое описание предмета или явления,часто в поэтической форме, заключающее в себе замысловатую задачу в виде явного (прямого) или предполагаемого (скрытого) вопроса. В загадках отражается жизнь человека, окружающая его действительность: растительный и животный мир, явления природы, предметы труда. Загадки разнообразны по содержанию. Об одном и том же предмете, животном может быть несколько загадок, каждая из которых характеризует его со своей стороны. Например, в загадке про зайца говорится о внешнем виде животного: «Серый зверек через кочки скок! Легкие ножки и хвоста немножко.»; в другой о характере его движения: «По полю скачет - ушки прячет, встанет столбом – ушки торчком»; в третьей – о защитной способности менять окраску: «Зимой беленький, летом серенький.». Народная загадка должна быть краткой, так как сохраняется только в памяти народа. Литературная загадка отличается по форме. Автор литературной загадки дает развернутое описание с указанием многочисленных признаков, используя разнообразные художественные средства книжного стиля речи. Такие загадки принимают форму стихотворения в несколько строф:
Публикация «Консультация для родителей „Загадка и ее роль в воспитании ребенка“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Загадки. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Темочки
«Была телега у меня, Да только не было коня. И вдруг она заржала, Заржала – побежала Глядите : побежала телега без коня!» (Автомобиль – грузовик) К. Чуковский Форма народной загадки используется детскими писателями :
«Наткет, наплетет, Сядет и добычи ждет.» (Паук) А. Рождественская
«С неба звездой, В ладошку- водой.» (Снежинка) О. Тарнопольская
Воспитательные и образовательные возможности загадки многообразны. Средствами загадки вводят ребенка в мир народной поэзии, доставляя ему эстетическое наслаждение, формируют любовь к народному творчеству, родному языку. Загадка занимает особое место в работе по развитию мышления детей. Для ребенка разгадывание загадок является своеобразной гимнастикой, мобилизующей и тренирующей его умственные силы. Отгадывание загадок развивает находчивость, сообразительность, быстроту реакции, умственную активность, привычку более глубоко и разносторонне осмысливать мир. Отгадывание загадок оттачивает и дисциплинирует ум детей, приучает к четкой логике, рассуждению и доказательству. При разгадывании загадок развивается способность к анализу, обобщению, формируется умение самостоятельно делать выводы, умозаключения. В загадках имеется познавательный смысл. Тематические группы загадок содержат широкий круг сведений об окружающем мире. Загадки можно использовать для развития наблюдательности детей, закрепления знаний о признаках предметов, о существующих в окружающем мире связях между явлениями. У детей загадки вызывают интерес к миру вещей и явлений. В загадках о предметах домашнего обихода, об орудиях труда указывается на характерное во внешнем виде предмета: «Два кольца. Два конца, посредине гвоздь. И тот насквозь.»(Ножницы) ; на то, из чего сделан предмет: «Поля стеклянные, межи деревянные,»(Оконная рама); на назначение предмета : «Ног нет,а хожу, рта нет, а скажу, когда спать,когда встать, когда работу начинать.»(Часы) Детям многое могут рассказать загадки о животных, об их величине: «Юркий зверек по деревьям прыг да скок.»(Белка) ; о частях тела: «С бородой, а не старик, с рогами, а не бык, с пухом, а не птица.»(Козел) ; о форме глаз, длине ног, ушей, хвоста: «Хвост крючком,нос пятачком.» (Свинья) ; об окраске животного: «Желтый клубок за белым скок.»(Лиса, заяц). На особенности внешнего вида указывается в загадках об овощах, о фруктах, ягодах: «Круглое, румяное с дерева достану я.»(Яблоко) ; на вкус и запах плодов :«Низок да колюч, сладок да пахуч, ягоды сорвешь – всю руку обдерешь.»(Крыжовник); на места обитания: «Стоят в поле сестрицы: платья белены, шапочки зелены.»(Березки). Загадки, красочно рисуя окружающий мир, помогают ребенку по – иному взглянуть на самую обыкновенную травинку, цветок, бабочку: «Стоят в поле сестрички : желтый глазок,белые реснички.»(Ромашки). Загадки развивают поэтическое восприятие родного края у детей. В загадках отразился живой, веселый, бойкий нрав русского народа, умеющего воспринимать жизнь радостно, весело, оптимистически. Загадки полны юмора, шуток, насмешек, озорной двусмысленности: «Хожу на голове, хотя и на ногах, хожу и босиком, хотя и в сапогах,»(Гвоздь в сапоге). С помощью загадок у детей развивается поэтический слух. Загадки – это первые образцы народной поэзии. Они развивают чуткость к рифме, обогащают слух ребенка разнообразными ритмами и мелодиями, подготавливают детей к более полному восприятию и пониманию поэтической основы произведений литературы. Загадки тесно связаны с другими жанрами народного творчества- сказками, песнями, пословицами. При отгадывании загадок развивается речь детей. Загадки обогащают их словарь, помогают увидеть вторичные значения слов: «Посмотри в окошко: идет длинный Антошка.»(Дождь). Загадки расширяют представления детей о возможностях переносного употребления слова: «Мы когда идем, стоим, А стоять умеем лежа. Даже если убежим, Мы не двигаемся тоже.»(Часы) Размышления над загадками содействуют обостренному восприятию словообразовательных и формообразующих средств русского языка – его морфем. Загадка помогает детям осваивать синтаксис родной русской речи. Грамматическое и лексическое разнообразие загадок существенно помогает детям осваивать строй русской речи в его многогранных проявлениях. Загадка обладает многими ценными качествами необходимыми в воспитательной и образовательной работе с детьми.