Анжела Муртиева
Консультация для родителей «Загадка и ее роль в воспитании дошкольника»
▼ Скачать + Заказать документы
Кто из нас не любит разгадывать загадки? Ведь это так здорово -
поломать голову над чем-то интересным, проявить эрудицию и блеснуть
знаниями!
Загадка – это один из видов фольклорного жанра, в которой в предельно
сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки
предметов и явлений.
Человек начал создавать загадки еще в глубокой древности. И
составление загадки, и ее разгадывание требовали пристального наблюдения
действительности, выявления в ней типичного, характерного.
Публикация «Консультация для родителей „Загадка и ее роль в воспитании дошкольника“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Загадки. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Темочки
В. И. Даль писал: «Загадка — краткое иносказательное описание
предмета, предлагаемое для разгадки».
На первый взгляд может показаться, что разгадывание загадок — всего
лишь забава, не больше того. Но это не так. Любая загадка, а народная в
особенности — это маленькое произведение искусства. Загадка умна,
поэтична, часто несет в себе нравственную идею, развивают чувство юмора.
Загадки — очень древний жанр фольклора, но и в наши дни создаются
все новые и новые загадки.
Отгадывание загадок – весёлый и интересный процесс, который приносит
удовольствие и детям, и взрослым, дарит богатые возможности для развития
речи, внимания, мышления и воображения ребенка.
3
Прежде чем начать загадывать ребенку загадки, полезно узнать, какие
они бывают. А загадки бывают разные!
Подбирать загадки нужно по степени сложности в зависимости от
возраста ребенка и уровня его индивидуального развития.
Существует несколько видов загадок :
Описательные загадки
Предлагаю начинать с описательных загадок, отгадки на которые найдут
даже самые маленькие. Для таких загадок необходимо перечислить важные
особенности и характерные детали предмета, явления или живого существа,
о котором идет речь. Описательные загадки можно упрощать или усложнять,
давая более краткий или развернутый варианты описаний.
Это животное самое большое на нашей планете. Кто это? (слон)
Он большой и добрый. У него большие уши, короткий хвостик и
длинный хобот. Кто это? (слон)
Она сделана из металла. Ею управляют при помощи руля. Что это?
(машина)
У нее четыре колеса. Она едет по дороге и сигналит: БИ-БИ! Что это?
(машина)
Загадки-стихотворения
Стихотворные загадки бывают разного уровня сложности.
Ускользает, как живое,
Но не выпущу его я.
Белой пеной пенится,
Руки мыть не лениться.
(мыло)
Летом ходит без дороги
Возле сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос.
(медведь)
4
Рифмованные загадки
В некоторых загадках-стихотворениях предлагается назвать в качестве
отгадки последнее слово в строке. Рифма подскажет отгадку и поможет
ребенку почувствовать себя успешным, поверить в свои силы.
Такие занятия доступны самым маленьким и малыши очень любят такие
загадки. Рифмованные могут быть совсем короткие – всего по две строки, и
подлиннее.
Быстро прячется от страха
В панцирь твердый… (черепаха)
До чего огромный рот!
Пасть разинул… (бегемот)
Загадки-обманки
Загадки-обманки также предлагают в качестве ответа слово-рифму, вот
только это подсказка наоборот – путаница, неправильное слово. Отгадывание
таких загадок требует от ребенка внимательности и сосредоточенности:
ребенок должен не поддаться на подсказку-обманку и не позволить себя
запутать, дать правильный ответ, который не созвучен стихотворению.
На заборе поутру
Кукарекал… (не кенгуру, а петух)
Дочерей и сыновей
Учит хрюкать… (не соловей, а свинья)
Образные загадки
В более сложных стихотворных загадках смысл представлен образно, он
завуалирован. Для отгадывания таких загадок необходимо обладать большим
словарным запасом, высоким уровнем мышления и воображения.
Обратите внимание, что дети любят отгадывать такие загадки, только
если они уже знакомы, а при отгадывании новых загадок испытывают
трудности. Стихотворные загадки со скрытым смыслом можно предложить
детям среднего и старшего дошкольного возраста.
5
Без рук, без ног,
А ворота отворяет.
(ветер)
Четыре братца
Под одной крышей стоят.
(стол)
Загадки с подвохом для детей
Очень интересны загадки с подвохом для детей. Они бывают разные:
простые и сложные, математические, экономические, и просто жизненные.
Загадки с подвохом складываются по принципу, чтобы запутать человека.
Они имеют определенный вопрос и необходимо дать правильный ответ.
Чтобы ответить, надо мыслить нестандартно, включить мышление, добавить
юмор и настроение.
Такие загадки можно использовать в развлекательных целях, в процессе
обучения.
Вышел зайчик погулять,
Лап у зайца ровно …
(не пять, а четыре)
Моим сестричкам маленьким
Купили к лету…
(не валенки, а босоножки)
Загадки с подвохом помогают развивать сообразительность,
находчивость, внимательность. Вызывают радость, восторг у детей и
поднимают настроение.
Загадки позволяют эффективно упражнять ум, развивать мыслительные
способности. Способствуют активному развитию образности речи,
обогащают словарь, углубляя и уточняя знания о предмете. Помогают
усвоить знания о словообразовании, развивают поэтический слух и
поэтическое восприятие окружающего мира.
Загадки :
обогащают словарь детей за счет многозначности слов;
6
помогают увидеть вторичные значения слов;
формируют представления о переносном значении слова;
помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи.
Причины ошибок при отгадывании загадок детьми :
Несмотря на то, что старшие дошкольники обладают уже определенными
знаниями и интеллектуальными умениями при отгадывании загадок они
допускают ошибки. Причины:
• невнимательно слушают текст загадки;
• не запоминают полностью содержание загадки;
• полностью или частично не понимают текст загадки;
• при отгадывании и сравнении используют не все признаки, имеющиеся
в загадке;
• не имеют достаточных знаний о загаданном;
• не могут правильно проанализировать, сравнить и обобщить признаки,
указанные в загадке
Обучение детей отгадыванию загадок начинают не с их загадывания, а с
предварительного ознакомления детей с теми предметами и явлениями, о
которых пойдёт речь в загадках через наблюдение, беседу, дидактические
игры, чтение художественной литературы (она обостряет наблюдательность
и одновременно учит детей умению пользоваться словом, точным и
образным). Загадка становится не просто развлечением, а упражнением в
рассуждении и доказательстве, приближает ребёнка к пониманию народной и
литературной речи.
Желаю Вам успехов в отгадывании загадок вместе с детьми.