Любовь Хаймина
Консультация для родителей «Зачем нужны пальчиковые игры»
▼ Скачать + Заказать документы
Зачем нужны «Пальчиковые игры»?
Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают что пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи. Уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
Темочки:
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Мелкая моторика
- Пальчиковая гимнастика и игры. Консультации для родителей
- Темочки
Игры с пальчиками – это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми.
При общении со взрослым ребёнок получает массу впечатлений необходимых для его эмоционального и интеллектуального развития.
. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность.
Очень важным фактором для развития речи является то, что. пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. И именно поэтому словесная речь ребенка начинается, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Руки ребенка как бы подготавливают почву для последующего развития речи. Они помогают налаживать коммуникативные отношения на уровни соприкосновения, эмоционального переживания, контакта «глаза в глаза». Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит. Интересно, что совсем маленькие дети, даже играя в одиночку, часто высказывают свои мысли вслух, тогда как ребята, более старшего возраста играют молча. Организованные игры, в том числе и пальчиковые, сопровождаемые речью, превращаются в своеобразные маленькие спектакли. Они увлекают малышей и приносят им радость. Со слов взрослых дети могут многое запомнить и воспроизвести, надо только несколько раз повторить текст. Культура речи детей напрямую зависит от культуры и содержания речи взрослых — родителей и педагогов. Пальчиковые игры могут стать прекрасным средством начального эстетического воспитания. Необходимо, чтобы любая пальчиковая игра проходила весело, чтобы дети могли представить себя, например, в роле маленькой хрюшки, или веселой серенькой мышки и т. д. Не стоит забывать, что все дети — фантазеры. Они легко перевоплощаются и свободно принимают все условности театрального действа.
Насколько ребёнку понравится игра, зависит во многом от исполнения взрослого. Для самых маленьких важно спокойно-ласковое настроение и осторожное, бережное прикосновение. Для детей трех-пяти лет имеет большое значение выразительная мимика и речь взрослого. Конечно, для выразительного исполнения взрослому следует выучить стихи наизусть.
Движения правой и левой рук контролируются разными п
Для малыша двух-трёх лет некоторые игры станут особенно интересны, если вы для его пальчиков свернёте бумажные колпачки-куколки. Фломастером можно нарисовать на колпачке глазки, ротик, рубашку, пуговки, вырезать из цветной бумаги и приклеить гребешок, клюв, крылышки, шапочку и др.
Этапы разучивания игр:
• Взрослый сначала показывает игру малышу сам;
• Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и ручкой ребёнка;
• Взрослый и ребёнок выполняют движения одновременно, взрослый проговаривает текст;
• Ребёнок выполняет движения с необходимой помощью взрослого, который произносит текст;
• Ребёнок выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый подсказывает и помогает.
Рекомендации:
• Не проводите игру холодными руками. Руки можно согреть в тёплой воде или растерев ладони.
• Если в новой игре имеются не знакомые малышам персонажи или понятия, сначала расскажите о них, используя картинки или игрушки.
• Пальчиковые игры с детьми до 1.5 лет проводите как показ или как пассивную гимнастику руки и пальцев ребёнка.
• Детям старше 1.5 лет можно время от времени предлагать выполнить движения вместе.
• Если сюжет игры позволяет, можно «бегать» пальчиками по руке или спине ребёнка, щекотать, гладить и др.
• Используйте максимально выразительную мимику.
• Делайте в подходящих местах паузы, говорите то тише, то громче, определите, где можно говорить очень медленно, повторяйте, где возможно, движения без текста.
• Выбрав две-три игры, постепенно заменяйте их новыми.
• Проводите занятия весело, «не замечайте», если малыш на первых порах делает что-то неправильно, поощряйте успехи.
Пальчиковые игры, театрализованные игры, игры с пальчиками, игры со шнуровками, мозаикой - все это способствует развитию мелкой моторики рук и повышению умственной деятельности ребенка, психических процессов (внимание, память, развитию речевой способности детей, коммуникабельности.
Примеры пальчиковой гимнастики для детей раннего возраста
• Ладошки на столе.
На раз — пальчики разводим врозь, на два — собираем.
• На раз, два, три — меняем положение кисти руки, причем дети должны видеть движения взрослого.
Раз — ладошка, два — кулачок, три — ребро.
• На счет 1,2,3.4,5 соединяем поочередно пальцы обеих рук «здороваемся».
«Мы капусту рубим»
Мы капусту рубим, рубим! (2 раза)
(изображаем рубящие движения топора, двигая прямыми ладошками рук вверх и вниз по столу)
Мы капусту режем, режем! (2 раза)
(водим ребром ладошки по столу вперед и назад)
Мы капусту солим, солим! (2 раза)
(пальчики собираются в щепотку и «солят» капусту)
Мы капусту жмем, жмем! (2 раза)
(кулачки энергично сжимаются и разжимаются)
Мы морковку трем, трем! (2 раза)
(правая ручка сжимается в кулачок и двигается вверх-вниз вдоль левой прямой ладошки, имитируя терку)
«Печем пироги»
Тесто мнем, мнем, мнем!
(нужно поочередно «давить» кулачками воображаемое тесто)
Тесто жмем, жмем, жмем!
(нужно резко сжимать пальчики в кулаки и разжимать их, вначале одновременно, а после поочередно)
Пироги мы испечем!
(нужно руками «лепить» пироги, «перекладывая» их из одной ладошки руки в другую)
(поочерёдно загибаем пальчики)
Этот пальчик — в лес пошёл,
Этот пальчик — гриб нашёл,
Этот пальчик — занял место,
Этот пальчик — ляжет тесно,
Этот пальчик — много ел,
Оттого и растолстел.
Пальчиковая гимнастика
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живём в родном краю,
Всех я вас – люблю!
Загибают пальчики ребенка и приговаривают:
Раз, два, три, четыре, пять,
На другой руке опять:
Раз, два, три, четыре, пять.
Зайчик (игра с мягкой игрушкой Раз –два -три-четыре-пять, Взять игрушку, потрясти
Вышел зайчик поскакать. Вверх-вниз
Огляделся, Вращать голову
Повертелся, Вращать игрушку
Посмотрел наверх и вниз Наклонить вперед-назад
Пробежался, Бежать
Забоялся…. Спрятать за спину
Где ты, зайчик, отзовись! Показать
(перебирая пальчики, приговариваем) Этот пальчик — дедушка
Этот пальчик — бабушка
Этот пальчик — папенька
Этот пальчик — маменька
Этот пальчик — Ванечка
(«Идём» по столу указательным и средним пальчиками)
Мы во двор пришли гулять.
(«Лепим» комочек двумя ладонями)
Бабу снежную лепили,
(Крошащие движения всеми пальцами)
Птичек крошками кормили,
(Ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)
С горки мы потом катались,
(Кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)
А ещё в снегу валялись.
(Отряхиваем ладошки)
Все в снегу домой пришли.
(Движения воображаемой ложкой, руки под щёки)
Съели суп и спать легли.
(Кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой
Итак, подводя итоги, можно констатировать следующее : Пальчиковые игры являются источником гармоничного физического и эмоционального развития, они способствуют сближению взрослого и малышей во время занятий, а также обогащают их разнообразными сенсорными впечатлениями, развивают внимание и способность к сосредоточению. Во время пальчиковых игр ребенок не только умственно растет, но и заряжается положительными эмоциями и вниманием, и любовью взрослого, а ведь это является главным условием его развития.