Анна Шевела
Консультация для родителей «Зачем и как учить стихи с детьми»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей «Зачем и как учить стихи с детьми»
Первое знакомство малыша с детской литературой, в частности со стихами, начинается
еще в колыбели, когда мама нежным голосочком поет-приговаривает:
Баю, баюшки, баю
Не ложися на краю.
Малыш подрастает делает первые шаги и уже декламируем:
Идет бычок качается.
Публикация «Консультация для родителей „Зачем и как учить стихи с детьми“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Учим стихи. Консультации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2023
Ритмичность рифмы завораживает ребенка и он готов слушать понравившиеся строки
снова и снова, и уже через некоторое время малыш повторяет:
Мишка косолапый
По лесу идет.
Все это происходит произвольно, в удовольствие малышу и на радость маме.
Часто родители задаются вопросом - надо ли учить с детьми стихи или это бесполезное
занятие? Наш ответ однозначный - да, надо.
Зачем нужно учить стихи
Во-первых, с первых дней жизни малыш начинает познавать мир, в основном, это
происходит визуально-тактильным путем. Стихи, потешки, наоборот, развивают
мыслительную деятельность, в результате чего расширяется кругозор и потребности
маленького человечка, происходит накопление и обогащение словарного запаса. Кроме
того, ребенок слышит правильно построенные предложения, что способствует развитию
правильной и хорошей речи.
Во-вторых, заучивание стихов развивает и тренирует память. Именно память человека
помогает запоминать, накапливать и сохранять информацию, использовать свой и чужой
опыт в дальнейшей жизни. Развитие интеллекта напрямую связано с развитием памяти.
В-третьих, знание стихов формирует культурный уровень ребенка, приучает любить
поэзию, развивает творческие способности, делает вашего малыша эмоционально богатым
человеком.
В каком возрасте можно учить стихи.
Некоторые специалисты говорят, что можно начинать еще тогда, когда малыш находится
в утробе матери. Поэтому читайте вслух стихи, слушайте детские песенки. Мелодичность
ритма убаюкивает малыша и создает благоприятный позитивный фон.
Рассказывайте стихи, когда бываете вместе с ребенком на прогулке в парке, когда
катаетесь на качелях или делаете что-то по дому, наблюдайте какие стихи нравятся
вашему чаду. Доказано, что тот малыш, которому читают регулярно стихи, начинает
раньше говорить. Понравившиеся строчки дети любят слушать довольно часто, поэтому
возвращайтесь к ним периодически, и не заметите, когда ребенок начнет декламировать
стихи вместе с вами.
В 2-3 года возможно это будут окончания строчек или простые двустишия. Не торопитесь,
чтобы не отбить охоту, не настаивайте на заучивании большего количества. Если ваш
ребенок проявляет интерес и легко запоминает прочитанное, тогда можно попытаться
выучить четверостишия. Обычно это происходит к 4-5 годам, когда память начинает
активно развиваться вследствие накопленного жизненного багажа. Опять же, у кого-то это
происходит раньше, у кого-то позже, единого правила нет, главным условием является
ваше и ребенка желание и интерес.
Как учить с ребенком стихи
Прежде, чем приступать к заучиванию, нужно правильно выбрать стихотворение. Оно
должно соответствовать возрасту ребенка и быть понятным для него по смыслу. Детская
литература сегодня предлагает большое разнообразие авторов, но, возможно, лучше
начать с детского фольклора, считалок или с проверенной временем детской классики -
А. Барто, К. Чуковский, С. Маршак и других.
Сначала прочитайте стихотворение, определите все слова, которые непонятны малышу,
объясните их, приведите примеры, затем эмоционально с выражением прочтите его,
возможно 2-3 раза, чтобы ребенок уловил ритм стихотворения. И только затем
приступайте к заучиванию.
Существует много методов для заучивания стихотворения, каждый из которых имеет
право на жизнь, но самым распространенным, пожалуй, является способ "накопления" или
"присоединения" - когда стихотворение заучивается и запоминается маленькими
порциями. Например, к выученным вчера двум строчкам присоединяем выученные
сегодня две строки, и уже повторяем 4 строчки стихотворения. Завтра присоединяем еще
две и уже повторяем 6 строчек и так до тех пор, пока не выучим все стихотворение.
При таком способе начинать учить стих нужно заранее, чтобы информация отложилась в
памяти к моменту выступления. А повторять можно где угодно и когда угодно - когда
одеваете малыша, чтобы отвлечь его от этого нелюбимого занятия, по дороге в детский
сад, убирая игрушки или купая ребенка в ванной.
Как заинтересовать ребенка
Естественно, если вы скажете: "А сейчас мы будем учить стихотворение и тренировать
твою память", то ребенок не будет гореть энтузиазмом выполнять данное задание.
Вспомним, что любое обучение дошкольника проходит чаще всего в игровой,
непринужденной форме, значит, и заучивание стихотворения нужно представить в виде
игры. Главное, чтобы в ней были продуманы все обучающие моменты и
последовательность.
Например, вы говорите "Ко мне в руки попало письмо с просьбой спасти принцессу. Но
для того, чтобы спасти принцессу, заточенную в башне Кощея Бессмертного, нужно
отыскать ключ/пароль к основным воротам. Сделать это непросто, так как части этого
пароля спрятаны в разных местах. ". И начинаете поиск по всей детской комнате или
квартире записок со строчками стихотворения пароля, выполняя небольшие задания
(сложить пазлы, нарисовать рисунок, исполнить танец, ровно выстроить ботинки в
прихожей и т. д, пока не выучите все четверостишие.
Кроме спасения принцессы это может быть поиск клада/сюрприза (возможно сладкого,
прохождение лабиринта, бюро находок, супергерой спешит на помощь и многое другое,
все зависит от вашей и ребенка фантазии.
Развивайте творческое начало
Чтобы стихотворение лучше запомнилось, предложите малышу перевести его в образы, то
есть нарисовать стихотворение построчно так, как он его представляет. Для многих детей
важна визуализация, так как воспоминание напрямую связано с образом, которое
возникает у ребенка в тот или иной момент. Картинки или рисунки помогают малышу
понять смысл выученного стихотворения, вспомнить сюжет и слова в нужной
последовательности, а также развивают воображение. Вспомогательными приемами
запоминания могут служить различные детские наглядные пособия или дидактические
игры. Дети любят находиться в центре внимания, поэтому ко дню рождения папы или
бабушки, или любого другого члена семьи, предложите малышу устроить концерт, где
обязательно сольным номером будет чтение наизусть стихотворения. Если нужно,
придумайте декорации и специальный костюм, которые помогут раскрыть образ
стихотворения, не ограничивайте фантазию ребенка, пусть это будет дополнительной
мотивацией для того, чтобы выучить стих.
И последнее, учить стихотворение можно в любое удобное для вас время, но как заметили
ученые, что информация, усвоенная перед сном, запоминается гораздо лучше. Поэтому,
укладывая малыша спать, в спокойной обстановке вспомните как прошел день и
повторите выученные строки.