Наталья Александровна
Консультация для родителей «Зачем детям учить стихи наизусть»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей : «Зачем детям учить стихи наизусть?»
Моя воспитанница Маша читает стихотворение Е. Ф. Трутневой «Утром мы во двор идём». Стихотворение мы учили на занятии с помощью мнемотаблицы. Подготовительная к школе группа.
Публикация «Консультация для родителей „Зачем детям учить стихи наизусть“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Учим стихи. Консультации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2023
Часто родители мне задают вопрос в ответ на мои рекомендации, что надо детям учить стихи.
- А зачем учить стихи, если мой ребёнок не любит этого. И не говорите, пожалуйста, что это нужно для того, чтобы память развивать.
Так вот, уважаемые родители, я предлагаю разобраться в этом вопросе. Что же надо делать, чтобы детей заинтересовать чтением стихов? Так как я лично считаю, что это очень полезно не только детям, но и взрослым.
Давайте начнём с того, развивает ли чтение и учение стихов память детей?
Сейчас дети «рождаются» уже с айфоном в руке и они твёрдо знают, что ничего запоминать не надо и одним нажатием пальца можно добыть любую абсолютно информацию. Тут и не надо ничего запоминать. Т. о. память не сильно и развивается.
Ну как говорил известный психолог Павел Петрович Блонский: «Пустая голова не рассуждает».
Если мы ничего не помним, то с каждой новой информацией, которую мы получаем, нам его не с чем сравнить. Мы не можем ни анализировать, ни сопоставлять, ни обобщать, мы не можем мыслить.
И новую информацию мы просто воспринимаем и забываем, потому что помнить его не надо, и думать не можем.
И это первое, что можно сказать о памяти и стихах, которые его развивают.
Память связывает воедино все мыслительные процессы.
«И не говорите, что стихи нужно учить для того, чтобы развивать речь, - опять спорят со мной родители, - Мы речь развиваем с логопедом»
А я опять хочу сказать обратное. Конечно же стихи читать и учить нужно для того, чтобы развивать речь. Ну и для общего развития.
Что такое общее развитие? Все это понимают по – разному. Какова же роль стихов в общем развитии ребёнка?
К. И. Чуковский очень возмущался в своё время, что отсутствует стиховое воспитание детей. Есть музыкальное воспитание, есть художественное, есть физкультурное, а вот стихового нет. Корней Иванович говорил, что ребёнку уже с рождения доставляет радость упивание поэтической речью. Он с удивлением слушает «Ладушки», «Сорока – сорока». Стихи в этом возрасте одно из сильнейших педагогических средств воздействия на мысли и чувства ребёнка.
К. И. Чуковский пишет: «Благодаря изящным словесным конструкциям, подчиненным гибкому музыкальному ритму, пока ты украшен звонкими рифмами, ребёнок, играющий без усилий, закрепляет в уме словарь и строй общенародной речи».
И если мы вспомним, как ребёнок родился, как открыл глазки, какие задачи перед ним стоят: и мир выстроить окружающий и речь освоить человеческую и в этой работе ребёнку всегда помогал материнский фольклор (пестушки, потешки, приговорки). И это помогало выстраивать ребёнку режимные моменты.
«И что нам читать: потешки и сказку «Колобок?» - слышу в ответ я вопрос.
Да, начиная с двух лет надо именно это и читать.
Ребёнок растёт, границы его расширяются. Из люльки ребёнок выходит в комнату, из комнаты в дом, из дома на улицу. И это всё в фольклоре выстроено.
Колыбельные песни детям пелись не просто так. В них видно, как устроен мир. Это напевается, пока ребёнок ничего не видел, это всё в него закладывается. Так называемая жизненная программа: что ты будешь делать и что ждёт от тебя мир».
И вот возникает вопрос: «Ребенку все это наговаривается, а он пока ничего этого не понимает. Зачем?»
И на этот вопрос хорошо отвечает российский психолог Мария Владимировна Осорина: «Ребёнок не понимает значения слов, но ему наговаривается устройство мира и слушая, он синхронизируется с материнским ритмом, и когда взрослеет, у него гнездятся мощные образы, которые являются сгустками жизненных смыслов, передающие народные традиции».
Т. е как бы всё это потом очнётся. Наговаривается, наговаривается, ребёнок не всё понимает, но какие – то сгустки смыслов вкладываются и это все потом очнётся обязательно.
Фольклор идёт в ногу с развитием ребёнка и везёт развитие ребёнка за собой. И чтобы ребенок заговорил, нужна:
- богатая речевая среда;
- паузы, лакуны, чтобы было куда ребёнку вставить своё слово.
Так вот, когда материнский фольклор стал уходить, а он и уходил, на смену приходит комментирующая речь взрослого. Мы потом читаем стихи А. Барто «Игрушки», С. Маршака «Детки в клетке». Ну и дальше Чуковского, Заходера, Михалкова.
Родители не очень понимают, какую важную роль играет стиховое воспитание. Если раньше не было во время Чуковского стихового воспитания, то в наше время совсем его нет. И не понимают никто то поэтическое богатство, о котором писал Чуковский.
И когда родители говорят, что мой ребёнок не любит стихи, не хочет он их учить, я говорю, что он не не любит, он не может их учить, ему трудно, он их не слышит.
Существует тенденция слабого запоминания детьми ритмически организованных текстов, стихов, потешек, считалок. Они не удерживают ритм и рифму. И это мы видим каждый день в детях.
Что такое ритм, без которого наши дети сейчас существуют? Ритм – это не только стихи, музыка и танцы. Ритм – это и регуляция собственной активности организма. Ведущая роль в его развитии имеют координации речи и развития. Всё, что нас окружает, существует по законам ритма. Это сердцебиение и дыхание; и сон и бодроствование; и чередование времён года; - это звуки. Развитие чувства ритма способствует развитию участков мозга, которые отвечают за речь. Т. е. ритм влияет на речь: на его формирование и восприятие. Отсутствие чувства ритма замедляет речевое развитие.
При чтении ритмическая артикуляция голосового аппарата очень важна, иначе ты не можешь нормально, плавно читать.
При письме организационно – ритмическая работа моторики руки чрезвычайно важна. Когда смотрим на детей, которые пишут красиво и кое – как, можно сделать вывод, что с чувством ритма не всё в порядке.
Дети, которые не слышат стихов, они пересказывают словособытийную конву стихотворения и родители удивляются, почему так: он всё так правильно говорит, но почему то не в рифму. Т. е дети не только ритм не чувствуют, но и рифму не слышат.
Нарушения чувства ритма характерно для детей с различными формами недоразвития речи.
Поэтическая речь существует, благодаря тропам – это метафоры, сравнения, олицетворения. Поэтическая речь развивает воображение. Для человека, развитие воображения – это возможность создать что – то новое.
Что же дают нам стихи? Это выход, это прорыв из такой бытийной жёсткой ситуации, выход сознания на другой уровень, на другой уровень восприятия мира, на другой уровень видения мира.
Стихи нужно читать и учить! И не только детям, но и нам – взрослым!
Когда я говорю «Взрослым», родители опять задают мне вопрос: «А вы тоже учите?»
«Да. Можете посмотреть на моей страничке в ВК»,- отвечаю я. «А ты всё наизусть учишь, никуда не смотришь?», - не верят мне тоже коллеги. «Наизусть, могу рассказать прямо сейчас», - улыбаюсь не верящим мне коллегам.
Хочу представить вашему вниманию стихотворение моей любимой поэтессы Анны Алексеевны Сеничевой «Рюкзак на плечи, ветрам навстречу».
Благодарю за внимание!