Приложение МААМ

Консультация для родителей «Этот коварный звук [Р]»

Елена Абашина
Консультация для родителей «Этот коварный звук [Р]»
▼ Скачать + Заказать документы

"Консультация для родителей «ЭТОТ КОВАРНЫЙ ЗВУК "Р"»

       Уважаемые родители! Сегодня мы поговорим о том, как выработать звук «Р», когда он отсутствует совсем.

   Сначала необходимо выработать звук, который произносится без вибрации языка, так называемый «проторный» звук «Р».

      Рычим по правилам: как научить ребенка говорить букву «р»

 

Публикация «Консультация для родителей „Этот коварный звук [Р]“» размещена в разделах

Многие родители сталкиваются с тем, что ребенок не говорит звук «Р».Если малыш совсем мал, переживать рано, но если к 6 годам недостаток не исправился, без артикуляционной гимнастики и чистоговорок не обойтись. Узнайте, как научить ребенка говорить букву «р», строя занятия весело и интересно.

 

Этот коварррный «Р»

Почему «р» так сложен для малыша?Причина кроется в том, что это особенный звук, вибрант, артикулировать его непросто.  При произнесении кончиком языка нужно касаться небных бугорков позади верхних зубов, при этом боковые краешки языка необходимо прижимать к верхним жевательным зубам.  Выдыхаемый воздух своим напором должен заставлять переднюю часть языка вибрировать. Необходимо, чтобы в работе были задействованы и голосовые связки, а в горле ощущаться дрожание. Согласитесь, управлять речевым аппаратом довольно сложно. Дефект произношения «р» может быть фонетическим, то есть искажаться, или фонематическим, когда происходит замещение «р» иным звуком (чаще всего это «Р» мягкий, «Л», «Й» или близкий к «Г» звук). В первом случае логопед обозначит проблему термином «ротацизм», во втором – «параротацизм».Что является причиной неправильного выговаривания «Р»? На самом деле, причин может быть несколько:

малоподвижный, плохо развитый артикуляционный аппарат ребенка;

неправильное распределение речевого дыхания;

нарушение фонематического слуха;

генетическая предрасположенность;

особенности строения подъязычной связки, известной всем как «уздечка».

Исправляются эти недостатки, за исключением последнего, одним из способов:

имитативным, то есть подражательным;

механическим, с применением зонда, шпателя или иных логопедических приспособлений;

смешанным (сочетанием первых двух).

«Дети – отличные повторюшки, - говорит логопед Туз Е. А. – поэтому показывайте не только, как нужно произносить звуки, но и мимику, постановку языка. Наклоняйтесь к ребенку ближе! Предложите игру «отражение», пусть копирует ваши действия!»

Стоит ли «выпускать» звук «Р» из-под узды?

Уздечка может быть либо слишком длинной, либо, наоборот, короткой. Язык в этом случае или не достигает неба, или недостаточно напряжен. Определить дефект может только доктор. Не впадайте в панику, если в годик при осмотре у стоматолога доктор вынес вердикт «короткая уздечка». Резать или не резать – извечный вопрос, встающий перед родителями. Сегодня большая часть специалистов принимает точку зрения, что обойтись без подрезания реально. Упражнения способны растянуть мышцу, сделать ее эластичной. Но если без подрезания не обойтись, не бойтесь: это небольшое хирургическое вмешательство практически безболезненно.

Нина, мама сына-первоклассника: «Андрюше посоветовали резать уздечку еще в год. Я испугалась, пожалела… В результате даже логопед в детском саду ничего не смог поделать, картавость не исправлялась. В 6 лет решилась, повела сына к доктору. Через полгода звук «Р» нам поставили!»

Когда бить тревогу, что ребенок так и не научился выговаривать букву «р»?

Может, это кого-то и удивит, но есть родители, которые либо не замечают, что их ребенок картавит, либо считают, что в этом выражается индивидуальность малыша, и а-ля французский прононс кажется им очень милым. Да, когда совсем кроха картавит, это забавно, умильно. Но пройдет немного времени, и такой ребенок станет объектом насмешек сверстников. А в дальнейшем этот речевой недостаток может помешать построить человеку карьеру и личную жизнь. Ведь руководителя с плохой артикуляцией мало кто из подчиненных воспринимает всерьез, а уж стать публичными удалось лишь единицам людей с ротацизмом.  

«Нарушение речи и, как следствие, ограниченность речевого общения могут оказать отрицательное влияние на формирование личности ребенка, - говорит автор известного учебника по логопедии Волкова П. С. – А это способно вызвать психические наслоения, провоцировать развитие застенчивости, замкнутости, нерешительности и чувства неполноценности».

В каком возрасте дети учатся говорить «Р» четко и внятно? Обычно к возрасту 5-6 лет артикуляция звуков у ребенка должна быть полностью поставлена. Если к этому времени ребенок все еще не «рычит», стоит обратиться к логопеду.

Первое же посещения этого специалиста обогатит родителей множеством знаний! Во-первых, может быть обнаружено, что проблем со звуками у ребенка больше, чем кажется. Зачастую на слух неспециалиста явно воспринимается нарушение артикуляции далеко не всех звуков. +

Во-вторых, логопед подберет индивидуальный комплекс упражнений для занятий, и расскажет, насколько важно, чтобы эти занятия проводились регулярно.

Исправляем недостатки речи дома

Конечно, предпочтительнее, чтобы звук «Р» ребенку ставил опытный логопед. Однако хорошего специалиста тяжело найти, да и услуги их стоят недешево. Отличный вариант – посещение логопедической группы детского сада, но, как правило, в этих учреждениях редко бывают свободные места. Можно при первичном посещении логопеда, который диагностирует нарушение произношения, получить консультацию, как научить ребёнка говорить букву «р» в домашних условиях.

Освоение «р» должно быть поэтапное:

«поставить» проблемный звук;

автоматизировать произношение.

Как освоить звук «Р» в домашних условиях?

Если вы решили самостоятельно исправить речевой дефект, то следуйте важному правилу: домашние уроки должны приносить детям удовольствие. Учиться, играя – вот главная методика!Ежедневные тренировки стоит начинать с разминки. Это должна быть гимнастика для разогрева артикуляционного аппарата ребенка.  Цель гимнастики – выработка и закрепление определенных положений речевых органов, нужных для произнесения проблемного звука правильно, ведь для четкой и правильной артикуляции необходимы сильные и подвижные язык, губы и небо. Заниматься нужно под счет взрослого по 5-6 раз каждое упражнение перед зеркалом такой величины, чтобы малыш хорошо видел свое лицо.

«Заборчик». Растянуть губы в улыбке так, чтобы обнажились оба ряда зубов, зажать зубы – это «забор».

.«Окошко». Ротик открыт, чтоб виднелись все зубки. Подержать «окошко» открытым.

«Почистим зубки». Ротик приоткрыт, а кончик язычка – это щетка. Пусть щетка почистит зубки с внутренней стороны (вправо-влево).

«Маляр». Пусть малыш улыбнется, покажет зубки-«заборчик», а затем приоткроет ротик и погладит языком вперед-назад верхнее небо.

«Лошадка». Губы – в улыбке, зубки приоткрыты, подбородок – неподвижен, а язычок «цокает», словно лошадка. Язык работает весь, а не только кончик!

«Грибок». Положение рта – как в «Лошадке», но язык не «цокает», он неподвижно залипает на верхнем небе примерно на 10 секунд, это важное упражнение на растяжку «уздечки».

«Дразнилка»Пусть ребенок подразнится: высунет язык и поболтает им.

Эти упражнения помогают разработке артикуляционного аппарата. Для того, чтобы «поставить»вибрант, нужно выполнять специальные упражнения.

«Моторчик» - рот открыт, губы растянуты в широкой улыбке, а передняя часть языка лежит на бугорках. Просите малыша с силой дуть на язычок с голосом (вроде Д-Ж-Ж-Ж).

Губы – в улыбке, язычок стучит в альвеолы: «д-ды-д-ды», а пальчик «заводит мотор» - вызывает вибрирование кончика языка.

Попросите, чтобы малыш широко раскрыл ротик, произнося «з-за», и подсуньте под его язычок шпатель; ритмично влево-вправо его подвигайте. В случае, если все выполнено правильно, то желанный «Р» должен отчетливо послышаться.

Не забывайте, что дети любят подражать. Покажите, как правильно нужно рычать, ребенку точно понравится играть в щенка.

Заметив, что регулярные занятия приносят пользу, и у ребенка уже отчетливо произносится изолированный «р», начинайте вводить слоги, где «р» в начале закрытого слога (ра-ро-ри, или в конце открытого (ар-ор-ир, или в окружении гласных (ара-оро-ири). Когда и этот этап даст положительные результаты, практикуйте слова, где «р» находится в разных их частях: начале, середине и конце. Автоматизация звука должна происходить по определенной последовательности - от простого постепенно к сложному: слог – слово – фразы – тексты – стихи – скороговорки - речевой поток.

Публикации по теме:

«Ах, этот сладкий Новый год!» Сценарий новогоднего праздника для детей 3–4 лет с участием родителей«Ах, этот сладкий Новый год!» Сценарий новогоднего праздника для детей 3–4 лет с участием родителей До начала утренника дети и их родители проходят в зал, осматривают нарядную ёлку и праздничное убранство. Каждый из родителей занимает место.

Консультация для родителей «Этот День Победы… Как сохранить традиции» Консультация для родителей. 9 Мая 1945 года все дальше уходит от нас, все меньше остается ветеранов и очевидцев тех страшных событий. Как.

Фотоотчёт о выставке совместных работ детей и родителей «Этот удивительный космос»Фотоотчёт о выставке совместных работ детей и родителей «Этот удивительный космос» Фотоотчёт о выставке совместных работ детей и родителей «Этот удивительный космос».В 2021 году 12 апреля Россия празднует 60 лет со дня.

Фотоотчёт о выставке совместных работ детей и родителей «Этот загадочный космос»Фотоотчёт о выставке совместных работ детей и родителей «Этот загадочный космос» 12 апреля весь мир отмечает день авиации и космонавтики-памятную дату, посвящённую первому полёту человека в космос. Это особенный день-день.

Конспект ООД по обучению грамоте для родителей с ребёнком 6–7 лет «Звук [Ч] и буква Ч» Тема:«Звук [Ч] и буква Ч» Уважаемые родители! Предлагаю Вашему вниманию занятие по обучению грамоте в условиях самоизоляции. Цель: знакомство.

Консультация для родителей «Авторитет родителей и его влияние на развитие личности ребенка» "Ребенок- зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца" В. А. Сухомлинский.

Консультация для родителей «Роль родителей в приобщении детей к здоровому образу жизни» Сегодня, наверное, нет на земле человека, который бы оставался равнодушным к спорту. Все понимают роль спорта, но сами взрослые порой почему-то.

Консультация для родителей «Этот День Победы. Что рассказать ребёнку о войне»Консультация для родителей «Этот День Победы. Что рассказать ребёнку о войне» История нашей страны никогда не была безмятежной. В ней есть две особые даты: 22 июня - начало Великой Отечественной войны и 9 мая.

Сценарий музыкально-спортивного досуга «Коварный Пират Нехочуха или похищение мамочек», посвящённый Дню Матери для детей ДОУСценарий музыкально-спортивного досуга «Коварный Пират Нехочуха или похищение мамочек», посвящённый Дню Матери для детей ДОУ ХОД МЕРОПРИЯТИЯ:Ведущая : Добрый день, ребята. Сегодня по всей России праздник "ДЕНЬ МАТЕРИ". И начать его я хочу словами Зои Ивановны.

Тематическая беседа-концерт для старшей группы «Ах, этот вальса звук прелестный» Уважаемые коллеги! Приглашаю Вас посетить тематическую беседу-концерт! Эта форма занятия позволяет глубоко проработать и закрепить знания.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Этот коварный звук [Р]»
Опубликовано: 20 июня 2021 в 11:08
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей «Этот коварный звук [Р]»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Абашина (УИ 237620) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД