Дарья Козик
Консультация для родителей «Эмоциональный интеллект вашего ребёнка»
▼ Скачать + Заказать документы
Эмоциональный интеллект (ЭИ)- это способность распознавать и понимать не только свои эмоции, но и окружающих.
ЭИ состоит из пяти компонентов:
1. Самосознание
2. Саморегулирование
3. Внутренняя мотивация
4. Эмпатия
5. Социальные навыки
Ежедневно мы используем ЭИ для общения, принятия решений, разрешения конфликтов.
Люди с высоким эмоциональным интеллектом :
- сохраняют спокойствие в стрессовых ситуациях
- умеют рисковать
Публикация «Консультация для родителей „Эмоциональный интеллект вашего ребёнка“» размещена в разделах
- не боятся перемен
- умеют разрешать конфликты
- эмпатичны
- умеют слышать, размышлять и реагировать на конструктивную критику.
Люди с низким эмоциональным интеллектом :
- не готовы брать ответственность за свои действия
- изображают жертву
- имеют пассивно-агрессивный стиль общения
- не умеют работать в команде
- критикуют других, не приемлют альтернативной точки зрения
Как развивать эмоциональный интеллект у детей?
Родители принимают непосредственное участие в процессе развития эмоционального интеллекта ребенка. Основная цель взрослого – научить малыша жить в гармонии со собой, принимать в себе весь спектр чувств – любовь, радость, гордость, зависть, ревность, злость, страх. И не нужно делить эмоции на плохие и хорошие, ведь все они имеют место быть в душе человека.
Первый и основной навык эмоционального интеллекта – понимание своих эмоций. Чтобы помочь ребенку научиться понимать самого себя, проговаривайте вслух те эмоции, которые он испытывает. Ведь когда малыш радуется, злится или боится, он еще не знает, что каждое его состояние имеет определенное название. Раз за разом сознавая их, малыш понимает, что чувства бывают разные и он имеет право на каждое из них.
Например: «Похоже, тебе сейчас очень весело»; «Ты сейчас такой счастливый, как солнечный зайчик»; «Твоя игрушка сломалась, и ты очень расстроен»; «Я вижу, что ты очень растерян»; «Наверное, ты сейчас сердит, как грозный лев»
Чувства можно сравнивать со сказочными героями, животными, явлениями природы, лепить и рисовать их – все, что может рассказать об эмоции, полезно для развития первой ступени эмоционального интеллекта – понимания самого себя.
Родитель для ребенка – модель подражания. Когда ребенок наблюдает за взрослым, он начинает понимать, как следует обращаться со своими чувствами. Ему нужно видеть взрослого не только радостным и счастливым, но и уставшего, расстроенного, иногда разозленного, иными словами – естественного. Поэтому для родителя важно в первую очередь не бояться быть «настоящим», чтобы ребенок мог признать самого себя со всеми слабостями и особенностями.
Озвучивайте свои эмоции так же, как озвучиваете эмоции своего ребенка :
«Я так горжусь твоими увлечениями»;
«Я радуюсь, когда ты радуешься»;
«Сейчас я очень сержусь из-за разлитых на ковер красок»;
«Я злюсь, когда меня не слушают»
Когда у ребенка развивается речь и появляется возможность вести диалог, можно начинать проговаривать эмоции через альтернативные вопросы:
«Тебе весело или грустно?»;
«Интересно или скучно?»
Ради, казалось бы, простого ответа «Да» или «Нет» малыш проделывает большую работу, прислушиваясь к себе, распознавая эмоции и анализируя способ их выражения. Именно этот процесс и отвечает за развитие эмоционального интеллекта ребенка.
Разобравшись с противоположными эмоциями, можно будет переходить к близким вариантам, уточняя у малыша, обижается он или злится, испытывает радость или восторг, грусть или разочарование.
И, наконец, познакомившись с различными эмоциональными оттенками, научившись распознавать и проживать их, ребенок сам сможет ответить на вопрос «Что ты чувствуешь?».
В каком бы возрасте взрослые не начали заниматься развитием эмоционального интеллекта у ребенка, алгоритм его формирования будет един – важно, чтобы знакомство с миром эмоций проходило постепенно, от простого к сложному:
1. Рассказывайте ребенку о чувствах и эмоциях, проговаривайте их вслух, наглядно показывайте эмоциональные проявления при помощи различных игр и бесед.
2. Учите распознавать проживаемые чувства и эмоции, предлагая сравнение:
- далеких по значению чувств (радость – печаль, гнев – ликование, зависть – восторг, ненависть – любовь и прочие)
- близких по значению чувств (скука – грусть, обида – злость, любовь – нежность, радость – восторг, злость – раздражение и прочие)
3. Побуждайте ребенка самостоятельно выражать свои чувства и эмоции. Интересуйтесь, что чувствует ребенок в различных жизненных ситуациях.
Помните, когда человек в контакте со своими эмоциями - выбор всегда за ним! Человек контролирует свои эмоции, не наоборот.