Вера Петушкова
Консультация для родителей «Эмоционально-волевая сфера личности. Развитие самосознания»
▼ Скачать + Заказать документы
Психическое развитие, становление личности связано с формированием самосознания-осознанием самого себя и отношением к себе как к физическому, духовному и общественному существу.
Ребенок не рождается с готовым самосознанием, Лишь в процессе общения со взрослыми и сверстниками он постепенно познает себя. Развитие самосознания протекает индивидуально у каждого ребенка, но, как правило, к концу 1-го года жизни первые признаки его возникновения уже можно заметить-ребенок начинает выделять себя, свое тело из окружающего его пространства. Дальнейшее развитие самосознания связано с осознанием своих желаний и вообще мотивов деятельности. Это помогает ему перейти на следующую ступень в развитии самосознания-отделить себя от своих действий. Первоначально ребенок не осознает себя субъектом деятельности, он называет себя в 3-м лице, уговаривает, хвалит, просит, ругает-беседует сам с собой, как с посторонним.
Публикация «Консультация для родителей „Эмоционально-волевая сфера личности, Развитие самосознания“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Эмоции. Консультации и рекомендации для родителей
- Темочки
Важный момент в развитии самосознания наступает на 3-м году жизни, когда ребенок начинает отделять действие от предмета, за которым оно первоначально было жестко закреплено. Это происходит не вдруг, не само собой, а в результате выполнения ребенком предметного действия,
По-иному ребенок начинает относиться ко взрослым, Свои действия с предметами он сравнивает с действиями родителей, других окружающих его взрослых, находит в них сходство, различия. Важную роль в осознании ребенком самого себя играет его практическая самостоятельность. И наконец, у него появляется свое желание, отличное от желания взрослого, личное действие, к которому он относится как к своему, самостоятельно совершенному действию.
Дальнейшее развитие самосознания происходит в дошкольные годы в процессе собственной активной деятельности ребенка на основе взаимодействия его с окружающими. В этот период формируется и такая важная форма проявления самосознания, как самооценка. Она служит показателем определенного уровня развития личности, выступает как уровень самоопределения, как «зеркало» личностных качеств. Далеко не безразлично для родителей, какова самооценка их ребенка, Ведь ею в значительной степени определяется активность личности. Решающее значение в развитии самооценки имеет общение ребенка со взрослыми. И это понятно-свои возможности он еще не знает и на веру принимает оценку себя взрослыми, оценивает себя как бы через призму их оценок, целиком ориентируется на их мнение. В дальнейшем в детской самооценке появляются элементы самостоятельности, она становится полнее, критичнее, но тем не менее непрерывно переплетается с оценочными отношениями взрослых.
Оценка родителей играет важную роль в развитии самооценки ребенка, она должна выполнять как ориентирующую, так и стимулирующую функции, воздействовать не только на ум, но и чувства дошкольника. Она должна учитывать не только возрастные и индивидуальные особенности ребенка, возможности его на сегодняшний день, но и, что особенно важно, зоны ближайшего развития, знания той конкретной микросреды, в которую включен ребенок. С особым вниманием, теплом надо относиться к тем детям, у которых самооценка занижена,-это дети, как правило, чрезмерно застенчивы, неуверены в себе. Это может отрицательно повлиять на адаптацию ребенка к школе, на дальнейшее развитее его личности. Общение с родителями должно вселять в ребенка веру в свои возможности и силы, рождать оптимизм, стимулировать его творческую активность, развивать желание достичь более высоких результатов. Важно выработать единую стратегию и тактику по отношению к ребенку со стороны родителей и других членов семьи, согласовать ее с позицией воспитателей в детском саду. Система мероприятий, направленных на формирование самооценки, должна предусматривать как развитие личностных качеств, умений и способностей ребенка, обеспечивающих ему успех в деятельности, так и создание в семье и группе детского сада микроклимата, благоприятного для его психического развития.
Не следует ждать быстрых успехов в этом процессе. Работа по формированию самооценки, ее коррекция нелегкая, длительная, тонкая и кропотливая. Она должна вестись взрослыми систематически и последовательно. Чтобы добиться успеха, необходимо проявить педагогический такт, способность к сопереживанию, терпеливость, доброжелательность, умение понять мир ребенка и проникнуть в него.