Юлия Егорова
Консультация для родителей «Эмоциональная поддержка ребёнка в семье»
▼ Скачать
Консультация для родителей «Эмоциональная поддержка ребёнка в семье»
Педагог-психолог МБОУ "ОСОШ №1" с/п "Детский сад "Гнёздышко" Егорова Юлия Михайловна
Публикация «Консультация для родителей „Эмоциональная поддержка ребёнка в семье“» размещена в разделах
Цель: формирование навыков эмоциональной поддержки ребёнка, оказание ему необходимой помощи с целью поддержания психологического комфорта в семье для правильного развития ребенка, становления его личности.
Задачи:
- способствовать созданию эмоционально-благоприятной семейной атмосферы;
- познакомить с термином «родительские установки», дать понять насколько важно, чтобы они носили позитивную направленность;
- повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах эмоциональной поддержки дошкольников;
- разработать рекомендации по взаимодействию родитель-ребенок.
Оборудование: смарт-доска; видеоролик «О воспитании ребёнка»; презентация «Эмоциональная поддержка ребёнка в семье»; стикеры для теста, фломастеры или цветные карандаши; короткометражный мультфильм «Один маленький шаг»; буклеты «Ключи к успешному воспитанию».
Ход тренинга-практикума:
Приветствие
Добрый вечер, уважаемые родители! Я рада Вас приветствовать на консультации «Эмоциональная поддержка ребенка в семье». По мнению Всемирной Организации Здоровья, здоровье – это состояние полной гармонии физического, психического и эмоционального благополучия ребёнка. Сегодня мы поговорим о значимости эмоционального благополучия ребёнка для сохранения и укрепления его здоровья.
Мотивация к деятельности, установление контакта. Рисуночный тест «Две фигуры».
Первое, что я предлагаю сделать – это выполнить тест «Две фигуры». Тест рисуночный, направлен на выявление взаимоотношений с ребенком.
Родителям раздаются стикеры к тесту и цветные карандаши. Педагог-психолог предлагает нарисовать 2 геометрические фигуры: себя в виде квадрата, ребенка в виде круга. Необходимо подумать, как лучше расположить 2 фигуры на листе. Когда задание выполнено, родителям нужно проанализировать полученные результаты.
Результаты выполненного теста заставляют задуматься о системе воспитания в семье, оценить собственную стратегию семейного воспитания. Постарайтесь понять, каким же вы все-таки хотите видеть своего ребенка, а также самого себя как родителя.
Педагог-психолог подводит родителей к выводу, что к каждому ребенку необходим индивидуальный подход, и готовность в любой ситуации прийти на помощь, оказать моральную и эмоциональную поддержку.
Основная часть. Просмотр социального видеоролика «О воспитании ребёнка»
Хочу ещё раз обратить ваше внимание на те установки, которые мы даем, что они значат для ребенка и как он их выполняет / отказывается выполнять.
Негативные установки Позитивные установки
Страх, беспомощность Успех, уверенность
Агрессия, неуправляемое поведение Самореализация
Лень, безволие Сила и вера
Нереализованность Защищённость
Лицемерие Любовь
Чужие цели Самостоятельность
Ложный престиж Успешность
Вина, изматывающая работа Смысл. Цельность
Чужая жизнь
Вопрос для обсуждения:
Глядя на негативные и позитивные установки, проанализируйте свои взаимоотношения с ребёнком/детьми, на что мотивируете вы своим поведением и словами.
Теоретическая часть. Мини-лекция «Эмоциональное благополучие ребёнка в семье» (трансляция презентации)
Взаимодействие ребенка с родителем является первым опытом взаимодействия с окружающим миром. Этот опыт закрепляется и формирует определенные модели поведения с другими людьми, которые передаются из поколения в поколение.
Недаром говорят: «Яблоко от яблони недалеко падает». Так оно и есть. Все, что делают взрослые, непроизвольно фиксируется детьми, а после воспроизводится: их взгляды, слова, поступки. Давайте вспомним, какие еще мы знаем пословицы и поговорки об отношениях в семье.
Ребенку с момента рождения необходимы не только уход и питание, но и общение, которое происходит через взгляды, слова и прикосновения.
Родительская любовь нужна не только грудничкам, но и большим детям; не только нежным девочкам, но и мужественным мальчикам. Любовь не должна ограничиваться только поцелуями и объятиями. Давайте рассмотрим, какие «языки любви» существуют:
Вспомните, какие слова любви и одобрения вы произнесли в своей семье вчера? Первый язык любви – «слова поощрения».
Марк Твен как-то сказал: «Добрым словом я могу питаться два месяца». Если понимать это буквально, то, чтобы наполнить его сосуд любви, хватило бы шести слов в год. Свою любовь мы можем выразить, поддерживая друг друга словами. Наш язык так богат, что, казалось бы, с этим языком любви нет проблем, а жизнь говорит: «Есть»! Когда в последний раз мы говорили мужу: «Ты моя надежда и опора?», «Благодарю бога и твою маму за то, что у моих детей замечательный отец», а сыну: «Я горжусь тобой»!
Язык любви – «время» (пристальное внимание). Пусть это будут 15 минут полноценного внимания, чем длительное простое нахождение рядом. Постарайтесь понять, сейчас вы не хотите войти в его мир, потом он сам не впустит вас туда. Ребенок взрослеет, у него появляются новые интересы. Пусть они станут и вашими.
Язык любви – «подарки». На этом языке говорят все родители. И многие считают, что он единственный. Однако если ребенку быстро надоедают подарки, он не хвалит новую игрушку, даже забывает сказать спасибо, вряд ли подарки – его родной язык. Помните, «дорог не подарок, дорого внимание»! Подарки нужно делать не часто и всегда со смыслом.
Язык любви – «помощь». О ребенке нужно заботиться все время. Без нашей помощи он погибнет. Родители кормят его, купают, пеленают, стирают, гладят ползунки. Подрос ребенок – появляются новые заботы: собрать завтрак, отвести в школу, проверить домашнее задание. Многие дети видят в этой помощи любовь. Если ребенок благодарит вас за любую мелочь, значит, ваша забота ему важна. Помогать – значит делать вместе, постепенно передавая ребенку все больше инициативы.
Последний язык любви – «прикосновения». Они могут быть выражены через поглаживания, объятия, поцелуи.
Все мы знаем, как важны для детей прикосновения. Младенцы, которых часто берут на руки, развиваются быстрее, чем те, которые не знают ласки, - утверждают врачи. Малышей держат на руках, укачивают, целуют, обнимают. Задолго до того, как они узнают слово «любовь», они любовь чувствуют.
Виржиния Сатир, известный в мире специалист по вопросам семейной терапии, считает, что детям требуется 4 крепких объятия в день для того, чтобы они выживали; 8 крепких объятий в день для того, чтобы они были здоровыми, и 12 крепких объятий в день для того, чтобы они росли.
Педагог-психолог делает вывод о том, что каждый родитель сам решает, как воспитывать, на «каком языке» говорить с ребёнком.
Вопрос для обсуждения:
Сейчас я предлагаю вам составить портрет эмоционально-благополучного ребенка.
Предполагаемые ответы родителей : уравновешен, доброжелателен, улыбчив, разговорчив, умеет слушать, обладает чувством юмора, устанавливает контакт со сверстниками, не обижает других, критичен к своим поступкам, умеет договориться.
Но, к сожалению, не всегда в жизни у ребенка все складывается гармонично, и тогда у него возникает эмоциональное напряжение и как результат – появление неврозов.
- Как вы думаете, в чем это проявляется?
Предполагаемые ответы родителей : дети становятся капризными, у них часто меняется настроение (то плаксивы, то агрессивны, быстро утомляются, плохо засыпают, у них беспокойный сон, грызут ногти, крутят волосы.
Помимо отсутствия в семье эмоциональной поддержки, ещё одной из причин нарушения эмоционального благополучия является наказание.
- Как вы думаете, можно ли ребенка наказывать, и в каких случаях это должно происходить?
Дискуссия родителей
Мне хочется ответить словами известного российского психолога Владимира Левина, который написал семь правил для всех – «Наказывая, подумай: «Зачем?»
1. Наказание не должно вредить здоровью – ни физическому, ни психическому.
2. Если есть сомнение, наказывать или нет, – не наказывайте. Никаких наказаний для «профилактики», «на всякий случай»!
3. За один раз – одно! Даже если проступков совершено множество, наказание может быть только одно – за все сразу, а не по одному – за каждый проступок.
4. Срок давности. Лучше не наказывать, чем наказывать запоздало.
5. Наказан – прощен. Инцидент исчерпан. О старых грехах ни слова.
6. Наказание без унижения. Что бы ни было, какая бы ни была вина, наказание не должно восприниматься ребенком как торжество нашей силы над его слабостью, как унижение.
7. Ребенок не должен бояться наказания, не гнева нашего, а нашего огорчения.
Подведение итогов. Рефлексия. Просмотр короткометражного мультфильма «Один маленький шаг»
Педагог-психолог делает вывод о том, насколько родительская поддержка важна для ребенка, как наша вера помогает ребенку обрести уверенность в себе, поддерживает в трудные жизненные моменты. Очень хочется, чтобы у каждого ребенка был поддерживающий взрослый.
Педагог-психолог раздаёт буклеты.