Елена Кириченко
Консультация для родителей «Возрастные особенности и кризис детей 3 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
По сравнению со вторым годом жизни ребенок третьего -четвертого года жизни физически сильнее, выносливее, способен на большие усилия. В эти годы у детей развивается центральная нервная система. Они живо интересуются тем, что происходит вокруг них, задают много вопросов. И они задают эти вопросы непосредственно взрослым, потому что взрослый остается главной фигурой ребенка, и он почти все зависит от него. Без помощи взрослых ребенок не может справиться со многими бытовыми проблемами.
Публикация «Консультация для родителей „Возрастные особенности и кризис детей 3 лет“» размещена в разделах
- Возрастные особенности детей
- Капризы и упрямство детей. Кризис трех и семи лет
- Консультации для родителей
- Младшая группа
- Темочки
Раздеться? - Пожалуйста! Но не всем и не всегда удается полностью одеться самостоятельно. Многие уже могут сами кушать ложкой, и могут нарезать котлету, они еще не умеют есть картошку (хотя мы уже учим и пробуем).
Как это часто бывает, у ребенка ушиб колена или сдулся любимый мяч или застрял где-то - его нельзя достать. Во всех случаях ребенок обращается за помощью, сочувствием, защитой и может найти их только у взрослого.
У детей много энергии, но они все еще плохо понимают, к чему ее применить. Взрослый должен направить эту энергию в правильном направлении. Ребенок овладевает речью только благодаря стараниям взрослого и во время общения с ними.
Ребенок, как и любой человек, нуждается в поддержке и одобрении своих маленьких стремлений и достижений. Ребенок третьего года должен знать и чувствовать, что взрослый всегда готов ему помочь, поддержать и защитить. Время от времени ребенку также требуется физическая привязанность.
Наряду с этой проблемой доброжелательно возникает потребность во взрослом человеке в качестве интересного партнера по сотрудничеству. Ребенок должен быть не только духовно теплым с вами, но и интересным.
Дети третьего года стараются делать то же самое, что сейчас делает близкий взрослый: мыть посуду, подметать пол. В отличие от детей старшего возраста, они не играют в мытье посуды, а пытаются сделать это с помощью настоящих инструментов. Конечный результат их занимает мало, поэтому без участия взрослых эти занятия вскоре прекращаются
Очень важно предоставить детям достаточно свободного времени, чтобы, делая то, что они хотят, у них была возможность самостоятельно применить то, что они получили от взрослых.
В психике ребенка между двумя и тремя годами происходят следующие основные изменения: интенсивно развивается речь, появляется постановка целей и первоначальное понимание себя. Как показывают исследования, в этот период значительно увеличивается словарный запас ребенка. Если в 2 года это в среднем 270 слов, то в три года это уже 800. Но это при условии, что ребенок слышит разнообразную речь взрослых, охотно и много разговаривает с ним сам. В противном случае вполне нормальные дети начинают отставать в речевом развитии.
Самое важное психическое новообразование-это формирование целеустремленности. У ребенка есть желание и способность не только манипулировать предметами, как он это делал раньше-кататься, стучать и т. д., а также создать из них или с их помощью что – то новое-забор из кубиков, поезд из стульев и т. д.
Как это происходит? Наблюдая за взрослыми, общаясь с ними, слушая их разговоры, ребенок постепенно обнаруживает, что действия обычно приводят к определенному результату. Когда ребенок просит построить дом или нарисовать машину, а затем видит, как это делает взрослый, у него все еще есть смутное представление о том, что в результате определенных действий можно получить что-то видимое и осязаемое.
Здесь он возится с кубиками, даже не задумываясь о создании чего-либо. Но вопрос взрослого " что ты построил?" в нем возникает идея, что эта непонятная структура может быть чем-то вроде машины. А если взрослый еще и хвалит его творение, ребенок наверняка сам поверит, что сделал автомобиль. Этот взрослый определил цель ребенка, показав, что его действия привели к значимому результату. Поэтому при общении с детьми так важно постоянно ненавязчиво интересоваться тем, чем они занимаются, рекомендовать результаты, конечно же, подтвердить их.
Конечно, вам будет интересно узнать, насколько ваши дети "продвинулись" в течение года. Поскольку у детей есть целеустремленность, ребенок может сделать одно дело уже 20 минут. А если ребенок бездельничает или через 1-2 минуты бросает каждую новую вещь, то этому ребенку нужно, чтобы вы с ним дополнительно поработали.
Ребенок к концу года должен быть достаточно самостоятельным в повседневной жизни-хотеть и уметь самостоятельно есть, одеваться, купаться. Он должен гордиться тем, что знает все это, и вы должны поддерживать в нем эту гордость.
Также очень желательно, чтобы ребенок легко откликнулся на ваше предложение почитать ему, рассказать ему сказку или какую-нибудь историю, а сам выступил с подобными инициативами по отношению к взрослому.
Из всего сказанного хотелось бы сделать вывод, что работу нужно выполнять двусторонне и постоянно.
Фактически, кризис у многих детей начинается уже в возрасте двух с половиной лет. Его духовная сущность такова, что ребенок впервые начинает осознавать себя как отдельную личность и появление своего "я". Именно в этот момент необходимо свести к минимуму попытки что-то навязать ребенку и что-то запретить. По возможности нужно найти форму, в которой ребенок сможет реализовать свои намерения. Трудно общаться с детьми, которые переживают кризис. Их поведение представляет собой непрерывную серию волевых проявлений, которые проявляются в виде бесконечных "хочу или не хочу", "буду", "не буду". Важно понимать, что это не прихоти. Чем жестче вы будете вести себя с детьми, тем упрямее и выносливее они станут. Неслучайно в Древней Индии говорили: "к пяти годам ребенок-ваш царь. От пяти до десяти-ваш слуга. От десяти до пятнадцати ваш брат и после ваш друг или враг, в зависимости от того, как вы его воспитали. "