Прядко Елена Егоровна
Консультация для родителей «Воспитываем лидера»
▼ Скачать + Заказать документы
Очень многие родители мечтают, чтобы их ребёнок был успешным лидером, много преуспел в этой жизни, многого добился и всячески с детства это лидерство стремятся поддерживать.
Первые признаки активности ребёнка родители начинают наблюдать ещё в песочнице, когда он бодро играет, вовлекает других детей в свою игру, делится игрушками, или отнимает их. Любая детская активность радует родителей, но как показывает опыт, достаточно легко перепутать лидерские качества и своеволие у ребёнка.
Что же на самом деле похоже на это, а что нет?
Публикация «Консультация для родителей „Воспитываем лидера“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2022
Есть дети, которые говорят: «Я знаю, что мне надо делать! Не говори мне! Я хочу делать вот так!» У них возникает командный тон: «Так не делай! Я сам всё решаю! Я хочу так, как я хочу!» В этом есть много настойчивости и с одной стороны некое упорство, которое явно нужно лидеру, но зачастую оно переходит в так называемое «ослиное упрямство» с которым родителям трудно справиться. И вот, в какой то, момент возникает вопрос: «Его поддерживать, или как то корректировать? Это здоровая тенденция развития лидера, или мы где то ошибаемся?»
Давайте разберёмся. Не идёт ли речь о своевольных детях, которые не могут следовать за другим лидером, не могут расслабиться, довериться, взаимодействовать в командной работе, не могут справиться с ошибками и с тем что, что то идёт не по их плану? Эта опасная тенденция в детях может ухудшаться с каждым прожитым днём, месяцем, годом, потому что проблема своеволия не срастается, она только усугубляется. Своевольный ребёнок не понимает других людей, не учитывает их интересы, командуя он только самоутверждается. И чем старше ребёнок, тем хуже становится его адекватность к миру, тем слабее его уровень саморегуляции, тем региднее его психические реакции. И в итоге мы можем упустить этих детей, которые попали в то, что мы совершили ряд ошибок в их воспитании. Но что же нужно предпринять?
Для начала надо согласиться с тем, что в обществе не бывают все лидеры. Каждому для счастья достаточно найти свою сферу и интерес в жизни. Не всем нравиться быть лидером и когда мы ребёнка начинаем побуждать идти против собственной природы, мы просто ломаем его. Нам важно увидеть индивидуальность ребёнка, его желание размышлять, творчески подходить к проблеме, видеть многогранность явлений. Широта сознания, это то, что нужно для развития лидера. Когда вы разговариваете с ребёнком, задавайте ему больше вопросов: «Почему ты так думаешь? Какие ещё есть варианты? А что будет если?»
Важно учить ребёнка не командовать, а умению коммуницировать с разными людьми, при этом не только красиво говорить, но и создавать у них творческое вдохновение, увлекать идеей. Важно лидеру передать умение договариваться. Не бойтесь отказать ребёнку, и тогда эта поставленная вами граница стимулирует его договариваться. Не надо ставить жесткую, авторитарную позицию «Нет. И всё». Надо пояснить, что «можно, но потом.», «всё будет, но не сейчас», «да, но при определённых условиях», «можно, но когда…», «да, но нам придётся подождать». Т. е умение откладывать желание, умение искать пути реализации, это очень важно.
Есть ошибающиеся лидеры, которые не умеют распределить обязанности между другими, взваливают на себя всю ответственность и устают, раздражаются и, в конце концов, выдыхаются от навалившихся проблем. Такая модель не подходит для наших детей. Нам важно подвести ребенка к пониманию того, кто он, каковы его сильные и слабые стороны, а также научить видеть сильные и слабые стороны других людей.
Итак, над какими же качествами необходимо работать при воспитании будущего лидера?
1. Ответственность. Малышу нужно рассказать о том, что он хозяин своей жизни. Когда в случае неудачи ребенок обвиняет кого-то или придумывает отговорки, поощрите его взять на себя ответственность и выразите уверенность в его силах. Он должен знать, что неудачи и ошибки – это нормально.
Слова для поддержки ребенка: «Настоящий лидер – это не просто руководитель, это тот, кто заботится о людях, об их успехе».
Важно дать понять, что рядом могут быть тоже сильные дети, хорошие друзья, и то, что общими усилиями можно добиться гораздо большего, чем в одиночку.
2. Независимое творческое мышление. Для развития данного качества очень полезно задавать вопросы, способствующие развитию творческого мышления: «Почему?», «Что случилось бы,если?». Рассуждайте с ребенком, анализируйте, делайте различные выводы, не ограничивайте его и не навязывайте ему свою точку зрения, иными словами, поощряйте его независимое мышление.
Слова для поддержки ребенка: «У тебя здорово получилось предотвратить ссору!», «Ты придумал, и всем это пригодилось», «Ты умеешь придумывать интересные игры».
3. Уверенность. Самое важное качество необходимое для успеха. Для этого избегайте критики, искренне и часто хвалите усилия ребенка, ежедневно говорите о его сильных сторонах и достижениях. Акцентируйте каждый день внимание на одном его хорошем качестве.
Слова для поддержки ребенка: «Ты можешь!», «Я в тебя верю», «Никогда не сомневалась, что у тебя это получится».
4. Уважение к другим людям. Маленький лидер при общении с детьми должен думать обо всех участниках игры, уметь поддержать каждого при необходимости. В ситуации успеха другого ребенка необходимо дать понять то, что, если побеждена своя зависть, можно сказать: «Ты – сильный!» Надо учить малыша хвалить других, говорить людям комплименты, не сравнивать себя с другими.
Слова для поддержки ребенка: «Как ты думаешь, что чувствует Маша, ведь она никак не может сделать правильно деталь для своего домика, тогда как все остальные его давно уже построили?», «Друг познается не только в беде, но и в радости», «Порадоваться чужим успехам бывает труднее, чем проявить сочувствие».
5. Настойчивость, сила характера. Важно разъяснить малышу, что настойчивость очень важна в жизни, это умение не сдаваться, доводить начатое дело до конца. Можно в семье придумать какую–то награду за настойчивость.
Слова для поддержки ребенка: «У тебя получится. Попробуй еще раз!», «Молодец, что защитил девочку!»
6. Восприятие критики как стимула к развитию. Каждый родитель должен стремиться к тому, чтобы его критика была мудрой, стимулирующей к развитию малыша, а не направленной на унижение его достоинства. Хорошо, если ребенок научится шутить над своими промахами, а не воспринимать критику слишком близко к сердцу. Ведь иногда неудачи неизбежны на пути к цели.
Слова для поддержки ребенка: «Ты хороший друг, всегда предлагаешь помощь товарищам. Но я стала замечать, что ты стал повышать голос на друзей. Когда ты научишься говорить спокойнее, с тобой будет приятнее играть».
7. Честность и устойчивость нравственной позиции. Родители учат детей этим качествам преимущественно на своем примере, ведь лучше всего порядочность и нравственность формируется дома, в своей семье. Важно поговорить с ребенком о значении честности в жизни каждого человека, о том, каким образом нравственные принципы помогают не предавать себя и не потерять мир в своей душе даже в самых сложных ситуациях. Одним из полезных для развития данных качеств занятием является чтение или рассказывание историй.
Слова для поддержки ребенка: «Ты большой молодец, что не побоялся сказать правду, какой-бы неприятной она ни была», «Хорошо, что ты сдержал свое обещание, несмотря ни на что».
Список литературы:
1. Свирская Л. Где растут таланты? : учеб. - метод. пособие / Л. Свирская, Л. Роменская. – Москва: Обруч, 2014.-208 с.
2. Блог Юлии Полонской из INTERNET/ Статья из рубрики: воспитание
«7 основных правил воспитать ребёнка лидером» /
https://polonskaya-blog.ru/kak-vospitat-rebenka-liderom/