Ольга Солодкая
Консультация для родителей воспитанников подготовительной группы «Готовность к школе»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей на тему :
Что такое психологическая готовность к школе?
Обоснование выбора темы: Почему мы обратились к этой теме? Родителей и педагогов волнует вопрос, как лучше подготовить ребенка к школе, нужно ли это, что будущий первоклассник должен знать и уметь перед школой.
Публикация «Консультация для родителей воспитанников подготовительной группы „Готовность к школе“» размещена в разделах
Готовность к обучению в школе является важнейшим итогом обучения и воспитания ребенка в детском саду. Поговорим с вами подробнее о критериях школьной зрелости.
Выделяют три аспекта школьной зрелости : интеллектуальный, эмоциональный и социальный. Поговорим об это подробней.
Эмоционально-волевая зрелость проявляется в ослаблении импульсивных реакций на события и в умении долго выполнять не всегда привлекательную работу. К 6 годам происходит оформление основных структур волевого действия. Ребенок способен поставить цель, создать план действия, реализовать его, преодолев препятствия, оценить результат своего действия. Конечно, все это производится не совсем осознанно и определяется длительностью производимого действия. Но укрепить волевое знание о себе может помочь игра. Понимающие родители в период работы по дому квартиру превращают в палубу корабля, космодром, больницу, где выполняются с удовольствием, без угроз и насилия, определенные задания.
Интеллектуальная готовность к школе. Не следует путать интеллектуальное развитие ребёнка и его обученность. Есть дети к моменту поступления в школу не умеющие писать, считать, но при этом, обладающие такой высокой обучаемостью, что легко догоняют своих одноклассников. Обучаемость является одним из основных показателей готовности человека к учению, к освоению знаний стихийно или целенаправленно в условиях какой-либо конкретной образовательной системы является.
Обучаемость основывается на целой совокупности свойств интеллекта, таких как обобщенность, осознанность, мышления. Ребенок должен научиться сравнивать, обобщать, делать самостоятельные выводы, анализировать, в 6 лет он способен усвоить факты взаимодействия организма со средой, зависимости между формой предмета и его функцией, стремлением и поведением. Но достигает он этой способности только тогда, когда с ребенком занимаются. Причем не специально обучая, а при общении.
Необходимо всегда отвечать на вопросы, которые задает ребенок, так как общение с родителями — огромная радость и ценность для ребенка. Если своим вниманием вы будете поддерживать его интерес к познанию, то малышу будет легче развиваться. К сожалению, родители часто отмахиваются от надоевших вопросов — это и является основой интеллектуальной пассивности. Также к этому ведет и "пичкание” ребенка готовыми знаниями.
Даже тогда, когда он сам может обнаружить все новые свойства предметов, заметить их сходство и различие. Поэтому необходимо вместе с ребенком приобретать знания об окружающем мире и формировать его мыслительные навыки. Пусть он научится ориентироваться в окружающей среде и осмысливать полученные сведения. Интерес — главное в общении. Разжигают интерес наводящие вопросы, например, о сходстве и различии двух предметов (мяч, воздушный шар, двух явлений (дождь, снег, понятий (страна, город). Различия устанавливаются чаще всего легко, а сходства сложнее. Пусть ребенок обобщает в группу предметы (кровать, стол, стул, кресло — мебель). Постепенно усложняйте задачу, попросите назвать предметы, в которые можно что-либо положить, предметы, которые светятся, и т. д. Эта игра полезна и интересна для ребенка. Просите ребенка пересказать фильм или книгу, особенно когда он читал ее самостоятельно. Если вы не понимаете, о чем идет речь, значит, и ребенок плохо понял смысл прочитанного или просмотренного.
Еще в детском саду выясняется, есть ли у ребёнка дефекты речи, родители должны понимать, что речевые дефекты затрудняют процесс овладения грамотой. Значение речевого развития ребенка трудно переоценить. Развитие речевых способностей проявляется в коммуникативных качествах личности: дружелюбии, общительности, доверии к людям, готовности к социально - эмоциональному воздействию, развитию социального интеллекта. Умение ребенка общаться со сверстниками, действовать совместно с другими, уступать, подчиняться по необходимости — качества, которые обеспечивают ему безболезненную адаптацию к новой социальной среде. Это способствует созданию благоприятных условий для дальнейшего обучения в школе.
Социальная зрелость подразумевает потребность в общении со сверстниками, умение ребенка строить отношения с ними, а также умение слушать и выполнять указания учителя. Когда ребенок социально не зрел, то у него и доска плохая, и Петя помешал, то есть, виноваты все, только не он. Он боится, что его будут ругать, оценивать в негативной форме. И ребенок вынужден защищаться. Такому ребенку нужна помощь – принятие таким, какой он есть. Уважение и доверие к ребенку должны определять позицию родителей. Это создаст ребенку ощущение психологического комфорта, защищенности, уверенности в своих силах, поможет пережить самый стрессовый класс. Ведь каждый день нужно быть готовым к урокам, внимательным, выдерживать нагрузку, смену деятельности. Когда ребенок попадает в школе в ситуацию дезадаптации, не комфорта и не успеха, то ответственны в этом родители. И помощь психолога, в какой сфере ребенок успешен и неуспешен, будет не лишней.
Очень важный момент - мотивационная готовность к школе, желание ребенка учиться. У ребенка должна быть сформирована «внутренняя позиция школьника». Именно подготовительная группа детского сада позволяет сменить игровую позицию на учебную. Происходят качественные изменения в психической сфере. От позиции дошкольника «я хочу» ребенок переходит к позиции школьника «надо». Он начинает понимать, что в школе применяются правила, оценочная система. Обычно готовый к обучению ребенок «хочет учиться».
Физическое состояние. На самом деле самая тяжелая нагрузка в школе – это необходимость сидеть 40 минут урока. Это требует значительных усилий и напряжения всего организма. Если ребенок здоров, хорошо развит физически, находится в основной группе здоровья, у него нет отклонений в развитии, тогда он выдержит любую программу. Ослабленный, больной ребенок быстро устает, не выдерживает нагрузку, может потерять веру в свои силы. Поэтому целесообразно сосредоточить внимание и на здоровье будущего первоклассника.
Способности детей не обязательно должны быть сформированными к началу обучения в школе, особенно те из них, которые в процессе учения продолжают еще активно развиваться, однако есть один вид способностей, от которых прямо зависит учение и на развитие которых следует обратить особое внимание в дошкольном возрасте. Это — двигательные способности (умения и навыки, в частности те из них, которые проявляются в индивидуальных видах творческой деятельности детей: конструирование, рисование, лепка, игра на музыкальных инструментах, изготовление каких-либо поделок.
Эти виды деятельности ребенка способствуют развитию мелкой моторики и координации движений руки, что является важным аспектом подготовки к школе. Среди многих видов учебной деятельности начинающего школьника овладение им навыком письма является наиболее сложным. Письмо служит одним из базовых навыков и от того, насколько ребенок овладеет письмом, зависит успешность его дальнейшего обучения в школе, так как именно нарушения письма обычно становятся главными причинами неуспеваемости младших школьников.
Кроме того, будущий ученик должен обладать таким качеством, как самостоятельность, если он бегло читает, но не умеет завязывать шнурки, то в его школьной жизни возникнут определенные проблемы.
Таким образом, "портрет" идеального первоклассника предполагает наличие определенных качеств:
-стремление к общению со сверстниками;
- эмоциональная отзывчивость;
- желание учится (уметь читать, писать, считать);
- хорошее здоровье;
- грамотная речь, связное изложение своих мыслей;
- стремление к сотрудничеству со взрослым;
- развитая произвольность поведения;
- хорошо сформированная координация движений;
- любознательность и стремление к открытиям.
Итак, под психологической готовностью к школе понимают необходимый и достаточный уровень психического развития ребёнка, необходимый для освоения школьной учебной программы в условиях детского коллектива.
Каждый родитель знает, какое качество наиболее значимо для его ребенка, и при активной помощи воспитателя будет его развивать.